Программа работы кружка Своими руками


Пояснительная записка
В современном мире художественное мышление, связывающие нас с прошлым, с духовным наследием наших предков, является непреходящей ценностью. А воплощение этого мышления и есть декоративно-прикладное искусство. Оно воспитывает чуткое отношение к прекрасному, способствует формированию гармонично развитой личности. Поэтому очень важно для детей видеть красоту предметов декоративно-прикладного искусства, пробовать изготовить их своими руками.
Образовательная программа дополнительного образования детей актуальна тем, что она широко и многосторонне раскрывает художественный образ вещи, слова, основы художественного изображения, связь народной художественной культуры с общечеловеческими ценностями. Одновременно осуществляется развитие творческого опыта учащихся в процессе собственной художественно-творческой активности. В программу введены и современные виды рукоделия, такие как плетение из бисера, изонить, вышивка лентами.
Программа вводит ребенка в удивительный мир творчества, дает возможность поверить в себя, в свои способности, предусматривает развитие у обучающихся изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности.

Цель программы «Своими руками» – развитие художественно-творческой активности детей, знакомство с современными видами рукоделия и традиционной народной культурой и ремеслами.

Задачи программы:
знакомить с основами знаний в области композиции, формообразования, цветоведения, декоративно – прикладного искусства;
раскрыть истоки народного творчества;
формировать образное, пространственное мышление и умение выразить свою мысль с помощью эскиза, рисунка, объемных форм;
совершенствовать умения и формировать навыки работы нужными инструментами и приспособлениями при обработке различных материалов;
развивать смекалку, изобретательность и устойчивый интерес к творчеству художника, дизайнера;
формирование творческих способностей, духовной культуры;
воспитывать в детях любовь к своей родине, к традиционному народному искусству, природе и окружающему миру.
Программа «Умелые руки» рассчитана на 1 год обучения (35 часов) и предназначена для детей 7-15 лет. Занятия проводятся 1 раза в неделю (по понедельникам) по 1 часу.

В программу включены следующие разделы:
Работа с природным материалом
Поделки из бросовых материалов
Изонить
Лепка из глины и пластилина
Вышивка лентами
Вышивка крестиком
Создание обережных кукол
Роспись по ткани
Подготовка к праздникам
Новый Год (символ года, мастерская елочных игрушек);
23 февраля (открытка для папы, дедушки);
8 марта (изготовление и упаковка мыла для мамы, бабушки);
Пасха (традиционная роспись яиц).
Выставки, конкурсы.
Информативный материал по каждому разделу, небольшой по объему, интересный по содержанию, дается как перед практической частью, так и во время работы. При выполнении задания перед учащимися ставится задача определить назначение своего изделия. С первых же занятий дети приучаются работать по плану:
1. эскиз,
2. воплощение в материале,
3. выявление формы с помощью декоративных фактур.

Ожидаемые результаты:
В конце обучения дети должны получить знания:
о материалах, инструментах; о правилах безопасности труда и личной гигиены при обработке различных материалов;
в области композиции, формообразовании, цветоведения;
об особенностях лепных игрушек;
об истории обережных кукол, их символическом значении;
об особенностях тканевой росписи;
о праздничных традициях.
умения:
работать нужными инструментами и приспособлениями;
последовательно вести работу (замысел, эскиз, выбор материала);
лепить из глины на основе традиционных приемов лепной игрушки, применять разные формы лепки; расписывать игрушки;
шить обережных кукол с применением соломы, трав, круп;
наносить и закреплять рисунок на ткань красками;
мастерить открытки в различных техниках аппликации;
расписывать пасхальные яйца по традиционным мотивам.
Форма подведения итогов программы дополнительного образования детей – выставки и конкурсы.
Дидактический материал:
Книги, журналы, статьи, публикации с описанием техники изготовления поделок.
Фотографии, схемы, эскизы будущих изделий.

Учебно-тематический план:


п/п
Тема
Всего часов

1
Вводное занятие
1

2
Это из природного материала
1

3
Работа с соломкой
2

4
Мягкая игрушка
2

5
Вышивка крестом
4

6
Работа с семечками и семенами
2

7
" Чу
·М°десные превращения" (поделки из бросовых материалов
3

8
ОригАми
4

9
Вышивка лентами
4

10
Работа с бисером
4

11
Изонить
3

12
Обережная кукла
2

13
Роспись пасхальных яиц
1

14
Роспись ткани
2

16
"Предновогодние хлопоты", 23 февраля, 8 марта, Пасха, 9 мая
5

17
Мероприятия, выставки
2

Итого:

35+5












Календарно-тематическое планирование:

№ п/п
Раздел
Тема занятия
Дата проведения
Примечание





План
Факт


1
Вводное занятие
Беседа, знакомство с расписанием работы кружка. Техника безопасности при работе с ножницами, клеем
1



2
" Это из природного материала»
Знакомство с материалами
Осенний букет (аппликация из листьев)
Игрушка из шишек
Гнездышко из веток и соломы
Строим дом. Создание композиции из природных материалов
1



3
Работа с соломкой
Технология работы с соломкой
Аппликация «Парусник»
2



4
"Мягкая игрушка
Технология работы над мягкой игрушкой
Змея из лоскутков
2










5
" Вышивка крестом
Технология вышивки крестом
Составление рисунка для вышивания
Вышивка крестом: лес, птичка, слонёнок.
4



6
Работа с семечками и семенами
Технология работы с семечками арбуза и тыквы. Составление рисунка-схемы для работы. Выполнение работы
2



5
Ч»удесные превращения" (поделки из бросовых материалов)

Домик-кормушка для птиц из пластиковых бутылок
Декор бутылки (декупаж, роспись)
Игрушки из спичечных коробков
Мини-сад за стеклом (композиция в стеклянной бутылке)
Волшебная шкатулка (оклеивание коробки пуговицами/ крупами/ракушками, декорирование)

3



6
ОригАми
Технология работы в стиле оригами. Подготовка бумаги.
Составление рисунка для аппликации (цветы, букеты, композиции)
Выполнение работы
4



7
"Предновогодние хлопоты"
Мастерская елочных украшений





Выставка детских работ, новогоднее чаепитие




8
Вышивка лентами
Технология вышивки лентами. Подбор материала, составление рисунка
Вышивка аппликаций
4




9
Открытка для папы (с элементами объемной аппликации)
1




10

Работа с бисером
Технология работы с бисером. Подбор материала для работы. Составление рисунка-схемы работы. Выполнение работы

4




11
Открытка для мамы (с элементами объемной аппликации)
1



12
Изонить


Технология вышивки в стиле «Изонить».
Составление схемы-рисунка.
Выполнение работы
3



13
Праздничная открытка к 9 мая
1










12
"Обережная кукла" (создание традиционных кукол)
Знакомство с обережными куклами. Поморские обережные куклы. Народные верования и традиции.
Кукла "Ангел-хранитель"
Кукла "Колокольчик"
Кукла "Кубышка-травница"

2










13
Традиционная роспись пасхальных яиц
1



14
"Рисуем на ткани" (роспись ткани акриловыми красками)
Знакомство с акриловыми красками. Техника нанесения.
Шитье заготовки сумки-мешка под сменную обувь
Роспись сумки
"Разрисуй футболку к лету"
2



15
Выставка работ за год, награждение детей дипломами
2




ИТОГО:




Список используемой литературы (в алфавитном порядке)

Балинская И.Р. Домовенок. – М.: Летопись, 1996.
Бахметьев А., Кизяков Т. Оч. умелые ручки. – М.: Росмэн, 1997.
Безуель С. Мир живой природы в деревне / Пер. с фр. А.Левиной. – М.: Астрель, 2000.
Бортон П. Забавные игрушки / Пер. с англ. Л.Я. Гальперштейна. – М.: Росмэн, 1997.
Гибсон Р. Бусы, ожерелья и браслеты / Пер. с англ. Л.Я. Гальперштейна. – М.: Росмэн, 1997.
Глаголев О.В. Лепим из глины. – М.: Проф-Издат, 2009.
Гульянц Э.К., Базик И.Я. Что можно сделать из природного материала: книга для воспитателя детского сада, 2-е издание, доработанное. - М.: Просвещение, 1991.
Зимина З.И. Текстильные обрядовые куклы. – С-Пб.: Ладога-100, 2007.
Корнилова В.В. Декоративное мыло: энциклопедия. – М.: Аст-пресс, 2010.
Петухова В.И., Ширшикова Е.Н. Мягкая игрушка. – М.: Народное творчество, 2000.
Подарки. Техники. Приемы. Изделия: энциклопедия / Под ред. Т.Деркач. – М.: Аст-пресс, 1999.
Сахарова С.Ю. Академия домашних волшебников: научно-художественная лит., 4-е изд., доп.- М.: Дет.лит., 1992.
Чаянова Г.Н. Соленое тесто. – М.: Дрофа-Плюс, 2005.








13PAGE 15


13PAGE 14615