Методическая разработка открытого занятия Добро и зло

Министерство общего образования Свердловской области
ГКОУ СО «Буткинская специальная (коррекционная)
Общеобразовательная школа-интернат»




Методическая разработка занятия
в 3-4 группе
«Добро и зло»
Открытое занятие



Согласовано___________
Зам. директора по ВР
Н. С. Цепелева
«___»__________2015 г.

Составитель:
Алексеева Наталья Леонидовна









с. Бутка 2015 г.
Тема: «Добро и зло».

Цель: Формировать представление детей о доброте, умение замечать в людях хорошее, формировать отрицательное отношение к злости, жадности и зависти. Развивать у детей умение высказывать свои мысли, думать, рассуждать. Развивать коммуникативные навыки общения. Воспитывать у детей желание совершать добрые поступки.
Дата проведения: 28.09.2015 г.
Время: 17-00 ч.
Место проведения: кабинет русского языка
Участники мероприятия: учащиеся 5-9 классы
Тематическое оформление: на доске название мероприятия, пословицы, высказывания писателей.
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер.
Ход занятия:
Организационный момент:
Воспитатель 1.
- Ребята, я сейчас вам расскажу маленькую сказку-быль «Муравей и голубка», ее написал Лев Николаевич Толстой. Послушайте ее внимательно и скажите мне потом, чему учит нас великий писатель: «Муравей спустился к ручью: захотел напиться. Волна захлестнула его и чуть не потопила. Голубка несла ветку; она увидела – муравей тонет, и бросила ему ветку в ручей. Муравей сел на ветку и спасся. Потом охотник расставил сеть на голубку и хотел захлопнуть. Муравей подполз к охотнику и укусил его за ногу; охотник охнул и уронил сеть. Голубка впорхнула и улетела».
- Чему учит нас эта сказка? (доброте, взаимопомощи).
- Подходит ли к этой сказке вот эта пословица: «За добро, добром и платим»?
II. Основная часть:
Воспитатель 2.
- Сегодня мы с вами будем говорить о доброте и добрых делах.
- А что такое добро для вас? (ответы детей).
- Да, верно, это все хорошее, доброе, красивое. Это осень, солнце, улыбка, мама, учитель.
- Что есть зло? (ответы детей).
- Да, это нечто противоположенное добру: это беда, несчастье, все плохое.
- Мы живем с вами на планете Земля. Коль существует на нашей планете добро и зло, значит, люди могут творить и добрые, и злые дела. Вспомните, когда вы встречали в жизни добро, а когда зло? (ответы детей).
- Как вы думаете, легко ли быть добрым? (ответы детей).
- Чтобы быть добрым нужно иметь добрую душу, доброе сердце.
Добрым быть совсем-совсем не просто,
Не зависит доброта от роста,
Не зависит доброта от цвета,
Доброта – не пряник, не конфета.
Воспитатель 1.
- А сейчас я вам расскажу рассказ о добром слове.

-Что такое доброе слово?- спросила как- то Машенька у своей заботливой мамы.
-Доброе слово, деточка,- это как липовый мед от которого становится слаще. Когда ты кого- то благодаришь, то говоришь спасибо. Это доброе слово, которое чаще всего произносит человек- ответила мама.
Девочка сидела с задумчивым видом, пытаясь понять, почему именно доброе слово способно творить чудеса. Мама заметила это и продолжила рассказ.
Запомни простую вещь, Машенька. Доброе слово никогда не обидит человека. Оно поднимает настроение и помогает людям в решении сложных задач. Когда кому- то плохо, не всегда получается протянуть руку помощи, но постоянно надобно говорить добрые слова. Иногда их достаточно, чтобы человеку стало легче. Я сейчас расскажу тебе историю о добром человеке. И тогда ты все поймешь.
Рассказ о добром человеке
Жил- был один старик, звали которого Добряк. Соберет, бывало, грибы и, довольный такой, возвращается назад. Только домой приходит с пустою котомкой. Грибы он бедным раздает.
Кто попросит у него чего- не отказывает. По- доброму делится с теми, кто нуждается в помощи. Вещами, продуктами и добрым словом, конечно. Добряка знают все кругом, к нему обращаются за помощью. Он никому не отказывает.
-Добрый человек дядя Степан, как только его не кличут- всегда отзывается- перешептываются в деревне.
И вот однажды старик занемог, сгорбился и перестал отзываться.
-Кузьма, чего- то Добряк не выходит. Надо проведать поди- забеспокоились односельчане, вспомнив о добром человеке.
Кузьма сказал Платону, Платон- Ивану, Иван- Захару, а Захар- Поле и Варе.
-Теперь ты все поняла, Машенька?- обратилась мама к дочери.
-А что был потом?- воскликнула девочка.
-Добро, как и зло, ходит по кругу, Машенька. Собрались односельчане все вместе и направились к Добряку. Кто грибочков захватил, кто одежды какой. А кто просто с добрым словом пожаловал- ответила мама.
-Доброму человеку, доченька, все с лихвой воздается. Когда ты творишь добро, оно путешествует от человека к человеку, в назначенный час возвращаясь назад- закончила свой рассказ мама.
Вот такой рассказ о добре и зле.

- А сейчас задание: назовите слова с общим корнем «добр» (дети называют и крепят на доску слова - добрый, доброта, добропорядочность, добро).
Физминутка (Звучит музыка про зарядку).
Воспитатель 2 вывешивает половицу: «доброе дело питает и разум и тело».
Задание: объясните, как вы понимаете смысл этой пословицы.
«Игра в пословицы»:
Доброе помни, а пожнешь
Что посеешь, то и зло забывай
За добро добра не дает никому
Худо тому, кто добром платим
Задание: Найти конец пословицы. Дети крепят на доску конец пословицы.
Воспитатель 1
Игра «Связующая нить».
Дети встают в круг и передают по кругу клубок ниток так, чтобы все, кто уже держал кубок, взялись за нить. Передача клубка сопровождается высказываниями, добрыми словами в адрес следующего.
- А теперь натяните нить. Вот какой крепкий круг у нас получился. Вот оказывается какие вы дружные в своей группе (Дети садятся на свои места).
Воспитатель 2
- А сейчас я вам предлагаю послушать высказывания разных писателей о доброте: (Высказывания крепятся детьми на доску)
«Ничто не обходится нам так дешево и не ценится так дорого, как вежливость и доброта» (Мигель Сервантес).
«Истинная доброта заключается в доброжелательном отношении к людям» (Жан – Жак Руссо).
«Чтобы оценить доброту в человеке, надо иметь некоторую долю этого качества в самом себе» (Вильям Шекспир).
«Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра в людях» (Блез Паскаль).
«Доброта. Вот качество, которое я желаю приобрести больше всех других» (Лев Толстой).
Воспитатель 1.
- Вы все любите сказки. Одной из главных тем русских народных сказок всегда была тема добра и зла. Всегда встречаются добрые и злые герои. Сейчас мы поиграем в игру. Я буду называть сказочного героя, а вы будете отвечать, добрый он или злой. Если добрый – хлопаем в ладоши, если злой закрываем лицо руками. Итак: Иван-Царевич, Кощей Бессмертный, Золотая рыбка, Дюймовочка, Карабас-Барабас, Красная шапочка, Гуси-лебеди, Баба-Яга, Золушка, Водяной, Морозко, Мальвина.
- Как вы думаете, чего на земле все-таки больше: добра или зла? (таблички с надписями: зависть, жадность, грубость, предательство, война, ложь).
- А что нужно сделать, чтобы победить зло?
- Правильно, нужно, больше делать добрых дел. Давайте вспомним, какие добрые дела вы совершали в жизни. (Дети по очереди подходят и говорят о своем добром деле).
Воспитатель 2.
III. Подведение итогов.
Вот видите, ребята, как можно победить зло. Так и в жизни: капельки добра, сливаясь превращаются в ручеек, ручейки – в реку – в море добра. Хорошо, когда человек оставляет после себя добрый след. Один мудрец заметил: человек прожил жизнь не зря, если построил дом, вырастил сад и воспитал ребенка. Давайте и мы с вами сделаем одно общее доброе дело. (Сделаем на кружковом занятии коллективную аппликацию «Как прекрасен этот мир»).
Воспитатель 1
- Ребята, а чтобы узнать какое настроение у вас к концу этого занятия, прикрепите на доску ладошку с эмоцией, положительной или отрицательной.
- Посмотрим, у всех ли хорошее настроение? Почему такое?
- Ребята, на нашем занятии, была атмосфера добра, потому что мы друг друга слушали, а ведь доброта в наших руках, и мы сами выбираем какими нам быть добрыми или злыми.
Воспитатель 2
- Наше занятие подошло к концу. И сейчас я хочу каждому из вас раздать маленькое солнышко. Это солнышко – частичка доброты. Пусть она согревает вас и всегда живет в вас.
Как бы жизнь не летела –
Дней своих не жалей,
Делай доброе дело
Ради счастья людей!
Чтобы сердце горело,
А не тлело во мгле,
Делай доброе дело –
Тем живем на Земле!


15