Урок — семинар по обществознанию 10 класс Умом россию не понять

Шкунова Ольга Альбертовна,
МБОУ гимназия №2 г. Чехова
Московской области

Урок обществознания в 10 классе
«Умом Россию не понять»

Цель урока: Охарактеризовать многообразие взглядов на место России в цивилизационном процессе

Задачи урока:
Учебные:
1. Расширить представления учащихся о цивилизационном пути России.
2. Обобщить знания об основных вехах российской истории.
Развивающие:
1. Развивать исследовательские умения учащихся.
2. Совершенствовать коммуникативные навыки – ведение диалога, отстаивание собственной точки зрения.
3. Способствовать овладению навыков анализа и синтеза.
Воспитательные:
1. Воспитывать чувства патриотизма и толерантности.

Оборудование урока:
Презентация
Дидактический материал
- Тексты для исследования
- Карточки с проблемными заданиями
- Тесты
Тип урока – урок-семинар


План семинара
Факторы, определившие своеобразие России
Основные вехи становления российской цивилизации
Споры о судьбах России
Россия в условиях глобализации



Ход семинара:
I. Мотивационный этап
« И дольше века длиться спор» - развивалась российская цивилизация на основе всеобщих закономерностей , характерных для любого человеческого общества, или с момента своего возникновения несла в себе какие-то совершенно самобытные начала?
- Как вы понимаете выражение Ф.И. Тютчева «Умом Россию не понять?» Что имел в виду автор?
- Какова цель нашего урока?

II. Деятельностный этап – обсуждение вопросов семинара
Какие факторы определили своеобразие России?
Возможные варианты ответов:
1.Географический фактор
- обширная территория, не защищённая естественными преградами граница
- обширная речная сеть
- удалённость от центров мировых цивилизаций
- срединное положение между Востоком и Западом
2. Природный фактор – разнообразные климатические условия
3.Национальный - многонациональный состав населения
4. Религиозный - многоконфессиональный состав

Какие ценности формировались под влиянием этих факторов?
Возможные варианты ответов:
В экономике – экстенсивный путь развития
В политике – жёсткая централизация власти, приоритет государства и государственности, подчинение интересов личности интересам общества
В социальной сфере – корпоративность
В духовной сфере – коллективизм, нравственные качества – дружелюбие, милосердие, совестливость, смирение. Православие – духовный стержень российской цивилизации.

2. Каковы основные вехи становления российской цивилизации?
- В исторической литературе существует две точки зрения на начало российской цивилизации:
в IX-XIвв.- в период Киевской Руси или в XVв.- в период складывания централизованного государства
- Какой точки зрения придерживаетесь вы? Своё мнение докажите.
- Каково было влияние Востока и Запада на различных этапах развития России?

Возможные варианты ответов:
Киевская Русь IX-XIв.в. – самобытный путь развития.
Русь – самобытная цивилизация.
Цивилизационная альтернатива X в. – ислам, иудаизм, христианство.
Крещение Руси, смена духовных и нравственных ориентиров, вхождение в европейский мир.
После раскола в 1054 году христианства на католичество и православие Русь оказалась отделённой от западноевропейской цивилизации непреодолимым вероисповедным барьером.

Россия в XIII в. – азиатский путь развития.
«Вызов» Востока – татаро-монгольское нашествие
«Вызов» Запада – нашествие шведских и немецких рыцарей
Как вы относитесь к позициям историков:
Л.Н.Гумилёв «Велико счастье России, что она досталась татарам. Если бы её взял Запад, он вынул бы из неё душу»
С.Н. Трубецкой «Московское государство возникло благодаря татарскому игу»

Россия в XIV-XVI в.в.- самобытный путь развития.
Превращению Московии в исключительно своеобразную цивилизацию способствовали два события XV века: разрушение в 1453г. турками-османами православной Византии и прекращение в 1480г. даннической зависимости Москвы от Орды. Россия провозглашается «третьим Римом», хранительницей подлинного правоверия.
Восточный акцент в развитии московского государства - отношения подданства, самодержавие.

Россия в к.XVI- н.XVII в.в. – цивилизационная альтернатива.
Смута - «вызов» Запада - польско-шведская интервенция.
Последний прорыв традиций древнерусской цивилизации.

Россия в XVII в. – восточная парадигма.

Россия в XVIII в. – западный путь развития
Европеизация, осуществляемая Петром I и Екатериной II. Рождение новой цивилизации.
Сохранение восточных черт – самодержавие, крепостничество. Модернизация происходила на основе закабаления общества и подавления общественной инициативы.

Россия в XIX в. – самобытный путь развития.
Именно в XVIII-XIX в.в. Россия заявляет о себе как об особой цивилизации – победы на внешнеполитичесой арене, бурное экономическое развитие. Но, в то же время, начинает чётко проявляться отставание от Запада, который вступил в период формирования индустриальной цивилизации. Именно в XIX веке начинается спор о будущем России, который продолжается до сих пор.
В чём суть философской дискуссии о судьбах России?
Каковы точки зрения западников и славянофилов?
Какая точка зрения вам кажется более убедительной?
« Говорят про Россию, что она не принадлежит ни к Европе, ни к Азии, что это особый мир. Но надо ещё доказать, что человечество, помимо двух своих сторон, определяемых словами Запад и Восток, обладает ещё и третьей стороной» (П.Я. Чаадаев)
Своеобразие России:
- создание уникальной светской культуры
- появление интеллигенции – уникальное социокультурное явление, присущее только России
- противоречие интеллигентности и власти. Идеал интеллигенции – демократизация общества, идеал власти – теория официальной народности «Православие. Самодержавие. Народность»

Россия в XXв.- самобытный путь развития.
- столкновение ценностей модернизации и традиоционализма в начале XXв.
– 1917-1991г.г.- Октябрьская революция определила судьбу российской цивилизации. Революция разрушила всё, что сближало Россию с Европой, отбросила её к восточной модели.
Собственный путь развития в советский период.

«Не надо несбыточных грёз,
Не надо красивых утопий.
Мы снова решаем вопрос,
Кто мы в этой старой Европе? (В.Брюсов)

Россия в XXIв. – западный путь развития.
Россия в условиях глобализации.
Влияние Запада на все сферы жизни российского общества.
Каково ваше отношение к влиянию Запада?
Нельзя рабски копировать Запад. Запад может служить лишь примером, источником для заимствования наиболее эффективных и пригодных для России форм.
В последние годы в печати много и недобро говорят о русском «шовинизме», «великодержавии».плохо ли, когда народ с такой историей, как у нас, считает себя великой нацией? Не является ли здоровый национализм единственным путём для развития нашего общества?

Обсуждение итоговой проблемы – какая точка зрения на российскую цивилизацию вам ближе?
- Россия – цивилизация, сочетающая элементы восточного и западного обществ
- Россия – «промежуточный» тип между Востоком и Западом
- Россия – самостоятельная, самобытная цивилизация.
- «Историческая судьба русского народа была несчастной и страдальческой,и развивался он катастрофическим темпом, через прерывность и изменение типа цивилизации» (Н.И.Бердяев)
- «Меж двух враждебных станов
Тебе приюта нет» (В.Соловьёв)

В своей основе человечество едино. Нужно идти по общей дороге мировой цивилизации. Необходимо творчески усваивать опыт и Запада, и молодых индустриальных стран Востока, учитывая евразийское положение и традиции нашей страны, искать и находить свой вариант современного устройства общества.

III Заключительный этап
У каждого из нас свой образ России. Продолжите фразу « Россия – это»
Мой образ России – неопалимая купина. В Ветхом завете рассказывается о терновом кусте, который горел, но не сгорал, и из пламени которого явился к Моисею ангел.
Образ России – неопалимой купины - был создан в бурном и тревожном 1919 году поэтом Максимилианом Волошиным.

Кто ты, Россия? Мираж? Наважденье?
Была ли ты? есть? Или нет?
Омутстремнинаголовокруженье
Бездна безумиебред
Всё неразумно, необычайно,
Взмахи побед и разрух
Мысль замирает пред вещею тайной
И ужасается дух.

Реки вздувают безмерные воды,
Стонет в равнинах метель.
Бродит в точиле, качает народы
Русский разымчивый хмель.
Мы – заражённые совестью: в каждом
Стеньке – святой Серафим.
Отданный тем же похмельям и жаждам,
Тою же волей томим.

Мы погибаем, не умирая,
Дух обнажаем до дна.
Дивное диво! – Горит не сгорая
Неопалимая Купина.






15