Вспомогательные исторические дисциплины как способ развития интереса к истории


Серкин Николай Александрович
«Вспомогательные исторические дисциплины как способ развития интереса к истории».
Ни для кого не секрет, что современные школьники, а следом за ними и студенты не знают и не интересуются историей. Для обучающихся история является очень сложной наукой. Естественно, огромное количество дат, персоналий, причин, событий. Трудно сказать, откуда берёт своё начало запущенность в исторических знаниях, а еще труднее сказать, откуда у обучающихся исчезает интерес к такому предмету как история. Как говорят врачи, мы можем вылечить только симптомы этой болезни. В любом высшем учебном заведении история присутствует как предмет, а в некоторых и является профильным. В этой статье мы не будем говорить о учащихся классических университетов особенно исторических факультетов. Уровень их знаний проверяется и оценивается экзаменами при поступлении и непосредственно в учебе. Мы попытаемся разобраться с проблемой развития интереса к истории в непрофильных историческому образованию ВУЗах.
Одним из способов развития такого интереса является изучения истории через вспомогательные исторические дисциплины. Эти науки, изучающие определенные формы и виды исторических источников. Конечно, эти науки не дадут полной картины исторических процессов, но, по крайней мере, настрой студентов к истории, как второстепенной науки может быть преодолен. Мы не говорим о том, что нужно вводить эти предметы вместо изучения истории. Здесь больше имеется ввиду, чтобы перед изучением истории был прочитан краткий курс этих дисциплин, возможно факультативом.
Итак, что это за дисциплины и как они помогут в развитии интереса?
Самой главной, на наш взгляд, является источниковедение. Эта наука выстраивает структуру исторических источников. Обучающие смогут поработать с такими письменными источниками как «Повесть временных лет». Если это юридический факультет, то очень замечательными письменными источниками являются законодательные акты «Русская Правда» Ярослава Мудрого и Ярославовичей, «Соборное уложение 1649 года» и т.д. Экономические факультеты могут познакомиться с Таможенными уставами начиная с Петра I, заканчивая Николаем II причем в развитии.
Особое место в списке наук занимает археология. Археология изучает вещественные источники. В современности существует множество детских и взрослых движений по этому направлению. Самым ярким примером является детское археологическое движение «Возвращение к истокам». Студенты и учащиеся школ многих районов нашей области тесно сотрудничают с этим движением. Также осуществляется и областной слет «Возвращение к истокам». Каждый ВУЗ или школа может поучаствовать в реальных раскопках.
Еще одной наукой, развивающей интерес к истории, является нумизматика. Эта наука изучает монеты разного времени и разных стран. С нумизматикой нога в ногу идет наука бонистика, изучающая такой исторический источник как бумажные деньги. нумизматика и бонистика позволяют просмотреть развитие денежных систем в разных исторических эпохах. Что позволит вспомнить, а кто не знает, и выучить последовательность этих эпох. На монетах и денежных банкнотах зачастую присутствуют изображения королей, царей, императоров. Знакомство с ними будет намного интереснее.
При изучении средних веков большую помощь окажет геральдика. Эта вспомогательная историческая дисциплина изучает гербы. В средневековую политическую раздробленность огромное количество стран, а следовательно и королей. Герб поможет запомнить персоналии. Также особый интерес вызывает составления своего герба по всем законам геральдики.
Другой вспомогательной исторической дисциплиной так или иначе связанной с гербами, является сфрагистика. Слово «сфрагистика» в переводе на русский язык означает «печать». Сама печать состоит из двух понятий: матрицы – это и есть собственно печать, это изображения различных знаков, в частности, гербы. А оттиск – это то, что остается от изображений, помещенных на матрицах. Печати бывают, в частности, государственные. Именно на матрицах этого типа изображаются гербы. А отсюда существуют гербовые печати. Изучая гербовые печати, можно получить дополнительный материал по гербам
Также очень большую помощь в развитии интереса к истории окажут такие вспомогательные исторические дисциплины как дипломатия, ономастика, топонимика и другие, очень интересные и увлекательные науки.
В качестве вывода хотелось бы сказать, что история присутствует в любой специальности, любого факультета, любого ВУЗа. Можно подобрать перечень тем, наук для своего профиля и развивать знания истории своей специальности в контексте общеисторических знаний. Но остается еще одна проблема – заинтересованность преподавателей и руководства ВУЗа в развитии исторических знаний студентов, особенно неисторических специальностей.
Список литературы.
1.Вспомогательные исторические дисциплины. А.П. Пронштейн, В.Я. Кияшко. - М., 1973.
2. Вспомогательные исторические дисциплины в пространстве гуманитарного знания : материалы XXI междунар. науч. конф. Москва, 29–31 янв. 2009 г. М.: РГГУ, 2009
3.Специальные исторические дисциплины. Учеб. пособие / Сост. М.М. Кром. СПб.: Дмитрий Буланин, 2003. 634 с.