Методическая разработка внеклассного мероприятия Добро и зло


Классный час на тему «Добро и зло».
Категория участников: студенты 1-й курс.
Разработано: Журавлевой Е.Н. преподаватель специальных дисциплин
Цель: дальнейшее развитие представлений учащихся о добре и зле, воспитание стремления совершать добрые дела.
Задачи: расширять знания о таких качествах, как добро и зло; обучать умению вести дискуссию; развивать творчество; подвести к мысли о необходимости совершать добрые дела.
Необходимое оборудование: карточки с перечнем качеств; раздаточный материал (тест).
Планируемые результаты:
Личностные качества
- умение слушать собеседника и вести дискуссию;
- готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свое;
- освоение различных форм межличностной рефлексии.
Подготовка: наглядность (название темы на доске, цель, эпиграф , основные понятия на слайдах презентации).
Проведение
Классный час я хотела бы начать такими словами:
Есть свет и тьма, есть благородство и низость, есть чистота и грязь:
до первых нужно дорасти, а до вторых стоит ли опускаться? Выбирай достойное, а не лёгкое.
Академик Дмитрий Сергеевич Лихачёв.
( советский и российский филолог, культуролог, искусствовед, академик)

Перед вами находятся карточки с перечнем качеств (слайд 2)
бережливость, гуманизм, ум, доброта, непосредственность, ответственность, справедливость, терпимость, щедрость, честолюбие, принципиальность;


Вам предлагается расставить цифры в порядке значимости для вас перечисленных качеств.

К.р. Ребята, расскажите, какое качество у вас стоит на первом месте?
Какое на втором.
К.р.. Мне приятно осознавать, что такое качество, как доброта, располагается в вашем перечне далеко не на последнем месте.
Это и будет темой классного часа. Тема добро и зло.
С самого начала жизни человек познает и хорошее, и плохое. Даже малыши задают такой вопрос: «Что такое –хорошо и что такое – плохо?» Если говорить о качествах как о моральных, то они обычно рассматриваются в свете отношений между людьми. Те или иные действия одних людей имеют определенную значимость для других людей: положительную или отрицательную. При этом надо отметить, что человек – существо разумное, и значит неся добро или зло, он действует сознательно. В чем же назначение добра в жизни человека? Для чего оно? Почему люди делают добро друг другу? Что это такое – Добро?
(мультфильм)
Как вы охарактеризуете этих человечков.
Как вы определили кто злой а кто добрый?
Как или каким качеством воздействовал веселый человечек на злого человечка? (добрым поступком, подарил шарик, )
Как победили зло?
Если бы человечек ответил агрессивностью? Как могло бы закончится?
(добро- это особая, отличная от других форма человеческих отношений; при наличии добрых отношений у людей появляется духовное единение, слияние положительных мыслей, лучших порывов человеческой души и конкретных добрых дел).
К.л. Добро важно не на словах, а именно в своём проявлении, в конкретны делах и условиях. Какой вид помощи при этом оказывается?
(если мы говорим о добре в моральном смысле этого слова, то значит, помощь должна оказываться бескорыстная. Обычно человек за такую помощь не ожидает никакого вознаграждения; в данном случае люди должны поступать так, как бы они хотели, чтоб другие люди поступали по отношению к ним. )
Классный руководитель. С вопросом бескорыстия мы разобрались. А что мы понимаем под словом помощь?
(Это содействие другим людям в каком-то виде деятельности; иногда мы поддерживаем людей в их взглядах, речах, действиях, сложных жизненных ситуациях; мы защищаем людей от чьих-то нападок, клеветы, предлагаем помощь в разного рода делах;)
Классный руководитель. Да, ребята, доброта – это признак сильной личности. Добрый человек он не пустословен. Он делает добро не для звона, а для блага другого человека. Не зря же говорят, что «злой и плачет от зависти, а добрый – от радости» Добро – оно спокойное и немногословное. Народная мудрость гласит: « Добро – не лихо, ходит тихо».
А вы, ребята, какие еще пословицы и поговорки о добре и зле знаете? (Ребята говорят и комментируют.)
-Всяк добр, да не до всякого.
- Добра желаешь – добро и делай.
- Добро на худо не меняют.
- Доброе дело без награды не остается.
- Доброе смолчится, худое молвится.
- Доброе слово человеку, что дождь в засуху.
- Доброму и сухарь на пользу, а злому и мясное не впрок.
- Доброму человеку и чужая болезнь к сердцу.
- Добрые вести прибавят чести.
- Добрые чувства – соседи любви.

Классный руководитель. Итак, мы остановились на порицании зла. Зло противостоит добру. Между ними идет постоянная борьба. И, к сожалению, зло не редко выходит победителем в этой борьбе. Почему так происходит?
(Потому что для того, чтобы причинить кому-то зло, требуется меньше усилий, его совершить проще, чем добро; делать добро – это значит прилагать усилия своего ума, души, а также усилия физические, финансовые и другие.)
Вы встречали в своей жизни зло?
В чем оно выражалось?
Очень много зла и агрессии на наших дорогах. Агрессивно ведут себя и водители и пешеходы. Я покажу видеофрагмент.
Как можно было разрешить этот конфликт?
Давайте посмотрим другой видеоролик.
Какие чувства вызывал при просмотре этот ролик?
Приятно было смотреть?
Какими качествами должны обладать все участники видеоролика?

Добрый человек является нравственно здоровым человеком, а злой – это аномалия и нравственная болезнь. Нравственность рождается вместе с человеком. Она сопровождается добрыми хорошими поступками.
У вас появились деньги. Могли бы вы истратить все, что у вас есть, на подарки друзьям?
Товарищ рассказал вам о своих невзгодах, которые вас мало интересуют. Дадите ли вы ему это понять?
Если ваш партнер плохо играет в шахматы или другую игру, будете ли вы ему иногда поддаваться, чтобы сделать приятное?
Часто ли вы говорите людям приятное, просто чтобы поднять настроение?
Любите ли вы злые шуточки?
Вы злопамятны?
Сможете ли вы терпеливо выслушать даже то, что вас совершенно не интересует?
Умеете ли вы на практике применять свои способности?
Бросаете ли вы игру, если начинает проигрывать?
Если вы уверены в своей правоте, отказываетесь ли вы слушать аргументы оппонента?
вы охотно выполняете просьбы?
станете ли вы подтрунивать над кем-то, чтобы развеселить окружающих?
А теперь вы можете засчитать себе одно очко за ответ «да» на вопросы 1,3,4,7,11. и за ответ «нет» на вопросы 2, 5, 6, 8, 9, 10, 12.
Посчитаете свои балы.
Название теста «Добры ли вы?»
И сейчас вы можете сверить свои мысли и представления о себе как о человеке с результатами анкетирования. Так ли вы добры как вам казалось? Или вам еще предстоит совершать добрые дела, чтобы соответствовать высокому званию «человека»?
Ребята, прежде всего надо учиться житейской мудрости. Каждый знает, что в жизни не всегда все идет гладко и правильно. Не надо расстраиваться из-за того, что не в силах изменить, а если один человек не смог оценить по достоинству твой поступок, то это еще ничего не значит. Возможно твоя помощь отозвалась добром в ком-то другом. Ведь не зря же в последнее время все чаще приходят к мысли, что добро – это какой-то особый вид энергии, который еще не изучен в достаточной мере. Энергия вашей доброты не исчезает. Она накапливается и потом вдруг приходит к вам, возвращается благодарностью. Это то, что мы иногда называем удачей. Мы говорим в таких случаях: « Здорово! Мне повезло!» А может, к вам просто вернулась ваша доброта.
Ребята, понравилось ли вам сегодняшняя тема классного часа? Актуальна ли она в наше время? Какие выводы вы для себя сделали?
Каждый ученик высказывает свое мнение.
Далее классный руководитель читает стихотворение.
Добрые люди
Там, где судьба подводила,
жестче косилась и злей,
Голодом, стужей морила, мама моя говорила:
-Мир не без добрых людей.
Думаю, словно о чуде:
В те роковые года
Сколько вас, добрые люди,
Добрых по самой по сути,
Рядом случалось всегда!
Всех обвывали метели,
Бедами равно грозя, но от чужой о потери
Вы отводить не умели в сторону ваши глаза.
Жизнь меня била и мяла
И в круговерти своей
Просто дохнуть не давала,
но разглядеть не мешала – мир не без добрых людей.
Как я хочу, чтоб на свете
Рядом с душой моей,
Слово не бросив на ветер,
Кто-то, хоть кто-то б отметил:
Мир не без добрых людей.
И. Ляпин.

15