Сценарий праздника для 1 класса Прощание с Азбукой

Праздник "Прощание с Азбукой" 
Цель: подвести итог проделанной работы на уроках обучения грамоте; активизировать познавательную деятельность учащихся воспитывать любовь к чтению.
Ход праздника
Под музыку "Маленькая страна" дети занимают свои места. 
Учитель.
Вы в школе почти целый год отучились, Вы много успели и много узнали. Писать и считать вы уже научились. И первые книги свои прочитали. А верным помощником в этом вам стала. Первая главная книжка. И первые буквы она показала Девчонкам своим и мальчишкам. Буквы потом сложились в слова, Слова – в предложенья и фразы. Огромный и красочный мир тогда. Открылся, ребята, вам сразу. Вы прочитаете хороших книг немало, Пускай года пройдут и много-много дней, Вам Азбука хорошим другом стала, Мы этот праздник посвящаем ей!

Песня «Прощай, букварь!» Слова и музыка Людмилы Мельниковой
1-й ученик. 
Заходите, проходите! Путь свободен к празднику. Приглашаем вместе с нами Попрощаться с Азбукой! Если скуку ты оставил И сомненья позади, Если с другом не слукавил, Заходи! Если лень свою оставил, Нарушенья позади, То смелей скорее в класс Заходи!

2-й ученик. 
Если все у вас в порядке: Парты, книжки и тетрадки, Дружба с книгой навсегда, Приглашаем вас сюда! Хороша сегодня школа, Зал горит огнем. Мы на праздник наш веселый Всех друзей зовем. Заходите, проходите, Встретимся на празднике. Приглашаем вместе с нами Попрощаться с Азбукой.

3-й ученик.
Над страною зимним утром Занялась заря. В школах праздник, Славный праздник – Праздник чтения. Первоклассники рядами Стройными идут, Первой книге, мудрой книге Отдают салют!

– Ребята, прочитайте, что написано на доске: 
СПАСИБО, АЗБУКА!
– Сегодня мы сможем поблагодарить мудрую книгу «Азбуку» и показать, чему научились.
4-й ученик. 
Мы помним тот звонок веселый, Что прозвенел нам в первый раз, Когда вошли с цветами в школу, В наш самый лучший первый класс. Как встретил у дверей учитель, Наш верный друг на много дней, И шумная семья большая Подружек новых и друзей.

5-й ученик. Садясь за парту осторожно, Чтоб новой формы не измять, Мы «Азбуки» свои раскрыли, Раскрыли чистую тетрадь.
6-й ученик.
Букв сначала мы не знали, Мамы сказки нам читали. А теперь читаем сами, Подружились сказки с нами. И учительница наша Начинала с «Азбуки». И директор наш, ребята, С «Азбукой» ходил когда-то. Все ходили в первый класс, Наша очередь сейчас.

Учитель: Это сейчас, ребята, вы учите буквы по азбуке, а раньше, много-много лет назад у детей не было ни букваря, ни других учебников. И вот более тысячи лет назад два брата – Кирилл и Мефодий, создали первую азбуку. И называлась она тогда кириллица. Шло время, кириллица менялась и появилась первая учебная книга для детей «Азбука». 
Азбука – это старшая сестра Букваря.
Азбука, Кто знает, почему ее так назвали? Все очень просто. Сейчас мы называем буквы а, бэ, вэ, гэ. А раньше А называли Аз, Б – Буки, В – Веди. Сложили две первые буквы АЗ и БУКИ – получилось АЗБУКА.
7-й ученик. 
А унас сегодня праздник, В школе праздник букваря Мы прочли его до корки Нам по чтению – пятерки
8-й ученик.
В поезд можете садиться. Этот поезд быстро мчится От границы до границы По степям до синих гор На зеленый семафор.
9-й ученик.
В школу он спешит сейчас К нам на праздник в первый класс. Опоздать нельзя на праздник – Это каждый знает. Мчится поезд-первоклассник, Скорость набирает.
10-й ученик.
Прибавляет по пути К трем четыре, два к пяти, Чуть пеналами гремит, Чуть губами шевелит, Изучая алфавит.
11-й ученик.
Первоклассники рядами Строгими идут! Первой книге, мудрой книге Отдают салют.
12-й ученик.
Ежедневно по утрам заниматься надо нам. Мы с доски не сводим глаз А учитель учит нас.
13-й ученик. 
Ель, топор, лопата, руки В каждом слове слышим (хором – звуки) Звуки эти разные – Гласные, согласные
14-й ученик.
Гласные тянутся в песенке звонкой Могут заплакать и закричать. В темном лесу звать и аукать. И в колыбельных сестренку баюкать. Но не желают свистеть и ворчать.
15-й ученик. 
А согласные согласны Шелестеть, шептать, скрипеть, Даже фыркать и шипеть, Но не хочется им петь.
16-й ученик.
Мы знаем буквы, знаем слоги Умеем говорить, считать И постоянно, понемногу.
(хором) Мы научились все читать.
Учитель: Праздник начался. А самой главной гостьи – Азбуки, нет. Давайте ее позовем!
Азбука. Здравствуйте, первоклассники. Вы меня звали? 
Вот и подошел расставания час.
И грустно мне немного сейчас.
Но за вас я спокойна,
В жизнь войдете вы достойно.
Получайте знания приличные,
И отметки только отличные.
Многому еще вам предстоит учиться,
Не лениться, а трудиться,
Год за годом промелькнут,
И от школьного порога
В жизнь откроется дорога.
Ждут вас открытия важные,
Не робейте, а дерзайте.
И задачи вы решайте,
Сочиненья сочиняйте,
Знаньями всех удивите,
Верят в вас учителя и родители!

Мальчик-первоклассник. 17-й ученик.
С тобою, «Азбука», я в первый раз Пришел в свой первый светлый класс. Я эту книгу полюбил, Я в ней все буквы изучил, И как мне радостно сказать: «Умею я теперь читать!».
18-й ученик. Как хорошо уметь читать – Не надо к маме приставать, Не надо умолять сестрицу: «Ну почитай еще страницу!». Не надо звать, не надо ждать, А можно взять и прочитать.
Девочка-первоклассница. 19-й ученик.
Я чернилами сначала Только палочки писала, А теперь в тетрадь гляжу, Буквы смело вывожу И вот за это говорю Азбуке спасибо!
Мальчик-первоклассник. 20-й ученик.
Ты книга первая моя, Теперь читать умею я! На свете много книжек есть, Теперь смогу я их прочесть.

Песня «Азбука» Слова З. Петровой, музыка А.Островского
Азбука. Дорогие ребята, я очень рада, что вы меня так любите! Но я вам принесла загадки о тех, кто помогал учить вас грамоте. Отгадайте, кто был моим помощником.
Азбука (читает загадки).

То я в клетку, то в линейку –
Написать по мне сумей-ка!
Можешь и нарисовать.
Кто такая я? (Тетрадь.)

В тетрадях палочек ряды –
Мои упорные труды.
Чем вы со мной дружнее,
Тем палочки ровнее.
Я другой приятель ваш –
Проворный, острый... (карандаш).

Буквы печатные,
Очень аккуратные.
Буквы для письма
Я пишу сама. Кто я? (Ручка.)

Азбука. Вы, ребята, отгадали все мои загадки. Теперь можно отправляться в страну Букваренок. Все готовы к путешествию? Гласные готовы? Согласные готовы? А буквы, которые не обозначают звуков?
А ну-ка, буквы, Стройтесь в ряд! Я – командир, Вы – мой отряд. Ребятам объявляется, Что поезд отправляется, Немедля отправляется От станции Москва До первой буквы А. Пары разводит паровоз, Зажег два фонаря И мчится в грохоте колес По строчкам букваря. Опоздать нельзя на праздник – Это каждый знает.
Девочка-первоклассница 21-й ученик.
Мчится поезд-первоклассник, Скорость набирает. Так садись в веселый поезд – И помчим от А до Я. Очень нравится мне скорость, Очень нравятся, друзья. Буквы-значки, Как бойцы на парад, В строгом порядке Построены в ряд. Каждый в условленном Месте стоит, И называется все – алфавит!

Звучит песня А. Рыбникова «Азбука», учащиеся в костюмах букв выходят на сцену, рассказывают стихи про буквы. 
А
Всем известно буква А
Буква очень славная,
Да к тому же буква А
В алфавите главная.
Обожает этот звук
И Андрей и Аллочка.
Б
Букварь - родная книжка
Для девчонки и мальчишки:
В букваре – загадки, сказки,
И картинки в ярких красках.
Буквы, слоги и слова-
Закружилась голова.
В
Вот буква В видна в дали
Красивая, витая.
Как будто булку испекли
Гостей мы ожидая.
Г
Гусь гулял по берегу,
А гусыне – ни гу-гу
Волновались берега,
Это гусь кричал: «Га-га!»
Д
Мы ходили в детский сад
Он построен для ребят.
Дима, Дора, Дина, Даша
В общем, все ребята наши!
А потом всей группой нас
Посадили в первый класс.
Е-Ё
Е и Ё родные сестры
Различать сестер не просто
Но у буквы Ё – две точки,
Словно в лесенке гвоздочки.
Ж
Эта буква широка
И похожа на жука.
И при этом точно жук,
Издает шипящий звук.
З
Зайчик с волком повстречался,
В лапы волку он не дался.
Много серий впереди,
Так, что, заяц, погоди!
И
Молоток я раздобыл
Из дощечек букву сбил.
Сколько здесь дощечек?
- Три!
А какая буква?
- И
К
Кот ловил мышей и крыс
Кролик лист капустный грыз.
Л
Алфавит продолжит наш
Буква Л – лесной шалаш.
М
Взявшись за руки, мы встали
И на М похожи стали.
Н
На букве Н я как на лесенке
Сижу и распеваю песенки
О
В этой букве нет угла
От того она кругла.
До того она кругла
покатиться бы могла.
П
Наш петух страшней огня:
Жуткий забияка!
Из него как из меня
Так и лезет драка.
Р
Буква Р – на мачте парус
В даль плывет небес касаясь
С
Полумесяц в небе темном
Буквой С повис над домом.
Т
Телевизор – лучший друг
Заполняет наш досуг.
Недовольна только мама,
Надоела ей реклама.
У
Для чего, ребята, уши?
Чтобы на уроках слушать.
Если ты не хочешь слушать
То зачем, ребята, уши?
Ф
Филин в книжку залетев
Притворился буквой Ф.
Х
Х – забавная игрушка
Деревянная вертушка
Деревянная вертушка
Ветру вольная подружка.
Ц
Цапля ходит по болоту,
Цапля вышла на охоту.
Цапля любит, говорят,
Кушать вредных лягушат.
Ч
Да, вы правильно решили:
Ч мы пишем как четыре.
Только с цифрами, друзья,
Буквы путать нам нельзя.
Ш
Посмотри на букву Ша
Буква очень хороша.
Потому что из нее
Можно сделать Е и Ё
Щ
Щеткой чищу я щенка
Щекочу ему бока.
Ъ
Из ведра не просто так
Нам воды напиться:
Нужен ковшик – твердый знак
Чтобы не облиться.
Ы
Очень грустно мне, увы:
Нету слов на букву Ы
С буквы Ы ломать язык
Никто, конечно, не привык.
Ь
Буква Р перевернулась,
Мягким знаком обернулась.
Э
Эхо слышно на реке
Эхо слышно вдалеке
И в пещере и в горах
Только слышно «Эх», да «Ах»
Ю
Чтобы О не укатилось
Крепко к столбику прибьем
Ой, смотри-ка, что случилось.
Получилась буква Ю.
Я
Буква Я- красавица
Мне ужасно нравится
И страницы «Азбуки» и «Букваря»
Завершает буква Я.
Азбука. Станция “Сказочная”. 
Станция “Сказочная”.

Вы все любите сказки и знаете их. Вы должны назвать сказку, из которой услышите отрывок.
1.
Журавель стук-стук носом по тарелке. Стучал, стучал – ничего не попадает. (“Лиса и журавель”.)
2.
– Кто, кто в домике живет? Кто, кто в невысоком живет?
– Я, мышка-норушка.
– Я, лягушка-квакушка. А ты кто? (“Теремок”.)

3.
А лиса сидит и приговаривает: “Битый небитого везет, битый небитого везет”. (“Волк и лиса”.)
4.
Зашел Иван-Царевич в топкое болото. Смотрит – сидит лягушка-квакушка и его стрелу держит. (“Царевна-Лягушка”.)

Азбука: Некоторые сказочные герои прислали телеграммы. Давайте вместе угадаем, кто же их прислал.

Телеграммы:

Гуси – лебеди догоняют! (Алёнушка. “Гуси – лебеди”)
Очень расстроена. Нечаянно разбила яичко. (Мышка. “Курочка – ряба”)
Все козлята найдены! (Коза. “Волк и семеро козлят”)
Всё вижу из короба! ( Машенька. “Маша и медведь”)

Азбука читает перепутанные названия сказок, а ребята исправляют их.
Снежная принцесса. (Снежная королева.)
Желтая кепочка. (Красная шапочка.)
Илья-царевич и Серый волк. (Иван-царевич и Серый волк.)
Свеколка. (Репка.)
Мальчик и Карлсон. (Малыш и Карлсон.)
Приключения Знайки и его друзей. (Приключения Незнайки и его друзей.)

Учитель: Как правило, в дороге бывают и потери. Если что теряем, обращаемся в бюро находок.
Станция «Бюро находок». 
Станция «Бюро находок».

Учитель: Вам необходимо найти конец к пословице.

Как аукнется,
Тому не пропасть

Написано пером,
Светит, да не греет

Кто грамоте горазд,
Так и откликнется

Зимнее солнце что мачеха:
Не вырубить и топором


(Как аукнется, так и откликнется. Написано пером, не вырубить и топором. Кто грамоте горазд, тому не пропасть. Зимнее солнце что мачеха: светит, да не греет.)

Учитель:
А вот станция «Волшебная», где говорят только волшебные слова.
Учитель: Из набора букв нужно собрать слова, саписоб пжойалстуа йвсвруадтзет
Прочитаем полученные слова. (Спасибо, пожалуйста, здравствуйте.)Как называются такие слова? (Вежливые.) А вы не забываете о них? Знаете, когда их нужно употреблять?

Учитель:
Ставьте ушки на макушки. Слушайте внимательно. Мы для азбуки родной пропоем частушки.
Учащиеся поют частушки. 
Частушки

Ученик 1.
Мы собрали пап и мам, но не для потехи.
Мы сегодня рапортуем про свои успехи.

Ученик 2.
Мы в нарядах нынче новых, и у всех счастливый вид,
Ведь сегодня мы досрочно изучили алфавит!

Ученик 3.
Разбудите меня ночью, в самой серединочке,
Расскажу вам алфавит без одной запиночки!

Ученик 4.
Буквы гласные мы любим, и все больше с каждым днем.
Мы не просто их читаем - эти буквы мы поем!

Ученик 5.
Тыщу слов в минуту нынче, как машинка, я строчу.
Я любую вашу книжку одним махом "проглочу"!

Ученик 6.
Мы простимся с Азбукой, и рукой помашем,
И спасибо десять раз дружно хором скажем !

21-й ученик.

Апрель за окнами стоит, Весна вокруг кружится. А нам сегодня предстоит С Азбукой проститься!
Не печалься, азбука, Лучше нету книжки! Подарю тебя теперь Младшему братишке.

Мальчик-первоклассник. 22-й ученик.
Мы теперь читаем сами, знаем слоги и слова. Скажем Азбуке: «Спасибо»!. Расставаться нам пора.

Девочка-первоклассница 23-й ученик.
До свиданья! До свиданья! А на следующий год Наша Азбука научит тех,  кто в первый класс придет.

Мальчик-первоклассник. 24-й ученик.
Мы хотим сказать тебе спасибо. Мы за всё тебя благодарим! Говорим тебе мы: «До свиданья!» «Здравствуй!» – новым книгам говорим.

Учитель: Дорогие первоклассники!  В народе говорят: "Азбука ступенька к мудрости". Вы одолели свою первую, очень трудную ступеньку. Я от всей души поздравляю вас и вручаю вам эти удостоверения об окончании курса Азбуки.
(Вручение)
– Я еще раз поздравляю вас и желаю вам новых успехов. Вас ждут новые ступеньки на пути к мудрости


Используемая литература:
Мастер-класс учителя начальной школы. – М.: Глобус, 2010.
Успенский “Школа клоунов”.
Э. Г. Кузнецова «Игры, викторины, праздники в школе и дома» Занимательные сценарии – М.: Аквариум, 1999.
Савинова С. В. «Праздники в начальной школе» – Волгоград: Учитель, 2002.
Давыдова М. А., Агапова И. А. «Праздник в школе» Сценарии, конкурсы, викторины. – М.6 Рольф, 1999.
Филькина Л. В. «Четыре времени года» Сценарии детских праздников. – М.: Издательский центр ИПК и ПРНО МО, 1997.
Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». Сборник тезисов.2007/2008 учебный год: Книга 1; [Руководитель проекта С. Островский]. – М.: ИД «Первое сентября»; ООО «Чистые пруды», 2008 – 640 с.