Классный час Рельсы идут на Север о прибытии первого поезда

Тема урока «Рельсы идут на Север»
Вводная часть.
Сегодня мы будем говорить об истории железнодорожного транспорта и строительстве железнодорожного вокзала в нашем городе.
Вопросы учителя.
- Кто был на железнодорожном вокзале?
- Что расположено на привокзальной площади?
- Зачем нужна железная дорога?
- По каким направлениям двигаются поезда от Нижневартовска?
- Какие крупные станции есть на пути следования поездов от Нижневартовска до Тюмени?
Основная часть.
Строительство железной дороги направления Сургут-Нижневартовск.

Рассказ учителя
Заставка на экране современного города Нижневартовска (Фотографии № 1-9).
Наш город называют нефтяной столицей. Современные здания и дома, красивые, ухоженные улицы, памятники и уличные скульптуры – это все сегодняшний Нижневартовск.
Слайды с фотографиями поселка и города Нижневартовска 1960-70-х гг. (Фотографии № 10-21).
В конце 1960 гг. Нижневартовск был удален от центральных районов страны и области. Доставка грузов и людей в город была крайне затруднена.
В то же время Нижневартовск очень быстро развивался, был многолюдным, стал Комсомольской ударной стройкой. Однако не просто было добраться в этот молодой и шумный город. Навигация была короткой, суда с большим трудом справлялись с огромным оборотом грузов и пассажиров. Авиация тоже работала на полную мощность, но была необходима железная дорога. Её мосты преодолели таежные реки и самую крупную из них – Обь. Особым событием для города Нижневартовска стало прибытие первого рабочего поезда в Нижневартовск в 1976 году.
Сегодня на железнодорожном вокзале об этом событии напоминает памятник первому паровозу, прибывшему в Нижневартовск. В 2006 году на привокзальной площади города был и установлен этот макет паровоза в честь 30-летия эксплуатации железной дороги Сургут-Нижневартовск и прихода первого поезда в город Нижневартовск 14 ноября 1976 года. (Показ фотографии паровоза на привокзальной площади г. Нижневартовска: фотография №22).
Вопрос учителя.
Ребята, подумайте и скажите, о чем это стихотворение? Что автор хотел показать читателю? Как вы считаете, о каких событиях говорит автор в этом стихотворение?
Там, где во всю цвела вода -
Проложена дорога.
«Нас догоняйте, поезда”
Сказать ребята могут.
Здесь для больших свершений ширь.
Лишь сильных духом ждет Сибирь,
И нет здесь места мелочным и скользким.
С душой открытий здесь живут,
И трассе быть Тюмень-Сургут,
Ведь речь идет о стройке комсомольской.

Рассказ учителя
В начале 1960-х годов для освоения Тюменского севера было принято решение соорудить железную дорогу, которая бы прошла через весь край с юга на север. Открытие Самотлора во многом предопределило маршрут будущей дороги – от Тюмени через Тобольск до Сургута, и далее на восток в район Самотлора, где должен быть построен город Нижневартовск.
В середине 1970-х гг. приступили к строительству участка железной дороги от Сургута до Нижневартовска. Как мы говорили, участок железной дороги Сургут-Нижневартовск входил в общий комплекс дорог Тюмень-Сургут-Нижневартовск. Для строительства железной дороги в мае 1973 года в районе протока Мега был высажен первый строительный десант, который состоял из 20-ти человек. (Показ фотографии № 23) Ребята как вы думаете зачем приехали эти рабочие? Ответы учащихся. Эти рабочие должны были расчистить место под поселок транспортных строителей. Чтобы трудиться и строить железнодорожное полотно, люди должны были где-то жить, нужно было строить дома, необходимы были магазины, медпункт, школа и детский сад. (Показ фотографий № 23-27). За несколько месяцев вырос поселок, который получил название Молодежный, затем Высокий. (Показ фотографии № 28-32 Вид п. Молодежный). И после образования поселка рабочие приступили к строительству железной дороги. В строительстве участвовали такие коллективы как Строительно - монтажный поезд 227. (Показ фотографии № 33-36) Ветки железнодорожного полотна укладывались навстречу друг другу. (Показ фотографии № 37-39). Дорога строилась 3,5 года.
Ребята, послушаем воспоминания Михаила Сергеевича Кайдана, который в ту пору работал на железной дороге, в Строительно-монтажном поезде №227. Показ ролика с интервью М. Кайдана. Обсуждение интервью.
Свершилось и поезд из 26 вагонов пришел в Нижневартовск без опозданий: точь-в-точь по расписанию. (Показ фотографии № 40) У традиционной алой ленточки – единственной преграды на его пути он остановился, приветствуя собравшихся гудками. В Нижневартовске по этому поводу был устроен десятитысячный митинг. Транспортных строителей приветствовали высокие гости и зачитывали поздравления и телеграммы.
Когда поезд во флагах и транспарантах остановился у торжественной трибуны из тепловоза вышел машинист Валентин Федорович Сивцев. (Показ фотографии № 41) и отрапортовал о прибытии первого поезда.
А сейчас, ребята, обратимся к отрывку статьи «Курс – на Уренгой!» из газеты «Тюменский комсомолец» за 1976 год. Прочитаем, что говорит автор о первых часах прибытия поезда, о дороге и о людях, ее построивших.
Зачитывает учащийся. Обсуждение прочитанного.

Слово Константиновой Людмиле Александровне


Рассказ учителя.
Каждое событие, повлиявшее на развитие нашего города и страны отражается в архитектурных формах и памятниках Нижневартовска. Они могут рассказать о рабочих людях, о героях - интернационалистах, павших в локальных войнах, о значимом событии для города и округа и о многом другом. Памятный знак в честь открытия железнодорожного сообщения в Нижневартовске (макет тепловоза) напоминает каждому из нас о первых годах развития нашего города, о трудовых буднях рабочих транспортниках, о том, через какие испытания им пришлось пройти, об их героическом подвиге.
Первый рабочий поезд прибыл, ожидалось прибытие и первого пассажирского поезда. Необходимо было место для размещения пассажиров, грузов и багажа, оборудованной территории для продажи билетов. Стоял вопрос о строительстве современного железнодорожного вокзала. Деревянный вокзал (показ фото деревянного вокзала 42) был мало приспособлен для пассажиров.
О работе первого вокзала мы с вами узнаем из воспоминаний Кириленко Владимира Петровича, начальника вокзала станции Нижневартовск. Учащийся зачитывает вырезку из газетной статьи « Вокзал в стиле хай-тек», 1 часть. Обсуждение прочитанного.
Станция Нижневартовск была сдана в эксплуатацию в 1980 году. (Показ фотографии № 43). А первый пассажирский поезд из 16 купейных, плацкартных и общих вагонов № 142 сообщением Свердловск – Нижневартовск прибыл 6 июня 1981 года, тогда же был оформлен и первый пассажирский билет в деревянном вокзале. (Показ фотографии № 44).
Строительство железнодорожного вокзала.
Хотя первая свая под вокзал была забита в 1982 году, а строительный проект вокзала утвержден ещё в 1972 году, его строительство сильно затянулось. Тогда работники вокзала и пассажиры столкнулись с целым рядом трудностей. Владимир Кириленко, начальник ж/д вокзала вспоминает о том, что трудились без отдыха и начинали работать впятером.
Пассажиров сразу было много. Ходить на работу было далеко, десятого микрорайона тогда еще не было. Очень долго не могли открыть буфет, так как не было водопровода. Платформы тоже не было, ее потом делали общими усилиями. Пришлось выстроить ангар под багажное отделение. Отсутствовали комнаты отдыха, камера хранения, кассы располагались неудобно и было их всего три на 250 тысяч человек.
В 1985 году построили ангарный склад для багажа и грузобагажа, тогда багаж искать стало легче. Это было кирпичное одноэтажное здание, которое служило и местом ожидания для пассажиров. В 1989 году удалось открыть камеру хранения, которую иногда использовали для кормления детей, других помещений не было.
Обратимся к отрывку газетной стати «Вокзал в стиле хай-тек» (2 часть). Прочитаем, что говорит автор о работе ангарного склада. Зачитывает учащийся. Обсуждение прочитанного.
В 1996 году был сдан трех этажный вокзал, здесь уже могли разместиться: комната отдыха для пассажиров, билетные кассы, прачечная, медпункт и так далее. В конце 1990– х власти предъявили новые требования к строительству. С новыми требованиями пришлось произвести перепланировку вокзала. 21.10.2002 года был подписан акт приема в эксплуатацию нового железнодорожного вокзала в нашем городе, который строился 20 лет и 1 месяц.
Современный железнодорожный вокзал рассчитан на 900 пассажиров. Вокзал считается одним из самых крупных в России и занесен в Книгу Рекордов Гинесса как самый большой вокзал на конечной станции. (Показ фотографий современного здания ж/д вокзала.)



Заключительная часть.
Вопросы учителя. Как изменился наш город со строительством железнодорожных путей до Нижневартовска? Какую современную роль играет железная дорога для северных регионов?
Ответы учащихся.
Любой город имеет свою собственную уникальную историю, которая отражается в каждой его улице, в каждом событии, в каждом жителе. Это то, что связывает всех нас, что делает единым целым, поэтому так необходимо хранить память о событиях и о людях, которые строили наш город, совершая трудовой и человеческий подвиг.



















В ночь с тринадцатого на четырнадцатое ноября на маленьких полустанках, станциях участка Сургут – Нижневартовск никто не спал. Не могли сомкнуть глаз дежурные станции Почекуйская, Чумпас, Урьевская и тогда, когда поезд миновал их и шел дальше. Волновались все, ведь первый поезд – экзамен на надежность проделанной работы. А кто не волнуется на экзаменах?
Экзамен был выдержан блестяще. Помню, как пристально следил за движением поезда от станции Урьевская до Мегиона начальник станции В. Крижановский. Через каждые десять минут он спрашивал по телефону: «Как прошли 135 километр?» В ответ слышалось: «Нормально».
Поселок Молодежный, что в километре от станции, не спал. И взрослые и дети с нетерпением ждали прихода поезда на станцию Мегион.
Первым услышал гудок тепловоза четырнадцатилетний Олег Саханцев, сын Л.В. Саханцева, зам начальника СМП-227 по производству. Он влетел в кабинет к В.Г. Герченку, начальнику СМП-227, и, задыхаясь от радости, прерывистым мальчишеским голосом выпалил «Дядя Витя, поезд гудит!» Все сидевшие за длинным столом в уютном кабинете начальника вскочили с мест, бросились к шкафу, надели пальто и побежали вслед за мальчишкой.
Никогда не забыть встреч у тепловоза. Люди обнимались, целовались, выражая свой восторг, как умели. В этом простодушии было все: и счастье победы, и торжество воли, и сознание того, что в тяжелой, утомительной, выматывающей работе, какой является строительство магистрали, есть прекрасная сторона – способность дарить людям радость.







Там, где во всю цвела вода -
Проложена дорога.
«Нас догоняйте, поезда”
Сказать ребята могут.
Здесь для больших свершений ширь.
Лишь сильных духом ждет Сибирь,
И нет здесь места мелочным и скользким.
С душой открытий здесь живут,
И трассе быть Тюмень-Сургут,
Ведь речь идет о стройке комсомольской.

_________________________________________________________________

Там, где во всю цвела вода -
Проложена дорога.
«Нас догоняйте, поезда”
Сказать ребята могут.
Здесь для больших свершений ширь.
Лишь сильных духом ждет Сибирь,
И нет здесь места мелочным и скользким.
С душой открытий здесь живут,
И трассе быть Тюмень-Сургут,
Ведь речь идет о стройке комсомольской.

__________________________________________________________________

Там, где во всю цвела вода -
Проложена дорога.
«Нас догоняйте, поезда”
Сказать ребята могут.
Здесь для больших свершений ширь.
Лишь сильных духом ждет Сибирь,
И нет здесь места мелочным и скользким.
С душой открытий здесь живут,
И трассе быть Тюмень-Сургут,
Ведь речь идет о стройке комсомольской.















13 PAGE \* MERGEFORMAT 14115








15