Урок по биологии для 5 класса «Лабораторная работа №3 «Знакомство с внешним строением растения»»


Предмет биология Класс 5 дата Тема урока Л/р №3. Знакомство с внешним строением побегов растений.

Планируемые образовательные результаты
Предметные Метапредметныеличностные
Учащиеся узнают внешнее строение цветкового и хвойного растения;
систематизируют знания о строении растений;
научатся характеризовать значение частей растения в его жизни.
Совершенствуют умение сравнивать и делать выводы. Расширят знания о видах растений.
Основные понятия, изучаемые на уроке Цветковые, голосеменные, хвоинки, листовые следы
Вид используемых на уроке средств ИКТ, оборудование Инт. Доска, ветка сосны с шишкой, ветка березы, ручная лупа, линейка.
Образовательные интернет-ресурсы СТРУКТУРА УРОКА
Деятельность учителя Деятельность учащихся
1 ЭТАП Организационный момент
Приветствие;
Заполнение журнала;
Сообщение темы и задач урока (Слайды 1,2).
Приветствие;
Повторение домашнего задания
2 ЭТАП Актуализация знаний
Проверка домашнего задания (устный опрос).
Давайте вспомним что такое царство?
Как называются все растения вместе взятые? (Слайд 3)
А что характерно для царства растений?
Из чего состоит цветковое растение?
Отвечают на вопросы
3 ЭТАП Создание проблемной ситуации
Перед вами лес (Слайд4).
Как вы определите хвойный он или лиственный? Делают предположения
4 ЭТАП целеполаганияИтак, для того чтобы различать хвойные и лиственные деревья мы должны знать …?(Слайд5).
Их строение
5 ЭТАП планирования
Вы знаете, что растения по своему строению не одинаковы и делятся на два больших отдела. Поэтому сегодня мы изучим сначала…(Слайд6).
А затем…(Слайд7). Лиственные
Хвойные
6 ЭТАП "Открытие" нового знания
Откройте стр. 50 учебника. Л/р №3.
В тетрадях запишите тему, цель и оборудование работы.
Перед вами два растения: одно цветковое, другое хвойное (показываю черенки сосны и липы) (Слайд8). Они совершенно разные. Что вам сразу бросилось в глаза? У сосны нет листьев, но есть хвоинки. Сейчас осень, поэтому листьев нет и на цветковом растении, но мы знаем, что они были. А куда они делись? Растение сбросило их, готовясь к зиме, и это явление называется листопад. Но мы можем посчитать сколько листьев было на этом побеге. А сделаем мы это по листовым следам (показываю). Кроме того, хвойное растение отличается от лиственного наличием шишки. Посмотрите где она расположена. Это орган размножения растения, в нем содержатся семена. А у лиственного растения органом размножения является цветок. Именно поэтому лиственные растения еще называют цветковыми. Теперь самостоятельно рассмотрите оба растения, зарисуйте в тетради, сделайте соответствующие обозначения (Слайд 9).
Теперь вы точно знаете чем отличается хвойное растение от лиственного и должны сформулировать это в выводе (помогаю наводящими вопросами сформулировать правильный вывод).
Вы хорошо поработали, а теперь время немного отдохнуть! (физкультпауза)(Слайд 10)
Изучают инструкцию по выполнению лабораторной работы
Знакомятся с заданиями Л/р № 3.
Делают необходимые записи в тетрадях
Рассматривают растения, находят сходства и различия, зарисовывают по одному виду цветковых и хвойных растений в тетради, делают обозначения.
Делают выводы
Выполняют упражнения
7 ЭТАП Применение нового знания
Итак, из чего состоит побег цветкового растения?
А побег хвойного растения?
Какие сходства между ними?
А что разного?
С помощью каких органов размножаются растения?
Как на ветке липы располагаются листья?
Где на ветке сосны расположена шишка?
А теперь проверим, насколько хорошо вы ориентируетесь в лесах. Показ слайдов с изображениями хвойных, лиственных и смешанных лесов (Слайды 11-17)
Отвечают на вопросы.
Определяют какой лес на фото. Отвечают хором.
8 ЭТАП Рефлексия.
Понравилась ли вам лабораторная работа?
Что было не понятно?

А теперь каждый оценит, на сколько баллов он сегодня поработал.
Выборочно прошу прокомментировать самооценку. Задаю вопросы по пройденному на уроке материалу. Оцениваю.
Задают вопросы
Ставят самооценку в тетрадь. Доказывают объективность самооценки ответами на вопросы по теме урока
9 ЭТАП Домашнее задание
Найти интересные факты о хвойных и лиственных растениях пользуясь интернетом (Слайд 18)