Урок по литературному чтению по теме И. Бунин Нет солнца, но светлы пруды..


План – конспект урока литературного чтения в 4 классе по теме: «Учимся у поэтов видеть красоту природы. Иван Бунин «Нет солнца, но светлы пруды»
Цели:
Создать условия для приобщения детей к литературе как искусству слова через введение элементов литературоведческого анализа стихотворного текста и практического ознакомления с изобразительно - выразительными средствами языка (сравнение, эпитет, олицетворение).
Содействовать развитию устной и письменной речи; мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение выдвижения гипотез и предложений); развитию внимания, памяти, воображения.
Способствовать воспитанию нравственных ценностей (гуманизм, доброта); учиться видеть красоту в окружающем нас мире, дорожить ею, воспитанию позитивного отношения к чтению посредством создания ситуации успеха.
1Актуализация знаний.
1)Наш урок начнётся с прекрасных строк известного всем стихотворения. Я прочитаю первую строчку, а вы продолжите чтением цепочкой.
- Лес, точно терем расписной.
Лиловый, золотой, багряный.
Весёлой, пёстрою стеною
Стоит над светлою поляной.
Берёзы жёлтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, ёлочки темнеют,
А между клёнами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца,
И Осень тихою вдовой
Вступает в пёстрый терем свой.
2) -Кто автор этого замечательного произведения?
- О чём это стихотворение? О природе.
- Чем восхищается поэт? Красотой русского леса.
- Сейчас мы все вместе найдём слова и выражения, которые помогли поэту передать очарование осеннего леса.
-Как называются эти изобразительно - выразительные средства?
Слайд2.
3)Работая над стихотворением, мы впишем слова в клетки кроссворда и увидим то ключевое слово, которое подскажет нам тему нашего урока. Слайд 3.
1. Фамилия автора, чьё произведение мы изучали на предыдущем уроке? (Заболоцкий)
2. Сопоставление одного предмета с другим, придающее описанию особую наглядность, изобразительность. (Сравнение)
3. Употребление слова, или выражения в переносном значении на основании сходства между предметами. (Метафора)
4. Название стихотворения, с которого мы начали урок. (Листопад)
5. Наделение неживых предметов человеческими чувствами, мыслями, речью. (Олицетворение)
6. Красочные определения предмета или явления. (Эпитеты)
7. Имя поэта, чьи стихи мы сегодня читаем. (Иван)
- Наше ключевое слово? Красота.
2.Постановка темы и цели урока.
-О чём мы сегодня будем говорить на уроке? О красоте.
-Именно об этом мы будем говорить сегодня на уроке. Мы будем учиться видеть красоту природы у поэта Ивана Бунина. А, самое главное, мы должны уяснить, для чего нужно видеть красоту природы.
3.Выяснение проблемы урока.
-Итак, какая перед нами стоит задача?
Выяснить, для чего нужно видеть красоту природу.
-Что мы сейчас должны делать?
Мы будем читать, анализировать, думать.
Чтобы нам было легче решить эту проблему, мы будем работать в группах.
4.Проверка домашнего задания.
. Сейчас мы поделимся впечатлениями, которые вы получили, рассматривая дома книги Ивана Бунина, книги об Иване Бунине.
Рассказы учащихся. Интересные факты из биографии И. А. Бунина, чтение понравившихся отрывков из стихотворений Бунина.
5.Презентация «Жизнь И. А. Бунина»
Слайд 4- 10
6.Чтение учителем стихотворения И. А. Бунина «Нет солнца. Но светлы пруды»
Сейчас я прочитаю вам ещё одно прекрасное стихотворение И. А. Бунина. Попытаемся раскрыть красоту слова поэта.
- О чём это стихотворение?
7.Работа по заданию учебника, стр. 111.
-В каких двух строфах выражено главное переживание поэта? Автор учебника выделил нужную строчку. Восторг от красоты окружающего мира и от возможности «счастьем своим дорожить».
Вы уже встречались в других литературных произведениях с таким представлением о счастье? Подобное восприятие «простого» счастья особенно характерно для героев сказок Сергея Козлова – Ёжика, Медвежонка и их друзей.
Каждому ли доступно такое ощущение «простого счастья» от красоты одной - единственной веточки, от общения с друзьями, от морозного солнечного утра в зимнюю пору.
8. Анализ содержания по строфам в группах. Я предлагаю свои исследования провести в группах.
Слайд 11.
Каждая группа работает над своей строфой.
Слайд12.
1) Нет солнца, но светлы пруды,
Стоят зеркалами литыми,
И чаши недвижной воды
Совсем бы казались пустыми,
Но в них отразились сады.
Слайд 13.
2) Вот капля, как шляпка дождя,
Упала – и, сотнями иголЗатоны прудов бороздя,
Сверкающий ливень запрыгал –
И сад зашумел от дождя.
Слайд 14.
3)И ветер, играя листвой,
Смешал молодые берёзки,
И солнечный луч, как живой.
Зажёг задрожавшие блёстки,
А лужи налил синевой.
Слайд 15.
4)Вон радуга… Весело жить
И весело думать о небе,
О солнце, о зреющем хлебе
И счастьем простым дорожить:
С открытой бродить головой,
Глядеть, как рассыпали дети
В беседке песок золотой…
Иного нет счастья на свете.
9. Обобщение.
-Все ли способны видеть красоту в природе? В повседневной жизни?
- Так для чего же нужно видеть красоту природы?
Значит, видеть красоту, подмечать необычное, это и является счастьем. И дано это не каждому.
-Так что же для автора настоящее богатство? Ты можешь назвать для него главные жизненные ценности?
10. Выразительное чтение стихотворение.
11. Подумайте и напишите, что для вас является счастьем?
Слайд 16.
10. Домашняя работа.
Научитесь правильно, выразительно читать стихотворение.
Итог урока. Я удовлетворена нашим общением на уроке, спасибо за вашу работу на уроке.