Урок литературы. А. Погорельский Черная курица, или Подземные жители (5 класс)


А. Погорельский
Сказка
Черная курица, или Подземные жители
5 класс
С именем А. Погорельского связано возникновение в 20-х годах 19 века романтической прозы. Его произведения учат честности, бескорыстию, вере в добро. Антоний Погорельский (псевдоним Алексея Алексеевича Перовского) – дядя по матери и воспитатель Алексея Константиновича Толстого, поэта, писателя, драматурга, чье имя тесно связано с селом Красный Рог и городом Почепом Брянской области. Он был образованным человеком. В 1807 году окончил Московский университет, был участником войны 1812 года, состоял членом Вольного общества любителей российской словесности, общался с Рылеевым, Н. Бестужевым, Кюхельбекером, Ф. Глинкой. Пушкин ценил и знал повести А. Погорельского. Погорельский написал «Двойник, или мои вечера в Малороссии», «Монастырка», «Магнетизер» и другие. Сказка «Подземные жители, или Черная курица» опубликована в 1829 году. Написана для воспитанника, племянника Алеши. Задания и вопросы по анализу сказки.
- Чем эта волшебная повесть не похожа на другие волшебные сказки?
- Какой эпизод сказки произвел на вас самое сильное впечатление? Почему?
Подземные жители: на приеме у короля, охота, путь в подземное царство.
- Подготовьте выразительное чтение нескольких отрывков, например: разговор с учителем, когда Алеша потерял семечко («Алеша нимало не сомневался в том… Но прощай, пора нам расставаться»). Или признание Алеши перед детьми («Когда поутру собрались дети в классе… Алеша горько заплакал, чувствуя, что потерял его невозвратно»). Такая подготовка делает урок динамичным, экономит время урока, способствует вдумчивому чтению сказки, вызывает глубокий эмоциональный отклик.
Эпиграф.
Не для того дан вам ум, чтобы вы во зло его употребили
Урок начинаем с краткого сообщения об авторе. Затем звучит запись инсценировки «Черная курица». Главный вопрос: «Конопляное семечко освободило Алешу от труда, и теперь не надо было учить уроки. Заманчиво, не правда ли? Но хорошо ли?»
Задания.
Одни – выбрать из текста и прочитать, каким рисует автор Алешу до того, как он получил конопляное семечко, а другие – каким он стал, когда получил зернышко.
До получения зернышка Имея зернышко
Алеша был мальчик умненький, миленький, учился хорошо, и все его любили и ласкали Учитель очень его хвалил. Алеша не принимал его хвалу с тем удовольствием, которое прежде чувствовал в подобных случаях. Внутренний голос ему говорил, что он не заслуживает этой похвалы, потому что этот урок не стоил ему никакого труда
Горько чувствовал свое одиночество Алеша внутренне стыдился этих похвал: ему совестно было, что ставили его в пример товарищам, тогда как он вовсе того не заслуживал
Единственным его утешением было чтение книг Сначала стыдился похвал, чувствовал, что вовсе их не заслуживает, но мало-помалу он стал к ним привыкать, и, наконец, самолюбие его дошло до того, что он принимал, не краснея, похвалы, которыми его осыпали
Любимым его занятием… было мысленно переноситься в старинные, давно прошедшие века…юное воображение его бродило по развалинам или темными дремучими лесами Он много стал о себе думать, важничал перед другими мальчиками и вообразил, что он гораздо лучше и умнее всех их
Алеше никогда не удавалось побывать в этом уголке (переулке), который сильно возбуждал его любопытство… первое его движение было – подбегать к забору…ему казалось, что какая-нибудь добрая волшебница нарочно для него провертела эти дырочки. Он все ожидал, что когда-нибудь эта волшебница явится и сквозь дырочку подаст ему игрушку, или талисман, или письмецо от папеньки или маменьки, от которых не получал он давно уже никакого известия и т.д. Нрав Алеши от этого совсем испортился: из доброго, милого и скромного мальчика он сделался гордым и непослушным и т.д.
- Каким знали в пансионе Алешу, за что его любили?
- Что вызвало в нем ужас и отвращение?
- Чем он увлекался в свободное от уроков время и как это его характеризует?
- Что изменилось в самом Алеше, вокруг него, когда он получил волшебное конопляное зернышко?
Праздность портила его нрав. Алеша стал гордым и непослушным. Сначала учился хорошо, а потом вовсе не учился. Праздность развращает человека. Труд – обязательное условие нравственной красоты человека. Советы Чернушки:
«Ты ветрен и никогда не слушаешься с первого слова, а это нехорошо», «Алеша, к теперешним худым свойствам твоим не прибавь еще худшее – неблагодарности!»
Далее чтение в лицах эпизодов, которые рассказывают о самых драматических событиях в жизни Алеши: потере конопляного семечка и предательстве. После этого отвечаем на главный вопрос (проблемный). Выводы:
Нельзя ставить себя выше других людей, даже если ты много знаешь и умеешь
Надо развивать в себе скромность, трудолюбие, прилежание, чувство долга, честность, уважение к людям, доброту
Надо быть строгим к себе
- Чем эта волшебная повесть не похожа на другие волшебные сказки? Волшебное королевство не волшебное, просто маленькое. В нем все как в жизни.
Пересказ эпизода охоты, на которую приглашен Алеша в подземном царстве.
Писатель хорошо знает мир детства, увлекательно, живо ведет рассказ, заставляет поверить в то, что обычные, реально существующие вещи (в данном эпизоде – игрушка) – это «волшебный мир».
- Каково отношение автора к своему герою? Чем он близок нам, читателям? Погорельский любит своего героя, озабочен тем, чтобы из него вырос настоящий, хороший человек. У него есть для этого хорошие задатки. Недаром писатель указывает: внутренний голос предупреждает Алешу о том, что он не заслуживает похвал, которые получает с помощью конопляного семечка, совесть часто его упрекала: «Алеша, не гордись! Не приписывай самому себе того, что тебе не принадлежит», к осознанию своей вины Алеша пришел, преодолев стыд и раскаяние, перенес тяжелую болезнь. Качества, которые формируют в Алеше выпавшие на его долю испытания, необходимы и каждому из нас: это трудолюбие, честность, доброта, душевная чистота, умение нести ответственность за свои поступки. А. Погорельский останется в памяти учеников как добрый и мудрый, сказка, как мир детства, в котором свои проблемы, заботы, такие близкие и актуальные. Сказка «Черная курица» утверждает в сознании нравственные и эстетические идеалы.