Доклад Взаимодействие семьи и школы в воспитании детей


Доклад учителя
Павловой А.А.
«Взаимодействие семьи и школы
в воспитании и обучении детей»Необходимость и важность взаимодействия школы и семьи очевидны. Успешность достижений ребенка зависит от того, кто и как влияет на его развитие. Большую часть времени ребенок проводит в школе и дома, поэтому важно, чтобы взаимодействие педагогов и родителей не противоречили друг другу, а положительно и активно воспринимались ребёнком. Это осуществимо, если педагоги и родители станут союзниками и единомышленниками, заинтересованно и согласовано будут решать проблемы воспитания.
Ни для кого не секрет, что деятельность школы в разы превышает  интенсивность деятельности семьи. Но иначе и быть не может, так как именно педагоги являются специалистами в области образования, а потому именно мы должны инициировать взаимодействие с родителями, приводящее обе стороны к сотрудничеству.
Макаренко подчеркивал: “Воспитание есть процесс социальный в самом широком смысле. Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего и больше всего – люди. Из них на первом месте – родители и педагоги”.
Но школа не может, ни заменить, ни полностью компенсировать то, что получает формирующаяся личность от родителей. Мы можем и должны педагогически целенаправить, обогатить, усилить положительные внешкольные влияния, включить их в систему своей воспитательной деятельности, а также в допустимых пределах нейтрализовать отрицательные влияния, используя профессиональные возможности.
Семьи очень разные, у каждой свои проблемы и трудности, поэтому невозможно дать готовый ответ  на вопрос о том, как взаимодействовать с семьей. Многое зависит от интуиции, мастерства педагога, который должен проанализировать комплекс различных обстоятельств, чтобы принять нужное решение в выборе способов и средств взаимодействия с родителями и ребенком в конкретной ситуации.
Именно  семья  с  раннего  детства   призвана   заложить   у   ребенка нравственные ценности, ориентиры на построение здорового образа жизни.
Однако практика  показывает,  что  некоторые  родители  не  имеют специальных  знаний  в  области  воспитания и привития навыков здорового образа жизни,  испытывают  трудности  в установлении  контактов  с  детьми.
При недостаточном родительском внимании, заботы в образовании и воспитании своих детей наблюдается снижение учебно-познавательной мотивации школьников.
И это не просто голые факты. Учитель не может контролировать ребенка 24 часа. Выйдя из стен школы в конце учебного дня, ребенок остается без помощи учителей. И только вы родители обязаны направлять и помогать своему ребенку. А если все пускать на самотек и надеяться только на школу, мотивируя тем, что Учителя должны воспитывать детей, мы получим поколение невоспитанных, недоученных членов общества.
Переходя в старшие классы ребенок не должен оставаться один на один с учебным процессом, тем более если это выпускник. Его самый первый помощники родные и близкие люди.
Педагогический коллектив нашей школы  пытается   использовать  наиболее  эффективные способы решения этой проблемы, но не все родители откликаются  на  стремление  педагога  к  сотрудничеству, не все проявляют  интерес  к объединению усилий по воспитанию своего ребенка. Поэтому мы, педагоги, занимаемся  поиском  путей  решения этой проблемы, поиском  оптимальных форм совместной работы школы и семьи в интересах ребенка, для повышения уровня вовлеченности родителей в жизнь школы.
Вопрос взаимодействия семьи и школы  весьма актуален, так как сегодня многие родители наших учеников бывшие наши ученики, не имеющие работы,  подвержены вредным привычкам , которые все чаще уклоняются от воспитания ребенка, перекладывая эту миссию на педагогов школы. Особенно тяжело работать с родителями из других сел. Часто их нет на собраниях, ко многим учитель не может даже дозвониться, чтобы решить какие- либо вопросы. Родители не могут прийти просто так в школу , чтобы поинтересоваться учебой своего ребенка.
Взаимоотношения семьи и школы важны не только в первые годы пребывания ребенка в школе. Актуальными они остаются и в старшем возрасте, ведь очень часто именно в школе у ребенка появляется шанс для самовыражения, проявления своих талантов. Школа ставит перед собой много задач: и воспитательные, и учебные, и просветительские. Школа может помочь родителям в решении многих вопросов воспитания детей, но она никогда не сможет конкурировать с семьей. Именно семья является самым мощным средством в формировании личности ребенка. Жизнь и наука доказали, что все беды у детей, а потом и у взрослых, объясняются ошибками семейного воспитания, главные из которых - отсутствие любви и неумение хвалить и поддерживать своих детей.
Положительный результат зависит  от  контакта с семьёй учащегося. Именно в семье закладывается фундамент добра, порядочности, ответственности, а в школе эти качества развиваются.
Совместная деятельность педагогов, родителей и детей может быть успешной, если все положительно настроены на совместную работу, действуют сообща, осуществляют совместное планирование, подводят итоги деятельности. Только тогда мы с вами сможем достичь успеха в обучении и воспитании детей.