Электронные таблицы Построение диаграмм и графиков


Тема:
«Электронные таблицы. Построение диаграмм и графиков»
Цели:
1) учебная - применение ЭТ для решения задач, построение графиков и диаграмм по алгоритму;
2) развивающая – совершенствование и развитие навыков в программе Microsoft Excel.
3) воспитательная - воспитать интерес к предмету, к своей профессии.
Задачи урока: 1) повторить определение диаграммы; 2) учить выбирать нужный тип диаграмм; 3) закрепить основные навыки работы с ЭТ.
Тип урока: урок-практикум.
I этап – Орг. момент
--Здравствуйте! Я рад вас видеть. Сегодня мы с вами продолжим работать в табличном процессоре EXCEL. Итак,
Тема нашего урока: «Электронные таблицы. Построение диаграмм и графиков». --Скажите, пожалуйста, для чего нужны «электронные таблицы» в вашей будущей профессии??? (Слайд 2)
--Действительно, области применения электронных таблиц очень разнообразны, без них не может обойтись практически ни один современный специалист. А чтоб цифры, отображаемые в таблицах стали более наглядными, мы строим диаграммы. А данные для их построения выбираются по каким-то параметрам (например, возраст, количество, дата и т.д.)
--Как вы думаете, какие цели мы должны поставить перед собой сегодня на уроке? (научиться строить диаграммы)
Да, сегодня на уроке мы повторим и обобщим знания, закрепим умения создавать электронные таблицы, строить диаграммы и графики и применим изученный материал для наглядного их отображения.
II этап - Актуализация опыта учащихся
Для начала вы будете работать в группах. Каждой группе дано 2 задания: 1-е – подобрать верное определение, 2-е – работать с тестом логического ранжирования.
Цель: проверка теоретических знаний, полученных на прошлом уроке
Карточки с заданиями, лежат на ваших столах. Если вы готовы, то можете приступить к работе. На выполнение задания я даю вам 4 минуты.
Задание 1. «Подбери верное» - подобрать данным объектам-понятиям правильные объекты-определения.
(Учащиеся работают с набором карточек.)
Электронные таблицы - это выражение, начинающееся со знака «=», включающая в себя числа, имена ячеек, функции, знаки математических операций.
Основные типы данных, обрабатываемые в электронных таблицах: используются в формулах для указания фиксированного адреса ячейки. При перемещении или копировании не изменяются.
Формула - это при перемещении или копировании автоматически изменяются в зависимости от положения ячейки, в которую скопирована формула.
Относительные ссылки - Приложение, работающее в диалоговом режиме, хранящее и обрабатывающее данные в прямоугольных таблицах.
Абсолютные ссылки - число, текст и формула
По первому заданию необходимо было подобрать соответствующие понятия и определения. (1-4,2-5,3-1,4-3,5-2)
Задание 2. «Восстанови порядок». Назовите и покажите основные этапы создания диаграмм (Тест логического ранжирования)
Карточки с текстом лежат в произвольном порядке:
Выбор типа диаграммы
Создание таблицы с числовыми данными
Запуск Мастера диаграмм
Выделение необходимого диапазона данных
Форматирование и редактирование областей диаграммы
По второму заданию необходимо было установить порядок:
2. Создание таблицы с числовыми данными
4. Выделение необходимого диапазона данных
3.Запуск Мастера диаграмм
1.Выбор типа диаграммы
5.Форматирование и редактирование областей диаграммы
Давайте еще раз внимательно посмотрим на алгоритм построения диаграмм, так как тема нашего урока Построение диаграмм
Оцените свою работу. Правильно выполненное задание – 5 баллов.
Допущена 1 ошибка 4 балла, 2 – 3 балла.
-- На предыдущем уроке мы рассмотрели виды диаграмм. Ответьте мне, пожалуйста, для чего необходимы  диаграммы?
Ответы учащихся:
для наглядного графического представления информации;
для сравнения нескольких величин;
для сравнения нескольких значений одной величины;
для слежения за изменением  значений величины.
Давайте вспомним, для какого набора данных используется конкретный тип диаграмм (линейчатая – для сравнения величин, круговая – для отображения частей целого, график – для построения графиков и отображения изменения величин в зависимости от времени и др.)
-- можно сделать вывод, что вы знаете определения, разбираетесь в терминологии, группы поработали слаженно, следовательно, переходим к практическому применению знаний.
III этап. Применение знаний и закрепление изученного.
Прежде чем приступить к работе на компьютере, давайте вспомним основные правила ТБ (не трогать провода, розетки, соблюдать осанку, расстояние до монитора не менее 65см, руки опираются на предплечья)
Следующий этап нашего урока – практическая работа – построение графиков и диаграмм.
Задание. Построить график по данной таблице.
Таблица калорийности мяса, птицы.
Баранина жирная 316
Ветчина 365
Говядина тушеная 180
Говядина жареная 170
Грудинка 475
Гусь 300
Индейка 150
Колбаса вареная 250
Колбаса полукопченая 380
2 задание.
1.Найдите общую сумму расходов на мебель
2. По данным столбцов Наименование и Сумма постройте диаграмму(вид выберите сами).
3. Задайте заголовок диаграмме — Мебель для кафе.
Для выделения несмежных (отдельно расположенных) столбцов используйте клавишу Ctrl.
Мебель для кафе
№ Наименование Кол-во Цена(руб) Сумма
1 Стол 10 4200 2. Стул 30 800 3. Диван 6 3500 4. Кресло (деревянное) 3 2400 5. Шкаф 1 9000 Итого При работе за компьютером самым уязвимым органом является зрение. Чтобы снять усталость и зрительное напряжение проведем физкультминутку.
Быстро поморгать, закрыть глаза, медленно считая до 5.
Крепко зажмурить глаза (считать до 3), открыть их и посмотреть на яркое пятно кабинета (считать до 5).
3 задание.
1.Определить стоимость одной порции блюда.
2. Построить диаграмму (вид выберите сами).
3. Задайте заголовок диаграмме — Салат мясной.
САЛАТ МЯСНОЙ
Наименование блюд 1 пор(гр) Стоимость в рублях Стоимость одной порции
1.Говядина 80 320 2. Картофель 40 20 3. Огурцы 15 24 4. Яйца 14 25 5. Майонез 21 68 6. Соль 1 20 ИТОГО: -- Я вижу, что вы справились с поставленными задачами.
Цифры говорят о многом, например, о точном количестве, но теперь посмотрите на свои графики из них мы тоже можем сделать свои выводы.
IV этап – Подведение итогов.
Займите свои места за партами и оцените свою работу за урок.
Домашнее задание. Возьмите со столов белые листы – это ваше ДЗ. Необходимо набрать таблицы в Excel, построить возможные диаграммы.
5 этап – Рефлексия
-- я надеюсь, что наше общение на уроке было взаимообогащающим. Кому понравился урок? Вы можете сказать, что узнали много нового на уроке? Какую работу вам понравилось выполнять больше: тест-опросник, работа с текстом, построение графиков.
Я надеюсь, что умения, приобретенные на уроке помогут вам достичь успеха в будущем. Я благодарю вас за урок. Урок окончен.