Конспект урока по литературному чтению в 5 классе А. Погорельский «Черная курица, или Подземные жители»


Технологическая карта урока литературного чтения в 5 классе УМК «Гармония»
Тема А. Погорельский « Черная курица, или Подземные жители»
Цели
Образовательные:
Обогащение читательского опыта детей; формирование понятий «сказка»; сравнение рассказа со сказкой; совершенствование навыка чтения; развитие умения выражать свои чувства по отношению к прочитанному.
Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе и в парах.
Формировать УУД:
- Личностные УУД: развивать эмпатию, формировать нравственно-этическую ориентацию;
- Регулятивные УУД: Осознавать и принимать учебную задачу. Учитывать коллективно выделенные ориентиры своих действий. Принимать и удерживать учебную задачу; контролировать себя при чтении.
- Коммуникативные УУД: Вступать в общение, выражать свою точку зрения, слушать других, соблюдать правила общения; аргументировать высказывания.
- Познавательные УУД: Ориентироваться в тексте; анализировать текст для определения главной мысли, с целью определения его жанра;
Планируемый результат Предметные:
Знать: понятие «сказка»
Уметь:, читать по ролям сказку; выражать свои чувства по отношению к прочитанному; определять тему и главную мысль произведения.
Личностные: Осознавать, что понимание значения слов – обязательное условие их умелого использования в устной и письменной речи. Желание хорошо владеть русским языком, осознание себя носителем этого языка.
МетапредметныеУметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД).
Уметь слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).
Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы (Познавательные УУД).
Основные понятия Интонация, содержание, выразительность, основная мысль
Межпредметные связи Русский язык, литературное чтение
Ресурсы:
- основные
- дополнительные Учебник « Литература», 5 класс. В.Я. Коровина

Учебная презентация, словарь Ожегова.
Организация пространства Фронтальная работа, индивидуальная работа, парная работа.
Технология проведения Деятельность
учеников Деятельность
учителя Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов Планируемые результаты
Предметные УУД
I. Мотивация к учебной деятельности (2 мин)
Цели: - актуализация требований к ученику со стороны учебной деятельности;
- создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность; уточнение типа урока; уточнение тематических рамок. Проговаривают правила поведения на уроке, объясняют, для чего нужно выполнять эти правила.

Организует
Уточняет тематические рамки. Начинается урок,Он пойдёт ребятам впрок.Постарайтесь всё понять И внимательно читать. Уметь оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им (Коммуникативные УУД).
II. Формулирование темы урока, постановка цели (3 мин)
Цели: формулирование темы урока учащимися;
- организовать постановку цели урока учащимися. С помощью учителя формулируют тему урока. С помощью учителя ставят цель урока. Организует формулирование темы урока учащимися
Организует постановку цели, формулировку темы урока учащимися – Сегодня мы продолжим работать со
сказкой А. Погорельского «Черная курица, или подземные жители
– Как вы думаете, что такое сказка?
Строить предложения при ответе на вопросы. Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).
Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя (Регулятивные УУД).
III. Подготовка к восприятию сказки (8 мин)
Цели: выполнение подготовительных упражнений речевой разминки
Отвечают на поставленные вопросы.
Читают название сказки, фамилию автора.
Составление кластера. Организует работу в парах.
Подготовительная работа перед чтением текста с.123
Отвечать на вопросы, построив речевые высказывания.
Выполнять задания речевой разминки. Вступать в общение, выражать свою точку зрения, слушать других, соблюдать правила общения; аргументировать высказывания.
(Коммуникативные УУД)
(Познавательные УУД)
IV.Обсуждение прочитанного (12 мин)
Цель: знакомство с главным героем Алешей, заполнение таблицы качеств в начале учебы. Отвечают на вопросы по характеристике Алеши.
Задает вопросы по содержанию прочитанного.
Работа над значением слов (синонимами)
Избавитель, совесть.
Физкультминутка Ориентироваться в тексте, читать в соответствии с установленными нормами выразительного чтения.
Ориентироваться в тексте; анализировать произведение. (Познавательные УУД).
Вступать в общение, выражать свою точку зрения, слушать других, соблюдать правила общения; аргументировать высказывания.
(Коммуникативные УУД)
V. Контролирующее задание (17 мин)
Цель: проверка качества усвоения содержания прочитанного на основе выборочного чтения эпизода к рисунку
Находят в тексте и зачитывают отрывки, соответствующие ответам на поставленные вопросы.
Работа детей с фразеологизмами:
- совесть заговорила
- угрызение совести
- с чистой совестью.
Тест по сказке. Организует и контролирует качество выборочного чтения. Выразительное выборочное чтение
- Как Чернушка отблагодарила Алешу?
– Какова основная мысль этого эпизода?
-Почему изменилось отношение детей к Алеше?
- Как был наказан Алеша?
- Что такое совесть?
Чтение сказки по ролям
- Что говорила совесть Алеше? Выполнять выборочное чтение. Осознавать и принимать учебную задачу. Учитывать коллективно выделенные ориентиры своих действий. Различать способ и результат действия; контролировать процесс и результаты деятельности (своей и чужой); оценивать правильность выполнения действий, вносить нужные коррективы. Уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей (Регулятивные УУД).

VI. Рефлексия учебной деятельности на уроке, инструктаж о домашнем задании (3 мин)
Цели: Оценивание качества своей работы на уроке. Оценивают свою работу на уроке Организует рефлексию, выставляет отметки за урок.
Дает инструкцию по домашнему заданию. Домашнее задание:
– ответить на вопрос
«Какие уроки я извлек из сказки «Черная курица»…..
- Работа с рефлексивным плакатом
- Оцените свою работу и покажите цветовым сигналом.
Подводить итоги своей деятельности на уроке Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД).
Уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД).
Приложение 1
Тест
Начало формы
Вопрос № 1 Какова настоящая фамилия Антония Погорельского?
Алексей ПеровскийАлександр ПетровскийАлексей Петров
Вопрос № 2 Как звали мальчика умненького, миленького, который учился хорошо, и все его любили и ласкали. Однако, несмотря на то, ему часто скучно бывало в пансионе, а иногда даже и грустно?
АнтошаАлёшаАркаша
Вопрос № 3 Что привлекало Алёшу за двором, отделённым деревянным забором из барочных досок?
переулокперекрестокмагазин
Вопрос № 4 Как звали любимую черную хохлатую курицу главного героя?
ЧернавкаМинистрЧернушка
Вопрос № 5 У Алёши был империал, составлявший всё его имение, который он берёг пуще глаза своего.Кто подарил его герою?
мамабабушкадиректор пансиона
Вопрос № 6 Как называлась школа на Васильевском Острове, в которой жил герой?
пансионучилищеинтернат
Вопрос № 7 Какой подарок сделал король Алеше? О нем он сказал такие слова:"Пока оно будет у тебя, ты всегда знать будешь урок свой, какой бы тебе ни задали…"
яблокосемечковедро
Вопрос № 8 После того, как король подарил Алёше зернышко какое чувство мальчика "… дошло до того, что он принимал, не краснея, похвалы, которыми его осыпали. Он много стал о себе думать, важничал перед другими мальчиками и вообразил, что он гораздо лучше и умнее всех их…"?
самоуважениесамолюбиечувство собственного достоинства
Вопрос № 9"Алеша бросился целовать маленькие ручки министра. Схватив его за руку, он увидел на ней что-то блестящее, и в то же самое время какой-то необыкновенный звук поразил его слух". Что увидел герой на руках Чернушки?
цепькольцоверевку
Вопрос № 10 Какой поступок совершил Алёша, когда, спасая себя, рассказал учителю о подземных жителях?
безответственностьпредательствобезразличие
Вопрос № 11 Сколько недель у Алеши была горячка?
шесть днейшесть недельдвенадцать дней
Конец формы