Программа внеурочной деятельности Праздник своими руками


Программа внеурочного курса
«Праздник своими руками»

Пояснительная записка
Данная программа по внеурочной деятельности составлена на основе возникшей необходимости. Каждому известно, что такое праздник в школе. К этому дню нужно успеть многое: объяснить детям, откуда появился этот праздник; выбрать стихи, песни и танцы или поставить спектакль, тематически соответствующие празднику; разучить репертуар с детьми, отрепетировать и показать, то есть подготовить с детьми концерт.
Программа курса рассчитана на учащихся младшего школьного возраста с учётом возрастных особенностей, предусматривает приобретение основных знаний о народных традиций, соответствует интересам учащихся и является реально выполнимой. Реализация программы строится на формировании практической работы обучающихся, предполагает проведение концертных выступлений с собранным фольклорным материалом. Ведущим видом деятельности является развитие познавательной активности и творческих способностей учащихся.
Среди отмечаемых в настоящее время праздников можно выделить следующие типы:
— религиозные праздники (Рождество);
— народные праздники (Покровская ярмарка, Масленица, Жаворонки);
— государственные праздники (День защиты Отечества, 9 Мая);
— профессиональные (День учителя);
— местные (День города);
— семейные (они празднуются всем народом, но у каждой семьи это свой праздник. Например, у народа ханты не принято праздновать дни рождения после пяти лет, а у нас их празднуют все, но каждый в свой день);
— коллективно групповые праздники (день рождения группы, выпускной вечер и т. п.).
Выделенные типы праздников можно условно, с точки зрения их направленности и масштаба, разделить на две группы — «большие» и «малые».
Религиозные, народные и государственные праздники являются большими, общими, которые сами могут лежать в основе самостоятельных календарей, например церковный календарь, народный календарь.
Государственные праздники отмечают основные вехи его становления, сложные моменты судьбы для всего народа.
Народные праздники — историческое наследие. Народные праздники связаны с природным циклом, что было важно при переходе от одного
типа трудовой деятельности к другой. Для детей младшего возраста народные праздники являются механизмом осмысления смены времён года и их повторения, наблюдением за изменением в природе (осенью можно ходить за грибами, собирать урожай на зиму, зимой можно кататься на коньках, санках и лыжах и т.д.).
Профессиональные праздники позволяют выйти за рамки отдельных людей, с которыми дети непосредственно общаются, увидеть множество людей определённых общими целями и интересами, выполняющие определённые функции и обязанности в обществе.
Календарно событийный цикл «больших» праздников задаёт форму идентичности, определяет характер большой исторической общности (т.е. такой общности, которая существует и живёт в истории), к которой принадлежит человек. Благодаря включению детей в эти праздники может происходить приобщение их к истории, вхождение в неё.
Вся жизнь человека, его трудовая деятельность и хозяйственный быт регулировались реальными условиями - сменой времен года. Со временами года и трудовой деятельностью связывались: календарное исчисление, народные праздники, обычаи, фольклор; приметы, игры, пляски, развлечения также были привязаны к земледельческому календарю.
Такие занятия включают в себя инсценировки русских народных песен, хороводов и игр, а также сценарии, составленные по мотивам русских народных праздников и обрядов.
Пение в сочетании с танцем и игрой — очень увлекательное занятие, позволяющее весело и с пользой провести время после учебных занятий.
Цель и задачи курса.
Цель курса: расширить кругозор обучающихся, углубить знания детей о разных видах праздников, приобщить детей к культурному наследию.
Задачи курса:
Обучающие:
способствовать повышению культурного развития детей;
формировать эффективную речевую и музыкальную деятельность;
корректировать речевые недочёты;
способствовать успешности, самореализации и саморазвитию ребёнка;
способствовать углублению и расширению знаний и представлений о праздниках.
Развивающие:
развивать творческие умения и способности необходимые для осуществления культурно - досуговой деятельности;
способствовать формированию и развитию у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления.
способствовать развитию коммуникативного поведения детей, обеспечению взаимопонимания между всеми участниками мероприятия, в том числе гостями и зрителями.
Воспитывающие:
способствовать художественно-эстетическому воспитанию обучающихся.
воспитывать нравственность, патриотизм, любовь к традициям через участие в культурно - массовых мероприятиях;
В качестве основных подходов в реализации данной программы приняты: культурологический, системный, личностно - деятельностный, компетентностный.
HYPERLINK "http://www.school2100.ru/uroki/elementary/rus.php" \l "m6" Культорологический подход – призван акцентировать внимание учащихся на мотивационно - ценностной стороне знаний и информации.
Системный подход - предполагает анализ и проектирование образовательной среды в рамках реализации программы в аспекте взаимодействия аспектов, в их педагогических, психологических, социально-психологических и других характеристиках.
Личностно-деятельностный подход - ориентирует учащихся на активное усвоение и выработку предметного и деятельностного подхода в формировании культуры речи, овладение компетентностью эффективной речевой деятельности как основы самореализации, самосовершенствования и создания условий личностного развития ребёнка.
Компентентностный подход – ориентирован на развитие личности учащегося и отражает те компетентности, которые должны быть сформированы у современного человека, и одновременно отражает те требования к личности, которые будут оценены как качество его подготовки к социально и личной жизни.

Программа занятий построена таким образом, чтобы дети постепенно входили в богатый мир народной культуры, осваивали певческое искусство, учились красиво водить хороводы и разыгрывать содержание песен, играть по правилам.
Содержание программы носит личностно-ориентированный и развивающий характер. Праздничная атмосфера, красота оформления помещений, костюмов, хорошо подобранный репертуар, участие детей в пении, играх, хороводах, плясках все это важные факторы успешного проведения праздника. Самое главное, что сам праздник несет радость всем детям, выполняя основные цели: досуг детей был организован и интересен; работа учащихся активизирована; ребята удовлетворяли свою потребность в общении.
Принципы:
- доступность, познавательность и наглядность
- учёт возрастных особенностей
- сочетание теоретических и практических форм деятельности
- усиление прикладной направленности обучения
- психологическая комфортность
Виды деятельности младшего школьника:
Игровая деятельность (высшие виды игры - игра с правилами: принятие и выполнение готовых правил, составление и следование коллективно-выработанным правилам; ролевая игра).
Совместно-распределенная учебная деятельность (включенность в учебные коммуникации, парную и групповую работу).
Творческая деятельность (художественное творчество, конструирование, составление и выполнение мини-проектов).
Трудовая деятельность (самообслуживание, участие в общественно-полезном труде).
Описание места курса в учебном плане
Программа рассчитана на 64-68 часов и предполагает проведение 2 занятий в неделю, которые состоят из теоретической и практической части. Способ реализации: внеурочная деятельность в режиме второй половины дня младших школьников в части учебного плана, формируемой участниками образовательного процесса.
Описание ценностных ориентиров содержания
Программа педагогически целесообразна, так как способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время. Познавательно-творческая внеурочная деятельность обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников, что в своей совокупности даёт большой воспитательный эффект. Программа рассчитана на любого ученика, независимо от его предварительной подготовки, уровня интеллектуального развития и способностей. Программа согласуется с образовательными программами урочной деятельности по предметам "Технология", "Окружающий мир", "Изобразительное искусство".
Личностные и метапредметные результаты освоения курса
Личностные результаты освоения обучающимися внеурочной образовательной программы внеурочной «Праздник своими руками» можно считать следующее:
формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом;
формирования коммуникативной, этической, социальной компетентности школьников.
Метапредметные УУД:
Коммуникативные
Ставить вопросы, необходимые для организации собственной деятельности, обращаться за помощью;
Формулировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы;
Строить понятные для партнёра высказывания;
Познавательные
Поиск и выделение необходимой информации из различных источников в разных формах;
Передача информации (устным, цифровым способом)
Применение и представление информации
Регулятивные
анализировать свою работу
оценивать уровень владения тем или иным действием;
Учащиеся научатся:
— переживать праздник как событие;
— понимать историко-событийные общественные значения праздников;
— различать праздники по их характеру;
— проявлять своё отношение к нормам действия;
Формы диагностики учета результатов освоения программы
Формой подведения итогов служить организованные праздники, выставки рисунков и поделок (подарков, открыток) к различным праздникам, участие в мини-проектах.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
При выборе содержания праздников в программе опираемся на план воспитательной работы школы, календари текущего года.
Рекомендуемый основной материал: День знаний. Семейные праздники. День Святых Веры, Надежды, Любови и матери их Софии. День рождения Интернета. День учителя. День пожилого человека. Праздник осени. Покровская ярмарка. День народного единства. День рождения – лучший праздник (день рождения осенников, зимников, весенников и летников). Праздник первого снега. Новый год стучится в дверь. Фабрика деда Мороза. Праздник «Новый год». Рождество. Старый Новый год. Крещение. Слава армии российской. Папа может, папа может. Смотр строя песни. День Святого Валентина.8 марта. Масленица. Жаворонки. Международный день птиц. День изобретателя. День Победы. Здравствуй, лето! Походы, экскурсии.
Рекомендуемый дополнительный материал: В гостях у Светофорика - праздник безопасного движения и культуры поведения. День красоты (понятие об эстетике и культуре, конкурс красоты). Дни воинской славы – экскурс в историю (День Бородинского сражения - 8 сентября 1812 год, Победа в Куликовской битве - 21 сентября 1380), День работников леса. Всемирный день почты. Праздник белых журавлей - 22 октября отмечают как поэтический и духовный день. День согласия и примирения – 7 ноября. Всемирный день науки. День буквы Ё – 29 ноября. Международный день инвалидов – 3 декабря. День героев Отечества – 9 декабря. День Конституции – 12 декабря. День почерка. Татьянин день. День снятия блокады города Ленинграда - 27 января. Международный день белого медведя – 27 февраля(экологический праздник). Всемирный день поэзии 21 марта (конкурс чтецов). Международный день театра - 27 марта. Благовещение, Пасха (православные праздники). Всемирный день Здоровья – 7 апреля. День космонавтики. Международный день памятников и выдающихся мест - 18 апреля. Международный день детской книги – 23 апреля. День пожарной охраны – 30 апреля. Праздник весны и труда – 1 мая. Международный день музеев – 18 мая. День библиотекаря 27 мая.
Примерное тематическое планирование.
Для 1-2 классов:
№ Праздник/событие Кол-во
часов Дата Содержание
1 День знаний 1 Происхождение праздника и его значимость. Начало построения понятия знания.
2
3 Семейные праздники 2 Понятия о семейных праздниках. Организация и проведение праздников в узком семейном кругу.
4
5 День Святых Веры, Надежды, Любови и матери их Софии. 2 Православный праздник День святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии – история возникновения праздника. Как его можно отметить? Изготовление памятных сувениров.
6 День рождения Интернета. 1 Рассказ о зарождении праздника
7,8
9 День учителя 3 Этот праздник отмечается в форме концерта. Подготовка концерта.
10
11 День пожилого человека 2 О рождении праздника. Изготовление памятных открыток.
12
13 Праздник осени 2 Отмечается в любой форме: викторина, брейн-ринг, сказка и т.д.
14
15 Покровская ярмарка 2 Этот праздник связан с осенним урожаем. Помимо природных плодов есть ещё и другой смысл данного выражения. Например, результат труда человека тоже называются плодами. Выставка работ.
16 День народного единства 1 Праздник день народного единства история возникновения
17
18 День рождения осенников 2 Организация поздравления учащимся рождённым осенью
19
20 Праздник первого снега 2 Отмечается в любой форме. Конкурс снежных скульптур.
21
22 Новый год стучится в дверь 2 Подготовка к празднику Новый год
23
24
25 Фабрика деда Мороза 3 Украшение класса к Новому году. Изготовление новогодних игрушек.
26 Праздник «Новый год» 1 Самый любимый праздник детей и взрослых.
27
28 Рождество 2 Рождество Христово – это великий христианский праздник, отмечается он в церкви, дома, семье.
29
30 Старый Новый год 2 Праздник 14 января - Старый Новый год. История Старого Нового Года. Празднование и традиции на Старый Новый год
31
32 Крещение 2 Праздник Крещения Господня празднуется 19 января (нов. ст), относится к числу двунадесятых господних праздников и имеет 4 дня предпразднества и 8 дней попразднества
33
34 Слава армии российской 2 О празднике дне защитника отечества. Подготовка номеров художественной самодеятельности
35
36 Папа может, папа может 2 Праздничные поздравления папам к 23 февраля. Организация конкурсной программы.
37
38 Смотр строя песни 2 Праздник смотра строя и песни - подготовка
39
40 День рождения зимников 2 Организация поздравления учащимся рождённым зимой
41
42 День Святого Валентина 2 День свято́го Валенти́на, или День всех влюблённых — праздник, который 14 февраля отмечают многие люди по всему миру. Изготовление памятных открыток.
43
44 8 марта 2 Этот праздник связан с нежностью и теплотой к женщине, с доверительным отношением к маме, признательностью за её заботу. Подготовка концерта.
45
46 Масленица 2 Масленица (Масленка) — праздник проводов зимы, восьмая неделя перед Пасхой. Она проходила перед Великим постом, в сыропустную неделю православного календаря, и заканчивалась Прощёным воскресеньем. Знакомство с традициями.
47
48 Жаворонки. 2 В народной традиции праздник жаворонки означает встречу весны.22 марта Сороки зазывают весну, в образе её вестника –жаворонка. Подготовка и проведение праздника народного фольклора
49
50 Международный день птиц 2 «Международный день птиц» — интернациональный экологический праздник, который отмечается ежегодно, 1 апреля. В Российской Федерации является самым известным из «птичьих» праздников. Конкурс кормушек.
51
52 День изобретателя 2 Никакое изобретение не может быть создано без воображения. Этот праздник представляет возможность проявить способность воображения, создавая свою поделку или новый механизм, который решает разного рода задачи, а также увидеть, что смогли сотворить твои сверстники.
53
54
55
56 День Победы 4 День Победы, который отмечает вся страна 9 мая, является общенародным праздником. Идея его заключается в сохранении памяти о людях, принёсших победу в Великой отечественной войне. Для детей и взрослых их подвиг в боях и на трудовом фронте является образцом самоотверженности.
57
58 День рождения весенников и летников. 2 Организация праздника для учащихся рождённых весной и летом
59
60 Здравствуй, лето! 1 Беседы о безопасном поведении на водоёмах, в парках, детских площадках.
61
62
63
64 Походы, экскурсии. 4 Походы в природу, организация и проведение подвижных игр на свежем воздухе. Мастер-классы «Все на пикник!»
Для 3-4 классов:
№ Праздник/событие Кол-во
часов Дата Содержание праздника/события
1 День знаний 1 Организация и проведение праздника
2 В гостях у Светофорика 1 Праздник безопасного движения и культуры поведения
3 День красоты 1 Понятие об эстетике и культуре. Конкурс красоты.
4 День воинской славы 1 День Бородинского сражения (8 сентября 1812 год) – исторический экскурс
5 Семейные праздники 1 Понятия о семейных праздниках
6 День Святых Веры, Надежды,Любови и матери их Софии. 1 Православный праздник День святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии
7 День работников леса 1 Ознакомление с особенностями профессии. Эко-викторина
8 День воинской славы России 1 Победа в Куликовской битве ( 21 сентября 1380) – исторический экскурс
9 День рождения Интернета.( 30 сентября) 1 Проведение Дня без интернета. Чем себя занять?
10 День пожилого человека 1 Организация поздравлений людям почтенного возраста
11 День учителя 1 Этот праздник отмечается в форме концерта
12 Всемирный день почты 1 Особенности профессии. Экскурсия на почту. 9.10
13 Праздник осени 1 Отмечается в любой форме: викторина, брейн-ринг, сказка и т.д.
14 День Матери 1 14 октября подготовка подарков для мамы
15 Покровская ярмарка 1 Этот праздник связан с осенним урожаем. Помимо природных плодов есть ещё и другой смысл данного выражения. Например, результат труда человека тоже называются плодами. Конкурс поделок.
16 Праздник белых журавлей 1 22 октября отмечают Праздник Белых Журавлей как поэтический и духовный день.
17 День народного единства 1 День народного единства – история возникновения праздника 4 ноября
18 День согласия и примирения – 7 ноября 1 Путешествие в историю
19 Всемирный день науки 1 10 ноября – предметный праздник
20 День рождения осенников 1 Поздравления учащихся рождённых осенью
21 Как провести праздник дома 1 Организация и оформление домашнего праздника в узком кругу
22 Всемирный день приветствия – 21 ноября 1 История праздника. Конкурс «Привет соседу»
23 Праздник первого снега 1 Отмечается в любой форме
24 День буквы Ё – 29 ноября 1 Путешествие в алфавит. История возникновения праздника.
25
26 Международный день инвалидов – 3 декабря 2 Беседа об отношении к людям – инвалидам. Подготовка подарков.
27 День героев Отечества – 9 декабря 1 Знакомство с историей героев родного края
28 День Конституции – 12 декабря «Конституция Российской федерации» Что это? Ознакомление.
29
30 Новый год стучится в дверь 2 Украшение класса к Новому году
31 Фабрика деда Мороза 1 Подготовка к празднику Новый год
32 Праздник «Новый год» 1 Самый любимый праздник детей и взрослых
33 Рождество 1 Рождество Христово –это великий христианский праздник, отмечается он в церкви, дома,семье.
34 Старый Новый год 1 Праздник 14 января - Старый Новый год. История Старого Нового Года. Празднование и традиции на Старый Новый год
35 Крещение 1 Праздник Крещения Господня празднуется 19 января (нов. ст), относится к числу двунадесятых господних праздников и имеет 4 дня предпразднства и 8 дней попразднства
36 День почерка Ознакомление с основами каллиграфии, скорописи
37 Татьянин день День студентов. «Куда пойти учиться?» - праздник о профессиях
38 День снятия блокады города Ленинграда - 27 января Исторический экскурс ( 71 годовщина)
39 День рождения зимников 1 Поздравления учащихся рождённых зимой
40 Слава армии российской 1 О празднике дне защитника отечества
41
42 Смотр строя песни 2 Праздник смотра строя и песни
43 День Святого Валентина 1 День свято́го Валенти́на, или День всех влюблённых — праздник, который 14 февраля отмечают многие люди по всему миру.
44
45 Папа может, папа может 2 Праздничные поздравления папам к 23 февраля – подготовка. Проведение праздника
46 Международный день белого медведя – 27 февраля 1 Экологическая викторина.
47
48 8 марта 2 Этот праздник связан с нежностью и теплотой к женщине, с доверительным отношением к маме, признательностью за её заботу
49 Масленица 1 Масленица (Масленка) — праздник проводов зимы, восьмая неделя перед Пасхой. Она проходила перед Великим постом, в сыропустную неделю православного календаря, и заканчивалась Прощёным воскресеньем.
50 Всемирный день поэзии 21 марта 1 Конкурс чтецов
51 Жаворонки. 1 В народной традиции праздник жаворонки означает встречу весны.22 марта Сороки зазывают весну, в образе её вестника –жаворонка.
52 Международный день театра - 27 марта Инсценирование. Кукольный театр для детей (Работа с СДК)
53 Международный день птиц 1 «Международный день птиц» — интернациональный экологический праздник, который отмечается ежегодно, 1 апреля. В Российской Федерации является самым известным из «птичьих» праздников.
54 Благовещение - 7 апреля. Пасха. 1 Ознакомление с историей православных праздников
55 Всемирный день Здоровья – 7 апреля 1 Весёлые состязания
56 День космонавтики 1 История праздника. День космонавтики — памятная дата, отмечаемая 12 апреля, установленная в ознаменование первого полёта человека в космос.
57 Международный день памятников и выдающихся мест - 18 апреля Экскурсия – презентация «Мой родной, любимый край! – о достопримечательностях Ульяновской области
58 Вербное воскресение Экскрсия в природу
59 Международный день детской книги – 23 апреля Экскурсия в библиотеку
60 День изобретателя 1 Никакое изобретение не может быть создано без воображения. Этот праздник представляет возможность проявить способность воображения, создавая свою поделку или новый механизм, который решает разного рода задачи, а также увидеть, что смогли сотворить твои сверстники
61 День пожарной охраны – 30 апреля Экскурсия в пожарную часть с поздравлениями
62 Праздник весны и труда – 1 мая История возникновения праздника
63 День Победы 1 День Победы, который отмечает вся страна 9 мая, является общенародным праздником. Идея его заключается в сохранении памяти о людях, принёсших победу в Великой отечественной войне. Для детей и взрослых их подвиг в боях и на трудовом фронте является образцом самоотверженности
64 Международный день музеев – 18 мая 1 Посещение школьного музея. История возникновения музея.
65 День библиотекаря 27 мая 1 Посещение школьной библиотеки.
66 День рождения весенников и летников. 1 Поздравления учащихся рождённых весной и летом
67 Здравствуй, лето! 1 Беседы о безопасном поведении на водоёмах, в парках, детских площадках.
68
Походы, экскурсии. 1 Походы в природу, подвижные игры
5. Материально-техническое обеспечение программы
Мультимедийный комплекс
Раздаточный материал
Музыкальный центр
Художественная и справочная литература
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
При организации «больших» праздников нужно учитывать, что они несут преимущественно историко - событийно общественное содержание,
а их функция — идентификация. Их содержание сверхиндивидуально, заведомо больше круга жизни отдельного человека. Следовательно,
смысл их непосредственно человеку не дан, а значит, в педагогическом пространстве их направленность извне — во внутрь. Это задаёт особые требования к типу методик и стратегии их организации. В центре праздника должны быть «внешние» люди, носители содержания (как например, в разбираемом нами Дне Победы — приглашенные ветераны войны). Действие же должно быть устроено так, чтобы сделать для детей доступным это содержание, задать к нему отношение. Вторая группа — «малые» праздники имеет совершенно другую направленность. Она, наоборот, связана с кругом событий, которые непосредственно присутствуют в жизни отдельного человека через его семью, место, где он родился и живёт, в группу, в которую он включён. Индивидуальное значение и смысл этих событий даны непосредственно, и действие должно быть направлено в другую, по сравнению с первой группой праздников сторону — оно должно выводить на понимание общего смысла этих событий. Направленность этих праздников, «изнутри — вовне», личное и групповое достижение является значимым для всей общности. Отсюда и своя стратегия и методики организации. В центре праздника должен быть сам человек, а действие должно быть направлено на выявление и понимание общественного, общностного значения
его самого и того, что с ним происходит. Для подготовки и сценирования с детьми праздников необходимо выделить основные звенья празднично событийного цикла — праздники/события и основную идею,
содержание каждого праздника. Для педагогических коллективов набор праздников и их содержание могут отличаться в зависимости от типа
детско - взрослой общности, её направленности. Работа по организации праздников в учреждении должна включать три этапа: подготовку, проведение и понимание проведённого праздника. На этапе подготовки
педагогическим коллективом должен быть восстановлен смысл празднования, а также построен замысел и сценарий празднования, учитывающий задачу приобщения детей к содержанию празднования. Основная тема праздника должна пронизывать все занятия, в которые включён ребёнок.
Проведение — это этап реализации задуманного, где каждый участник включается исходя из своего понимания происходящего. Важным требованием при проведении праздника является «ситуативность». Это означает, что сценарий праздника должен использоваться как средство
в осуществлении какого-либо события, а не как самоцель.
Если во время празднования происходят отступления от прописанного сценария, то педагогам их надо постараться обыграть и включить в процесс празднования. Очень важно сделать празднование не заорганизованным, а событийным. (Вид действия, место проведения, музыкальное сопровождение, необходимые предметы, участники)
Понимание— это заключительный этап, который является наиболее важным с точки зрения трёх составляющих. Понимание праздника происходит через обсуждение всеми участниками того, что и как праздновалось. Здесь надо выделить следующие моменты: формирование сознания и постановки отношения к происходящему: здесь, в первую очередь, должны оформляться впечатления через обсуждения того, что поняли, пережили, что было главным. Наиболее важным здесь является обсуждение детей вместе со взрослыми.
Для организации такой работы предлагаем методику «Календарь».
Методика «Календарь»
Для организации работы с детьми необходимо изготовить круг, разбитый на секторы: времена года, месяцы, дни — символизирующий солнцеворот, изменение природы. Отмечаемые праздники по их прошествии должны быть отражены в календаре (отмечены рисунком символом). Перед детьми ставится задача — обозначить прошедший праздник. Такая постановка вопроса превращается в коллективное понимание смысла праздника и ответ на вопрос ЧТО ПРАЗДНОВАЛИ и как этот смысл можно передать в знаке. Такое отображение знака в символ, понятное каждому ребёнку в группе, способность объяснить по стороннему лицу смысл символа, само коллективное порождение символа помимо ориентации в годовом цикле праздников является педагогической задачей по формированию знаков — символических способностей ребёнка.
Часто смысл праздника у ребёнка появляется не в момент празднования, а на соотношении праздника и будничных дней. Когда ребёнок видит расхождение норм в повседневной жизни, от того что было представлено в празднике, у него появляется представление о самой норме, её осознание. Для формирования детского сознания очень важно, как закладывается осознанное отношение к нормам действия. Таким образом, у детей, с каждым годом должен накапливаться смысл и жизненный опыт.
Рефлексия, позволяющая соотнести реализацию с замыслом. Это возможно при обсуждении того, что получилось, что не получилось, какие были промахи, чем отличается праздник в прошлом году от праздника в
этом году, чем этот праздник отличается от других праздников и какое содержание удалось передать через данный сценарий праздника и т.д.. Таким образом, с каждым годом должен накапливаться организационный и сценарный опыт.
Анализ произошедших праздников с точки зрения различных групп участников праздника, за которыми могут стоять различные культурные основания.
Следующим важным требованием к методической стороне организации праздников в детском образовательном учреждении, является учёт реального разнородного состава детско - взрослого коллектива. В праздничном событии общность должна быть представлена, она должна присутствовать в лице своих реальных представителей, а не должна изображаться или замещаться рассказом о ней. Ещё одним важным моментом является определение типа участия детей в замысливании, проведении и обсуждении праздника. Основной вопрос в этой работе — кто должен быть привлечён, как и в какой функции. Конечно, это зависит от того, какие праздники проводятся, но не хотелось бы, чтобы дети были просто зрителями или исполнителями того, что придумали взрослые. Способ участия детей должен соответствовать их возрастным возможностям. Учащиеся могут принимать участие в планировании и организации как помощники взрослых: чем старше дети, тем больше доверия и ответственности возлагается на них. Праздник — День рождения класса уже по силам организовать 8–9 летним учащимся, а в праздновании Нового года дети принимают участие как помощники.
Наблюдение за взрослением детей является также воспитательной задачей, и педагогу важно понимать, кто может удерживать содержание праздника и участвовать в его инсценировании, кто может организовать других детей, а кто — лишь исполнять задуманное. Наиболее распространённой ошибкой является то, что взрослые устраивают праздники для детей, а надо всегда учитывать и понимать, как будут в замысле празднования, проведении и его анализе участвовать сами учащиеся.
Существенным моментом является включение в празднование родителей. Обычно тип их участия в празднике определяется подготовкой костюмов для своих детей, а потом просмотром представления, которое дети им демонстрируют. Включение родителей в замысливание, проведение и анализ празднования также является одной из важных задач всего педагогического коллектива. Часто при подготовке к празднику коллектив обнаруживает недостаточность в знаниях и понимании его культурообразного содержания. В этом случае надо искать людей, которые являются носителями этого знания. Это является вопросом о границах актуальной общности. Трудностей может быть много, в том числе и поликонфессионального, полиэтнического, социального и другого характера. Преодоление возникающих обстоятельств, наращивание опыта взаимодействия как внутри, так и вне коллектива и есть одна из составляющих складывания общности, её зрелости и устойчивости.
Таким образом, работа формирования празднично событийного цикла является механизмом образования детско - взрослого сообщества. Формирование календарного праздничного цикла должно быть связано с образованием микро-региональной общности вокруг образовательного
учреждения. Поэтому тематика праздников может меняться.

Учебно-методическая литература
Алдошина М. И. Проведение Фольклорных Праздников в школе. Издательство: Педагогическое общество России Год: 2005
Бойков Д.И., Бойкова С.В Учимся дружить. Развиваем навыки коммуникации у детей 5-7 лет. Издательство: КароГод издания: 2015
Грушин Б. Творческий потенциал свободного времени. - М . : Профиздат, 1990. - 153 с.
Домашкина Н. Подарите праздник! Сценарии праздников, конкурсов, музыкально-поэтических композиций.
Зинченко В.П. Создай самого себя / / Знание - сила. - 1998. - №3. - С. 19.
Коваленко Т. Организация и проведение школьных праздниковИздательство: АСТ, НКПГод: 2008
Кочурова С. Большая книга школьных праздников. Издательство: Академия Развития Год: 2008
Красильников ИУД. Методика социально-культурного проектирования: Учебное пособие. - М., 1992. - 162 с.
Кугач А, Турыгина С. Сегодня праздник для всех! Сценарии и методика проведения массовых мероприятий Издательство: Академия Развития Год: 2007Кулътурно-досуговая деятельность: Учебное пособие / Под ред. Жаркова А.Д., Чижикова В.М. - М.: МГУК, 1991. - 248 с.
Ларина О. Встречаем Новый год и Рождество Издательство: Ниола-Пресс, Год: 2010
Локалова М.С. Праздник в подарок: Сборник материалов для успешной организации праздников в школе, в кругу семьи Год: 2001
Лыкова И.А., Шипунова В.А Азбука безопасного общения и поведения. Учебно-методическое пособие. Издательство: Цветной мир Год издания: 2013
Майер А.А. Введение детей в проблемы социальной действительности. (Родиноведческий подход). Издательство: Детство-Пресс Год издания: 2012
Минц Г.И. Свободное время: желаемое и действительное. - М, 1998. - 222 с.
Нищева Н.В. Веселые диалоги для развития выразительности речи детей с 2 до 8 лет. Наглядно-дидактическое пособие. Разработано в соответствии с ФГОС. Издательство: Детство-ПрессГод издания: 2014
Новиков С. Веселые сценарии ко всем праздникам Издательство: АСТ-Пресс СКД Год: 2005
Новоселова Н.А. Любимые домашние праздники: 5000 советов по этикету и проведению праздников и застолий в кругу семьи Новоселова Н.А. Издательство: ВладосГод: 2000
Орлов, ГЛ. Букреев А.Б. Активный отдых как фактор развития личности. - М., 1991. - 222 с.
Пацюк Е.К. Как появились праздники? Истории возникновения, сценарии и организация празднования.Издательство: ФениксГод: 2007
Плужникова О.А. Любимые праздники нашего класса. Новый год, 8 Марта, День знаний и другие. Издательство: Академия РазвитияГод: 2009
Совместные праздники для школьников и родителей под ред.-Кагальницкой Е. Издательство: Глобус Год: 2007
Чижиков В.М. Методическое обеспечение культурно-досуговой деятельности. - М., 1991. - 332 с.
Шестакова В. И. Праздники и развлечения для дошкольников и младших школьников. Издательство: Владос Год: 2004
Шорыгина Т.А. Беседы о Великой Отечественной войне. Издательство: СфераГод издания: 2015
Интернет – ресурсы:
История возникновения праздников:
http://holiday.web-3.ru/history/http://anabaptist.ru/obmen/hystory/ist4/files/articles/Hollydays/Istoria_prazdnikov.htmlhttp://pozdravdruga.ru/istoriya-prazdnikov.htmlhttps://ru.wikipedia.org/wiki/История_праздников_РоссииСценарии, игры, развлекательные программы:
http://korporativus.com/school_events/rus/igri_dla_detskih_prazdnikov.htmlhttp://kladraz.ru/scenari/dlja-shkoly/scenari-meroprijatii-i-prazdnikov-dlja-1-2-3-4-klasovhttp://ped-kopilka.ru/shkolnye-prazdniki/prazdniki-dlja-mladshih-shkolnikovhttp://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/stsenarii-prazdnikov/2014/01/12/stsenarii-prazdnikov-v-nachalnoy-shkolehttp://razdeti.ru/nachalnaja-shkola/scenari-prazdnikov-i-razvlechenii-v-nachalnoi-shkolehttp://www.proshkolu.ru/user/mixmix11/folder/122536/http://schoolbiblio.ucoz.ru/index/kalendar_znamenatelnykh_dat_na_2015_2016_uchebnyj_god/0-303Календарь знаменательных дат. http://www.apatitylibr.ru/index.php/component/content/article/1977http://www.rusevents.ru/rating/Музыкальное сопровождение:
http://nsportal.ru/audio/audio/minusovki-fonogrammy/2010/09/sayty-s-minusovkami-detskikh-pesenhttp://x-minus.org/theme/1/http://www.miroslava-folk.ru/school-audio