Проблемы и перспективы гражданского и патриотического воспитания в системе образования


Проблемы и перспективы гражданского и патриотического воспитания в системе образования Дударь Любовь Стефановна
высшая категория
заместитель директора по ВР
г.Харцызск ОШ №5
Аннотация.
Воспитание гражданина Донецкой Народной Республики является общей целью образовательной системы ДНР, которая нашла отражение в законе ДНР «Об образовании». В связи с этим в нашей школе разработан проект «Патриотическое воспитание в школе» и открыт музей истории школы.
Ключевые слова: патриотизм, нравственные чувства, жизненная позиция, краеведение, музей.
Актуальность. В настоящее время проблема гражданско-патриотического воспитания является актуальной. Всѐ заметней стала постепенная утрата нашим обществом традиционного патриотического сознания, что привело к деформации в воспитании подрастающего поколения. На данный момент принята Концепция патриотического воспитания детей и учащейся молодежи Донецкой Народной Республики. Концепция утверждает патриотизм как важную социальную основу духовно-нравственного единства общества, укрепление его государственности. Успешная самореализация личности в период обучения и после его окончания, ее социализация в обществе, активная адаптация на рынке труда являются важнейшей задачей учебно-воспитательного процесса. Усиление воспитательной функции образования, формирование гражданственности, трудолюбия, нравственности, уважение к правам и свободам человека, любви к Родине, семье, окружающей природе рассматривается как одно из базовых направлений в области образования. Здесь в полной мере действует формула: каково сегодняшнее общество – такова и молодежь, какова сегодняшняя молодежь – таково и завтрашнее общество.
Данный проект необходимо использовать не только в учебной деятельности, но и во внеклассной работе, так как именно она наиболее эффективна в создании положительной мотивации, без которой, как известно, нельзя добиться желаемого результата ни в одном деле. Обширные и разнообразные материалы проекта позволят детям разносторонне узнать судьбу своей республики и малой Родины – Харцызска.
Анализируя работу по этому направлению, хочется отметить владение обучающими некоторым опытом патриотической деятельности.
Сформированность эмоционально – чувственного   компонента опыта патриотической деятельности обучающихся (воспитанников);
Проектирование и реализация ситуации патриотического воспитания ;Способность педагогов к постановке целей;
Отбор содержания воспитания, способствующего овладению опытом патриотической деятельности;
Активизация чувств, переживаний, смысловой сферы, нравственных мотивов воспитанника при подготовке и проведении мероприятий патриотического характера, а также в процессе учебных занятий;
Вовлечение воспитанников в рефлексию смысла деятельности патриотического характера;
Качество документационного обеспечения процесса патриотического воспитания с использованием материалов музея и его пополнения;
Осуществление управленческими структурами педагогического анализа процесса патриотического воспитания.
Цель статьи: показать создание в школе эффективной системы гражданско-патриотического воспитания, которая должна формировать у учащихся такие качества, как смелость, решительность, дисциплинированность, ответственность за порученное дело и уважение к Закону ДНР, растить, воспитывать настоящих людей с высоким нравственным потенциалом, умеющих творить, трудиться и защищать свою республику.
Цель гражданско - патриотического воспитания - развитие у детей и подростков гражданственности, патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, формирование у них профессионально значимых качеств, умений и готовности к их активному проявлению в различных сферах жизни общества, особенно в процессе военной и других, связанных с ней видов государственной службы, верности конституционному и воинскому долгу в условиях мирного и на сегодняшний день военного времени, высокой ответственности и дисциплинированности.
Основные задачи патриотического воспитания в ОШ№5:
формирование у молодого поколения и у самих себя патриота, готовности к выполнению гражданского долга, конституционных обязанностей, воспитание чувства гордости к Родине - тем местам, где мы живем, учимся, растем, воспитание гордости за свой народ, за тех людей, кто защищал и защищает сегодня нашу молодую Донецкую Народную Республику.
При формировании у молодежи гражданско-патриотических чувств на современном этапе развития образования актуальным является воспитание отношения к малой родине, уважения к истории и культуре своего края. Во многом этому способствует краеведческая деятельность: знакомство с героическим настоящим и прошлым родного края, историей земли, трудовыми достижениями земляков, национальной культурой. С этой целью у нас создан музей истории школы. [Рис.1]
Здесь очевидны огромные возможности краеведческой деятельности, которая позволяет воспитывать патриота и гражданина не на абстрактных идеалах, а на конкретных примерах, приобщать ребят к культурному наследию страны и малой родины. Цель краеведческой работы – научить ребят любить, уважать свой народ, землю, край, Родину. Ведь краеведение обращает к прошлому, чтобы школьники, зная свои корни, могли создать достойное будущее. В настоящее время в школе сложилась система краеведческой работы .Неразрывной частью патриотического воспитания является приобщение учащихся к богатейшему историческому и культурному наследию города Харцызск; углубление знаний учащихся в области истории своего края и осмысление через это своей собственной истории, истории своей семьи, школы, народа; воспитание у детей чувства сопричастности, неравнодушия к сегодняшнему дню Родины, бережного, заботливого отношения ко всему, что было создано. Постоянно пополняются его фонды, обновляются стенды и сменные выставки. Ребята по крупицам восстанавливают историю родной школы. В этом году появился компьютерный вариант книги « Летопись школы». Намечен план работы, создана группа экскурсоводов и лекторская группа, которые регулярно проводят для ребят интересные, увлекательные экскурсии.
Особенность школьного музея в том, что он создает широкое поле воспитательно - развивающей среды, условия для самореализации и позитивной социализации личности современного школьника. В школьном музее ребята приобщаются к исследовательской, собирательской, оформительской, экскурсионно-лекторской и другим видам деятельности, приобретая тем самым навыки позитивного социального поведения.
Важнейшим воспитывающим фактором музейной педагогики являются организуемые в школьном музее встречи с интересными людьми, героями войны (1941-1945г.г. 2014г.) и труда - нашей живой памятью, встречи, где дети получают уникальные нравственные уроки общения, доброты, внимания, мужества, стойкости, оптимизма, все то, что даст им силы для будущей сложной жизни в современном обществе, мире.[Рис. 2]
Поэтому в нашем понимании патриотическое воспитание - это не только гражданское, военно-патриотическое, а и художественное, нравственное, экологическое, туристическо - краеведческое, спортивно-оздоровительное, развитие творческих инициатив.
И сегодня жизненно важно возродить в нашем обществе чувство истинного патриотизма как духовно-нравственную и социальную ценность, сформировать в молодом человеке граждански активные, социально значимые качества, которые он сможет проявить в созидательном процессе и в тех видах деятельности, которые связаны с защитой родных рубежей.Сохраняя традиции и преемственность поколений, развивая чувство гражданственности и любви к своей малой родине, в нашей школе уделяется особое внимание патриотическому воспитанию: воспитанию гражданина и патриота ДНР, основанному на изучении символики, истории , жизни и деятельности выдающихся людей, развитию чувства гордости за свою страну.
Основная цель: сформировать сознательного гражданина, патриота, профессионала, то есть человека с присущими личностными качествами и чертами характера, мировоззрением и образом мышления, чувствами, поступками и поведением, направленными на саморазвитие и развитие демократического гражданского общества в ДНР .Для достижения этой цели требуется выполнение следующих основных задач:
проведение научно-обоснованной управленческой и организаторской деятельности по созданию условий для эффективного патриотического воспитания детей и подростков;
утверждение в сознании и чувствах детей и подростков патриотических ценностей, взглядов и убеждений, уважения к культурному и историческому прошлому, к традициям, повышение престижа государственной, особенно военной службы;
создание новой эффективной системы патриотического воспитания, обеспечивающей оптимальные условия развития у детей и подростков верности отечеству, готовности к достойному служению обществу и государству, честному выполнению долга;
создание механизма, обеспечивающего эффективное функционирование целостной системы патриотического воспитания детей, подростков и молодежи.
Гражданско - патриотическое воспитание осуществляется по основным направлениям: духовно - нравственное - осознание личностью высших ценностей, идеалов и ориентиров, социально-значимых процессов и явлений реальной жизни, способность руководствоваться ими в качестве определяющих принципов, позиций в практической деятельности и поведении. Оно включает развитие высокой культуры и образованности, осознание идеи, во имя которой проявляется готовность к достойному служению ДНР, формирование высоконравственных профессионально-этических норм поведения, качеств воинской чести, ответственности и коллективизма;
историческое - познание наших корней, героического прошлого различных поколений, боровшихся за независимость и самостоятельность родной земли;
политико-правовое - формирование глубокого понимания конституционного и воинского долга, политических и правовых событий и процессов в обществе и государстве, военной политики, основных положений концепции безопасности. страны и военной доктрины. Включает ознакомление с законами государства;
воспитание гражданственности - воспитание важнейших духовно-нравственных и культурно-исторических ценностей, национального самосознания, образа жизни, миропонимания и судьбы ДНР. Оно включает беззаветную любовь и преданность своей Республике, гордость за принадлежность к своему народу, к его свершениям, испытаниям и проблемам, почитание национальных святынь и символов, готовность к достойному и самоотверженному служению обществу и Республике;
психологическое - формирование у детей, подростков и молодежи высокой психологической устойчивости, готовности к выполнению сложных и ответственных задач в любых условиях обстановки, способности преодолевать тяготы и лишения военной или других видов государственной службы, важнейших психологических качеств, необходимых для успешной жизни и деятельности в коллективе.
Активно действует Совет старшеклассников школы (Парламент школы во главе с президентом) как фактор воспитания патриотизма.
Ученическое самоуправление является первой и одной из важнейших составляющих на этом пути, в состав которого входят представители 5-11 классов. Участие подростков в этом объединении имеет немаловажное значение в деле гражданского воспитания подрастающего поколения. [Рис.3]
Реально принимая участие в решении важных вопросов школы, дети приобретают практические навыки, которые пригодятся им потом во «взрослой» жизни. У них формируется активная жизненная и гражданская позиция.
Активно воздействуют на становление личности коллективные творческие дела, которые создают почву для формирования и проявления общественно ценных мотивов. В этом отношении хорошим потенциалом обладают презентации творческих работ самих детей, подготовка, оформление и проведение выставок, конкурсы и викторины по краеведению, концертные программы, фестивали, направленные на формирование национального самосознания, другие коллективные работы. Патриотическое воспитание в нашей школе помогает. Большое воздействие на детей и учащуюся молодежь оказывают средства массовой информации. Одной из форм воспитания гражданской позиции у детей и подростков являются конкурсы школьных СМИ на лучшее освещение опыта по патриотической работе.
Гражданское воспитание школьников направлено на формирование и развитие личности, наделённой качествами гражданина – патриота своей Республики. Патриотическое воспитание в ОШ№5 включает в себя три ступени.Первая ступень – НАЧАЛЬНОЕ звено, здесь закладываются основные моральные ценности, нормы поведения, начинается формирование личности, которая чувствует себя частью общества и гражданином своей Родины. Эффективными формами воспитания гражданственности у младших школьников являются беседы, тематические рисунки, воспоминания родителей, просмотр семейных фотографий, реликвий (наград, газетных статей, личных вещей), посещения музеев, выставок, памятников героям, чтение стихотворных и прозаических произведений на военно-патриотическую тематику, встречи с ветеранами ВОВ, миротворцами, воинами ополчения.
Вторая ступень – ОСНОВНАЯ школа - продолжает формировать систему ценностей подростков, помогает приобрести знания и умения, необходимые для будущей самостоятельной жизни в обществе. На этом этапе стержнем гражданского воспитания становится формирование уважения к закону, к правам другой личности, чувства ответственности перед обществом. Происходит оснащение сознания и мышления учащихся знаниями по истории Отечества, ее правовых и моральных норм. В школе стало традицией проведение спортивного праздника и смотра строя и военной песни ко Дню защитника Отечества. Ребята очень ответственно относятся к этим мероприятиям: разучивают военные песни, учатся выполнять команды, готовят форму одежды.[Рис.4]
На третьей ступени (в СТАРШЕЙ школе) углубляются знания о процессах, происходящих в различных сферах общества, о правах человека, определяется гражданская позиция личности, ее социально-политическая ориентация. Задача этого этапа состоит в том, чтобы в процессе общественной деятельности учащиеся совершенствовали готовность и умение защищать свои права и права других людей, умели строить индивидуальную и коллективную деятельность. Итогом работы за год является конференция, на которой каждый класс показывает свою работу в виде проектов, буклетов, театрального представления. Отдельно свои проекты защищают члены отряда «Наследники Победы». Участие в городской конференции «Вахта памяти» заслуживают только активные и достойные.
Содержание  управления  системой  патриотического  воспитания  в школе - это: анализ, оценка, прогнозирование и моделирование состояния процесса патриотического воспитания в школе с учетом тенденций общественного развития, определение и постановка текущих и перспективных задач воспитательной деятельности (проект «Я нужен ДНР»), научно обоснованное планирование патриотического воспитания, мониторинг состояния и действенности воспитательной работы и систематическое информирование о ходе реализации задач патриотического воспитания, научная организация труда классных руководителей, обучение их прогрессивным методам и технологиям воспитательной работы.
Вывод: необходимо формировать у учащихся компетентность в сфере гражданско-правовой деятельности. Требуется переосмысление задач воспитания как первостепенного приоритета в образовании. Важнейшие задачи воспитания – формирование гражданской ответственности и правового самосознания, республиканской идентичности, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, что говорит об актуальности и глобальности проблемы.
Вполне естественно, что в целях успешной реализации проекта нужна полноценная, соответствующая требованиям современной жизни материально-техническая база для организации мероприятий, предусмотренных самим проектом. Кроме этого, необходима максимальная активность и инициативность со стороны детей, а особенно взрослых .Данный проект имеет отличную перспективу. Реализация проекта возможна не только в пределах нашей школы, школ города и республики, но и целого государства. Если совместные усилия опытных государственных деятелей, активной, идейной и талантливой молодежи подтвердят продуктивность действий, направленных на решение проблем, то формирование гражданственности может и должно проводиться на государственном уровне. Тогда молодое поколение станет активным деятелем в жизни взрослых, общества в целом и республики.
Список литературы :Бондаревская, Е.В. Смыслы и стратегия личностно-ориентированного воспитания / Е.В. Бондаревская //Педагогика, 2001. №1.
Сафронова, Е. М., Оценка качества процесса и результата воспитательной работы в школе / Сафронова, Е. М., // Директор школы, 2008,-№6.
Сафронова, Е.М. Формирование нравственно-смыслового отношения к образованию как цель и результат школьного воспитания: монография / Е.М. Сафронова. — Волгоград: Перемена, 2004.-С.187.
«Время, события, люди» А.В. Толстоухов ( 2 тома), 2009 год
Пашкович А.П. Как воспитать патриота / А.П. Пашкович. – : СПб: КАРО, 2009
Интернет ресурсы:
http://nauka-pedagogika.comhttp://5ballov.gip.ru
Рисунок № 1. Музей истории школы.

Рисунок № 2. Встречи с ополченцами в школьном музее
на открытии экспозиции «Эхо войны-2014»

Рисунок № 3. Работа ученического самоуправления

Рисунок № 4. Ежегодный традиционный военно-спортивный праздник
посвящённый Дню защитника Отечества.