Статья на тему ОСОБЕННОСТИ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ


Мария Павловна Хабарова,
заместитель директора по научно-методической работе
МБОУ ДОД ДШИ №8 «Радуга»
Кировского района г.о. Самара
ОСОБЕННОСТИ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
Лучшее средство привить детям любовь к отечеству
состоит в том, чтобы эта любовь была у отцов.
Ш. МонтескьеАктуальность проблемы гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения для современного общества очевидна. В настоящее время действует государственная программа «Патриотического воспитания граждан РФ», основной целью которой является создание системы патриотического воспитания. Комплекс программных мероприятий предусматривает охват всех категорий граждан РФ, однако приоритетными категориями, конечно же, являются дети и молодежь. При этом главный акцент делается на работу в образовательных учреждениях, поскольку именно они выступают в роли некоего интегрирующего центра совместной воспитательной деятельности школы, семьи и общественных организаций.
Учреждение дополнительного образования детей – очень сложный организм, он отражает характер, проблемы, противоречия общества и обладает колоссальным воспитательным потенциалом.
Новое время требует от педагога нового содержания, новых форм и методов гражданско-патриотического воспитания, адекватных современным социально-педагогическим реалиям.
В каждом образовательном учреждении с годами складывается своя система гражданско-патриотического воспитания. В школе искусств «Радуга» она тоже есть.
Наиболее привычным для представителей системы дополнительного образования является видение патриотического воспитания через систему соответствующих мероприятий. Так, наша школа ежегодно выступает в роли организатора социально-значимых мероприятий. Это традиционные праздники для жителей микрорайона, посвященные Дню победы, Дню города, Дню защитника Отечества. Это концерты для ветеранов войны и тружеников тыла, ветеранов труда и инвалидов, для детей из малообеспеченных семей, воспитанников детских домов и детей с ограниченными возможностями. Мы шефствуем над двумя социальными домами ветеранов в тринадцатом и четырнадцатом микрорайонах города.
Только через активное вовлечение учащихся в социальную деятельность и сознательное участие в ней можно достигнуть успехов в гражданско-патриотическом воспитании.
Кроме того, учащиеся и педагоги школы постоянно участвуют в городских культурно-массовых мероприятиях (на Площади Славы, на Набережной, в Парке Металлургов, у храма Кирилла и Мефодия и т.д.). Участие в таких мероприятиях помогает учащимся приобрести бесценный опыт и переживания максимально близкие такому чувству или мироощущению, как патриотизм, поскольку для ребёнка это реальная возможность испытать народное единение, ощутить себя частью родного города.
Одно из наиболее важных и социально-значимых направлений деятельности нашей школы – это концертно-просветительская деятельность. Ее цель – формирование духовно-нравственных и ценностных ориентиров разных слоев населения нашего города. Для того чтобы обеспечить системный подход к решению данной проблемы, мы создали проект «Школьная филармония».
«Школьная филармония» призвана посредством концертной деятельности формировать устойчивый интерес и общественную потребность в приобщении к музыкальной, художественной и поэтической культуре Самарского края. Целевая аудитория проекта – это, прежде всего, школьники всех возрастов и их родители, а также воспитанники детских садов.
Программы «Школьной филармонии» выстраиваются в форме концерта-лектория, агитбригады, музыкально-литературной композиции, творческих встреч с деятелями искусства и т.д. В них учитывается возраст слушателей и степень их подготовленности к восприятию художественного материала.
Значительная часть программ «Школьной филармонии» посвящена памятным датам, связанным с историей нашей страны, событиям военных лет, творчеству самарских композиторов, что, безусловно, способствует гражданско-патриотическому воспитанию как самих участников концертов, так и зрителей и слушателей.
Воспитание патриотизма начинается в семье. Пока ребёнок находится дома, он наблюдает за поведением родителей и перенимает их систему ценностей. Затем в работу включается школа. Логично предположить, что если ребёнок с детства находится в атмосфере любви к «малой родине», то позже он без труда перенесет это чувство на родной город и государство.
Вот почему так важна работа с родителями и семьей учащихся. Педагог должен уметь не только диагностировать опасные отклонения в воспитании ребенка и вовремя суметь скорректировать их, но и оказать психологическую поддержку родителям, помочь им справиться с проблемой.
Чувство принадлежности к семье, друзьям, школе; ощущение жизненной цели, уверенности и защищенности – крайне важны для формирования правильной гражданской позиции. Пережить все эти чувства ребенку помогают классные досуговые мероприятия такого плана, как, например, «Праздник семейных родословных». Это замечательная возможность включить в единый процесс общения все звенья цепи: дети, родители, бабушки и дедушки, класс, школа, друзья.
Различные классные мероприятия, совместные посещения театров, Филармонии, выставок, музеев; совместные походы или выезды за город на пикник – это все то, что помогает сплотить детей, помогает каждому ребенку почувствовать себя частью коллектива.
Что еще способствует гражданско-патриотическому воспитанию учащихся? Это всевозможные формы ученического самоуправления, начиная от старосты класса или группы и закачивая Советом школы. Каждая школа – это маленькое государство, и важно чтобы каждый учащийся, попадая в это государство, ощущал себя его полноправным гражданином и неотъемлемой частью государственного строя. Именно поэтому так важно использовать в образовательном учреждении не только государственные символы России, но и собственную атрибутику: эмблему, гимн, флаг, девиз и т.п.
Если говорить о патриотическом воспитании с точки зрения программно-методического обеспечения, то сегодня, в рамках нового федерального государственного образовательного стандарта, как никогда актуально проектирование и создание элективных курсов, краткосрочных сквозных или модульных образовательных программ соответствующей тематики: «Гражданин», «Я рожден в России», «Самароведение» и т.п.
Одна их важнейших ролей в гражданско-патриотическом воспитании отводится научно-исследовательской деятельности, в частности краеведению. Учащиеся нашей школы регулярно выступают с краеведческими докладами на конференциях различного уровня. Их тематика достаточно обширна: художественная и музыкальная культура Самарского края; творчество, биографии и вклад в развитие самарского региона деятелей искусства, политических, общественных деятелей.
Неотъемлемой частью патриотического воспитания является познание духовного богатства своего народа посредством освоения народной культуры. Народная культура раскрывает истоки духовной жизни русского народа, демонстрирует его нравственные и эстетические ценности, художественный вкус и является частью нашей истории.
Уже более двадцати лет назад в Детской школе искусств №8 «Радуга» было открыто отделение народной культуры. Бесспорно, данное направление – оплот гражданско-патриотического воспитания всей школы. Даже те дети, которые не обучаются на фольклорном отделении, волей-неволей оказываются вовлечёнными в процесс познания народной культуры, поскольку они постоянно видят выступления своих сверстников на концертах, общаются с ними, перенимают их ценности и отношение к культуре своего народа. Многие с удовольствием участвуют в народных праздниках и обрядах.
В 2008 г. был паспортизирован и торжественно открыт школьный этнографический музей-студия «Уголок России». Музей предоставляет возможность не только посмотреть экспонаты, узнать об их назначении в крестьянском быту, но и принять непосредственное участие в обряде, хороводе, народной игре, освоить приёмы народных ремёсел.
Школа искусств «Радуга» – одна из немногих школ города, которая предоставляет возможность своим воспитанникам заниматься краеведением и этнографией в «полевых» условиях. Речь идет об этнографических экспедициях. Их цель – сбор музыкального материала и изучение традиций народов Поволжья. В экспедициях дети знакомятся с сельским бытом, слышат песни из уст народных исполнителей. Полученные впечатления, несомненно, помогают им еще больше любить народную песню, такую же широкую и свободную, как русская душа. Руководит экспедициями заслуженный деятель РФ, профессор кафедры теории и истории музыки ПГСПА, известный собиратель фольклора И.А. Касьянова.
В заключение хотелось бы отметить, что самое лучшее, а может быть и единственно-возможное воспитание – это воспитание на собственном примере. Раскройте для ребенка богатейший мир народной культуры, покажите ему широту и красоту русской души, помогите пережить чувство гордости за Отчизну, ощутить свою сопричастность деяниям предыдущих поколений и самое главное, покажите на личном примере, что значит любить и уважать «малую родину» – и тогда цель будет достигнута.