Методы и приемы использования наглядных пособий на занятиях по познавательно-речевому развитию


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №17»
«Методы и приемы использования наглядных пособий на занятиях
по познавательно-речевому развитию».
Подготовила воспитатель
Агапова О.В.

г. Арзамас 2017
Речь - является основной формой взаимодействия человека с окружающим миром. Поэтому в дошкольном учреждении ей уделяется основное внимание. Овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. В настоящее время значительно возросли требования к речевому развитию детей дошкольного возраста. Они должны достигнуть определенного уровня развития речевой активности, словаря, грамматического строя речи, перейти от диалогической речи к связному высказыванию. Развивать не только навыки правильной речи, но и формирование речи выразительной, образной.
Методы обучения, конкретизируются в каждой отдельной методике. Метод обучения — способ работы воспитателя и детей, обеспечивающий приобретение детьми знаний, умений и навыков. В методике обучения родному языку можно выделить несколько групп методов.Словесные методы в детском саду используются реже, чем в школе. В детском саду применяются в основном те словесные методы, которые связаны с художественным словом. Воспитатель читает детям художественные произведения, предусмотренные программой. Используются и более сложные методы — заучивание наизусть, пересказ. В старших группах для закрепления сообщенных ранее знаний и для приучения к коллективному разговору используется метод беседы.
Наглядные методы- достаточно важны для обучаемых, чтобы развивать абстрактное мышление. Возрастные особенности дошкольников требуют опоры на наглядность, поэтому во всех словесных методах применяют или наглядные приемы обучения (кратковременный показ предмета, игрушки, рассматривание иллюстраций), или демонстрацию наглядного объекта в целях отдыха, разрядки детей (чтение стихов кукле, появление разгадки — предмета и т. д.).
При использовании наглядных методов обучения необходимо соблюдать ряд условий:
- применяемая наглядность должна соответствовать возрасту детей;
- наглядность должна использоваться в меру ;- наблюдение должно быть организовано таким образом, чтобы все воспитанники могли хорошо видеть демонстрируемый предмет;
- необходимо четко выделять главное, существенное при показе иллюстраций;
- детально продумывать пояснения, даваемые в ходе демонстрации явлений;
- демонстрируемая наглядность должна быть точно согласована с содержанием материала;
Практические (игровые) методы. Цель этих методов - обучить детей на практике применять полученные знания, помочь усваивать и совершенствовать речевые умения и навыки. В детском саду практические методы носят чаще всего игровой характер. Игровой метод обучения способствует созданию заинтересованной, непринужденной обстановки, установлению психологически адекватной возрасту ситуации общения.
Я хотела бы порекомендовать игру для развития речи «Только веселые слова». Игра проводится в кругу, определяется тема игры. Нужно называть по очереди, допустим, только веселые слова. Первый игрок произносит «Клоун», второй: «Радость», третий: «Смех» и т.д. Игра движется по кругу, пока не иссякнут слова. Темы могут быть разные, например: только зеленые слова, только круглые.
Учитывая, что в данное время дети перенасыщены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения детей был интересным, занимательным, развивающим. Одним из факторов, облегчающим процесс становления связной речи, по мнению Л. Эльконина – это наглядность. Наглядные методы используются часто в детском саду. К ним можно отнести экскурсии, рассматривание натуральных предметов, игрушек, картин, фотографий, описание картин и игрушек, рассказывание по картинам. Наглядные методы направлены на накопление содержания речи, а также используются для закрепления словаря, развития обобщающей функции слова, обучения связной речи. Особенностью наглядных методов обучения является то, что они обязательно предполагаются в той или иной мере сочетаясь со словесными методами. Тесная взаимосвязь слова и наглядности предполагает применения в единстве живого созерцания.
Наглядность повышает интерес детей к знаниям и делает процесс обучения более легким. К. Д. Ушинский отмечал следующее: «Учите ребенка каким-нибудь пяти неизвестным ему словам, и он будет долго и напрасно мучиться над ними; но свяжите с картинками двадцать таких слов - и ребенок усвоит их на лету». Очень интересным приемом наглядного метода, по моему мнению, является рисование. Для дошкольника рисование - малоизведанный и привлекательный мир. Дети очень любят свои рисунки, гордятся ими, хвастаются, узнают свои «произведения искусства» среди множества других и даже через длительное время. Детские рисунки можно использовать для составления картин, тем самым развивая речь дошкольника. Например, дети должны придумать рассказ «Елочка-кормушка». Но сначала воспитатель просит их нарисовать свои украшения для елки, чтобы они понравились разным животным и птицам. После этого дети составляют рассказ по своим рисункам.
Наиболее ценными в отношении речевого развития ребенка являются занятия по развитию речи, где используется различный наглядный материал. Ребенку - дошкольнику показывают как предметные, так и сюжетные картины, которые являются ценным материалом для развития речи. Предлагая предметные картины, воспитатель ставит задачу обогатить представления ребенка наглядными образами, расширить активный словарь, научить видеть, показывать и называть детали изображенного предмета. Предлагая детям сюжетную картину, педагог учит их понимать сюжет, развивает умение слушать его пояснения и пояснения сверстников, высказываться по поводу изображенного. Рассматривание картин способствует накоплению у детей представлений об общественных, бытовых и природных явлениях; развивает интонационную выразительность речи и умение составлять по картине небольшой рассказ.
Но для детей часто большую трудность представляет последовательное изложение речевого материала. Значительная часть детей затрудняется в отборе факторов для своих рассказов, в логически последовательном их расположении. Одним из эффективных средств решения этой проблемы является применения на занятиях по развитию речи метода моделирования.
Моделирование – исследование каких-либо явлений, процессов путем построения и изучения моделей. Моделирование своим объектом имеет модель. Модель - это любой образ (мысленный или условный: изображения, описания, схема, чертеж, график, план) какого-либо процесса или явления, используемый в качестве заместителя. Доступность метода моделирования определяется тем, что в основе этого метода лежит принцип замещения. Реальный предмет может быть замещен в деятельности детей другим предметом, изображением, знаком. Выделяют 3 вида моделей:
Предметная модель в виде физической конструкции предмета или предметов, закономерно связанных (плоская модель фигуры, воспроизводящая его главные части, пропорции, соотношение частей в пространстве).
Предметно-схематическая модель. Здесь выделенные в объекте познания существенные компоненты и связи между ними обозначаются с помощью предметов – заместителей и графических знаков.
Графические модели (графики, формулы, схемы).
Чтобы модель, как наглядно-практическое средство познания выполняло свою функцию, она должна соответствовать ряду требований:
- четко отображать основные свойства и отношения, которые являются объектом познания;
-быть простой для восприятия и доступной для создания действий с ней;
-ярко и отчетливо передавать с ее помощью те свойства и отношения, которые должны быть освоены;
- облегчать познание.
Значение моделирования заключается в том, что оно делает наглядным скрытые от непосредственного восприятия свойства, связи, отношения объектов, которые являются существенными для понимания факторов, явлений при формировании знаний, приобщающихся к понятиям.
Например: при знакомстве со сказкой «Рукавичка» дети выбирают заместители не по цвету. А по величине. На фланелеграфе в центр прикрепляется бумажная рукавичка, в угол – 7 полосок разной длины. Дети подбирают заместителя ко всем персонажам сказки, обосновывая свой выбор , например, так: маленькая полоска- это мышка, полоска побольше – зайчик, самая большая – это медведь. Таким образом, в процессе занятий у детей развивается умение пересказывать сказки, опираясь на заместители; они осваивают действия построения наглядной модели сказки как основы ее пересказа.
Большое место занимает использование мнемотехники в дошкольном возрасте. Для того чтобы выработать у детей с самого раннего возраста определенные навыки и умения, в обучающий процесс вводятся так называемые мнемотаблицы (схемы). Например, в детских садах часто используются алгоритмы процессов умывания, одевания и т.п. Примером может служить всем знакомая фраза «Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан», которая помогает запомнить цвета радуги. Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе взрослый предлагает готовую план - схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы. Мнемотаблицы можно использовать и в работе при составлении рассказов о временах года, сезонных явлениях природы. «Осень», «Зима», «Весна», «Лето». При этом дети пользуются условными обозначениями, характерными для каждого времени года. Например: дождь –, снег –, солнце –, дерево – .Использование условных обозначений признаков времен года позволяет детям составить мнемотаблицу о весне, осени, зиме и рассказ о них.
Итак, наглядность является одним из главных средств обучения дошкольников. Использование наглядности в ДОУ обусловлено психофизическими особенностями детей дошкольного возраста. Важным условием эффективности использования наглядных пособий является применение достаточного и необходимого количества наглядного материала. Если наглядные средства применять там, где этого совсем не требуется, то они играют отрицательную роль, уводя детей в сторону от поставленной задачи.
Формирование многих основных понятий, происходит с использованием различных наглядных пособий. Применение различных средств наглядности активизирует учащихся, возбуждает их внимание и тем самым помогает их развитию, способствует более прочному усвоению материала.