Семья как фактор личностного развития ребенка


Семья как фактор личностного развития ребенка
Жаналина Лаула Еркеновна
Старший преподаватель
филиал АО НЦПК «Өрлеу» город КостанайТрадиционно главным институтом воспитания является семья. Воздействие семьи человек испытывает со дня рождения до конца своей жизни. Оно немыслимо без родительской любви к детям и любви детей к родителям, оно более эмоционально по своему характеру, чем любое другое воспитание. Семья объединяет людей разного возраста, пола, это позволяет ребенку наиболее полно проявлять свои эмоциональные и интеллектуальные возможности. Правильное отношение родителей к воспитанию детей положительно отражается на их учебной, трудовой и общественной активности.
Благодаря заботам родителей с раннего возраста осуществляется правильный процесс развития ребенка. Дети учатся у своих родителей мыслить, говорить, понимать и контролировать свои эмоции. Растущие в атмосфере любви и понимания, они имеют меньше проблем, связанных со здоровьем, трудностей с обучением в школе, общением со сверстниками. Они учатся строить отношения с другими членами семьи, родственниками, знакомыми. Кого-то они любят, кого-то избегают, с кем-то более или менее считаются, кому-то выражают свою симпатию или антипатию. В семье ребенок готовится к будущей самостоятельной жизни в обществе, там ему передаются духовные ценности, моральные нормы, модель поведения, традиции. Совместные и согласованные воспитательные методы родителей учат ребенка раскованности. У ребенка формируется мир ценностей. В этом многостороннем развитии родители своим поведением и собственным примером оказывают ребенку большую помощь. С самого начала родители должны стараться формировать у своего ребенка адекватную самооценку. Здесь нужна гибкая система наказания и похвалы. Кроме самооценки родители задают и уровень притязаний ребенка – то, на что он претендует в своей деятельности и отношениях. Дети с высоким уровнем притязаний, завышенной самооценкой и престижной мотивацией рассчитывают только на успех, и в случае неудачи могут получить тяжелую психическую травму. Дети с низким уровнем притязаний и низкой самооценкой не претендуют на многое ни в будущем, ни в настоящем. Они не ставят перед собой высоких целей и постоянно сомневаются в своих возможностях, быстро смиряются с неудачами, но при этом часто многого добиваются.
Очень важную роль семья играет в воспитании детей. Ребенку нужны оба родителя. Но, к сожалению, не во всех семьях есть любящие отец и мать. Каждая семья уникальна, но при этом содержит признаки, по которым может быть отнесена к какому-либо типу.
1. Традиционная семья – большая по численности, где в одном доме проживают разные поколения родственников. В семье много детей, которые почитают старших, соблюдают национальные и религиозные обычаи. Традиционная модель семьи базируется на родственных, кровных связях, где важнейшей частью отношений является постоянное общение с родственниками. Такой тип семьи, как правило, содержит три поколения: родители, дети, внуки, где слово старших, фактически, является законом для их детей.
2. Нуклеарная семья – состоит преимущественно из двух поколений – из супругов и детей – до вступления в брак последних. Нуклеарная семья т.е. молодая семья, обычно наблюдается тесное содружество супругов в быту. Оно выражается в уважительном отношении друг к другу, во взаимопомощи, в открытом проявлении заботы друг о друге в отличие от патриархальных семей, в которых обычно принято не допускать подобные отношения. Такие семьи часто носят вынужденный характер: молодая семья хочет отделиться от родительской, но не может это сделать из – за отсутствия собственного жилья.3. Неполная семья – возникшая в результате развода или смерти одного из супругов. В неполной семье один из супругов, чаще мать, воспитывает ребенка.
4. Материнская (внебрачная) семья – мать не состоит в браке с отцом своего ребенка. Такие семью создаются не только молодыми девушками, но и зрелыми женщинами, которые сознательно делают такой выбор.
5. Промежуточная семья – такая семья в любой момент может принять какую-то окончательную форму: развалиться или будет закреплена документально.
От микроклимата в семье  зависит эффективность педагогических воздействий: ребенок более податлив воспитательным влияниям, если растет в атмосфере любви и доброжелательности. В атмосфере же равнодушия, отчуждения и постоянных конфликтов вырастают дети с психическими расстройствами и личностными проблемами. Трения между родителями травмирующим образом влияют на ребенка. Конфликтная, напряженная обстановка делают ребенка нервным, агрессивным. У тревожных матерей часто вырастают тревожные дети; честолюбивые родители нередко так подавляют своих детей, что это приводит к появлению у них комплекса неполноценности; несдержанный отец, выходящий из себя по малейшему поводу, нередко, сам того не ведая, формирует подобный же тип поведения у своих детей и т.д. Недостаточное внимание родителей к воспитанию детей отрицательно отражается на их общественной активности, нарушение детско-родительских отношений ведет к формированию различных психологических проблем и комплексов.
Именно в семье ребенок получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится как себя вести в различных ситуациях. Очень важно, чтобы то, чему мы учим ребенка, подкреплялось конкретными примерами, чтобы теория взрослых не расходится с практикой. Дети учатся у родителей определенным способам поведения, усваивая определенные готовые модели поведения. Родители являются источником необходимого жизненного опыта, влияют на поведение ребенка, поощряя или осуждая определенный тип поведения, а также применяя наказания или допуская приемлемую для себя степень свободы в поведении ребенка. Общение в семье позволяет ребенку вырабатывать собственные взгляды, нормы, установки и идеи. Развитие ребенка будет зависеть от того, насколько хорошие условия для общения предоставлены ему в семье, развитие также зависит от четкости и ясности общения в семье.
Семейное воспитание должно базироваться на следующих принципах:
- любовь, гуманность и милосердие к ребенку;
- постоянное внимание и забота о ребенке;
- вовлечение детей в жизнедеятельность семьи как её равноправных участников;
- уважение к ребенку;
- открытость и доверительность отношений с детьми;
- последовательность в своих требованиях;
- оказание посильной помощи ребенку, готовность отвечать на все его вопросы.
Чтобы усилить положительное влияние и свести к минимуму отрицательное влияние семьи на воспитание ребенка необходимо помнить внутрисемейные психологические факторы, имеющие воспитательное значение:
- Принимать активное участие в жизни семьи;
- Всегда находить время, чтобы поговорить с ребенком;
- Интересоваться проблемами ребенка, вникать во все возникающие в го жизни сложности и помогать развивать свои умения и таланты;
- Не оказывать на ребенка давления, помогая ему самостоятельно принимать решения;
- Иметь представление о различных этапах в жизни ребенка;
- Уважать право ребенка на собственное мнение;
- Уметь сдерживать собственнические инстинкты и относиться к ребенку как к равноправному партнеру, который просто пока что обладает меньшим жизненным опытом;
- С уважением относиться к стремлению всех остальных членов семьи делать карьеру и самосовершенствоваться.

1. Хрестоматия. Семейная психотерапия. Эйдемиллер Э. Г., Александрова Н. В., Юстицкис В. - Питер, С-П., Москва, Харьков, Минск, 2000
2. Лесгафт П. Ф.. Семейное воспитание ребенка и его значение. – М.: “Педагогика”, 1991
3. Культура семьи: Учебное пособие/Сост.: Храмова Н. Г., Алексеева Г. Г., Сараева А. А. - Кострома: ГОУВПО КГУ им. Н. А. Некрасова, 2005
4. Журнал практического психолога №6, 2005