Урок по теме: «Образ жизни и внешнее строение паука — крестовика»


Урок биологии в 7 классе.
Урок по теме: «Образ жизни и внешнее строение паука - крестовика» учитель биологии: Изтаева Карагоз Бектаевна Тип урока: урок формирования новых знаний. Технология: технология критического мышления Цели урока:
образовательная – изучение значения пауков в природе, строение и роли паутины;
развивающая – продолжить формирование умений устанавливать причинно – следственные связи, информационных компетенций (навыков работы с разными источниками знаний, включая поиск, анализ и отбор необходимой информации).
воспитательная – способствовать усилению познавательной активности и формированию экологической культуры, воспитание наблюдательности. Оборудование: компьютер, видео фильм «Строение паутины», презентация « Внешнее и внутреннее строение пука – крестовика».
Методы: словесный, Ход урока
Этапы:
1.Организация урока:
Приветствие учащихся ( проверка готовности к уроку) Сообщение содержание урока.
2. Актуализация знаний, умений, навыков учащихся.
А) Блиц – опрос (фронтальная беседа по вопросам)
Б) Работа по карточкам ( разноуровневые задания)
В) Биологический диктант
Д) Презентация « Многообразие паукообразных»
3. Изучение новой темы:
Вступительное слово учителя
Для того чтобы определить тему урока обучающиеся отгадывают загадки о пауках. Один семерых положил. Не поп, а с крестом Одежды себе не шьет, ткань всегда ткет. (Паук) Тоньше этой пряжи не найдешь в продаже (паутина)
Тема нашего урока: « Класс паукообразные. Образ жизни паука крестовика»
Объяснение нового материала сопровождается мультимедиа
( презентация)
"Фу! Паук!" -вскрикивает человек, и вот уже слышен хруст раздавленного ногой тельца этого животного. Необъяснимое отвращение испытывает человек, а порой и страх при встрече с пауками. Пауки всем знакомы, и в то же время как мало мы знаем об этой удивительной, интересной и многообразной группой животных
Сообщение целей урока.
Сегодня мы познакомимся с основными признаками класса паукообразные на примере паука - крестовика.
Латинское название пауков "Арахниды" ("Arachnida"). Откуда же пошло название пауков?
Урок я хочу начать с одной древнегреческой легенды.
В те далекие времена в Лидии жила Арахна – дочка красильщика пурпуром Идмана. Славилась она тем, что не было равных ей в искусстве плести узорчатые ткани и ткать ковры. Вскоре Арахна возомнила себя равной богам, равной солнцу.
Арахна выткала ткань не хуже Афины. Но та в наказание за дерзость состязаться с богами не признала ее достоинства и наказала Арахну за гордость и тщеславие.
Вот такая легенда! От имени Арахны произошло латинское название пауков, которых по-латыни называют арахнидами.
Паук - во многом интересное животное. Каково строение паука? Для того, чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к таблице. Типичным представителем является паук - крестовик. Почему?
Среда обитания и особенности внешнего строения паука- крестовика
Чтобы уточнить среду обитания и особенности внешнего строения паука- крестовика обратимся к учебнику. На странице 164, а также в дополнительной литературе найдите ответы на вопросы.
Самостоятельная работа с учебником страница 121.
Подготовить ответы на вопросы (вопросы лежат на столах детей):
Сколько у паука отделов тела? Как они называются?
Сколько пар ходильных ног у паука? К какому отделу тела они прикрепляются? Обратите внимание на чувствительные волоски и ноготки на конечностях.
Почему пауков относят к типу членистоногие?
Какие органы можно рассмотреть на голове паука? Есть ли у пауков усики? Сколько глаз и какие типы глаз у паука?
Можно ли рассмотреть у паука сегментацию брюшка? Есть ли конечности на брюшке?
Работа с учащимися по вопросам. Оценивание ответов.
Обобщение учителя (рассказ по таблице "Тип Членистоногие. Класс Паукообразные. Паук - крестовик")Особенности строения паука - крестовика мы с вами охарактеризовали, а теперь изобразим внешнее строение паука в тетради.
Самостоятельная работа в тетрадях страница 25 рис.19. "Схема внешнего строения паука крестовика".
Проверка самостоятельной работы по опорному рисунку.
Опираясь на схему сделаем вывод, что:
Пауки - восьминогие членистоногие, имеющие 2 отдела тела: слитое брюшко и головогрудь, 8 простых глаз, нет усиков.
Назовите черты отличия и черты сходства во внешнем строении рака и паука - крестовика.
II часть изучения нового материала
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Особенности внутреннего строения паука - крестовика по сравнению с речным раком.
Охота и питание паука - крестовика.
Учитель: Пауки выживают там, где другие гибнут - в высокогорьях, пещерах. Почему?
Они могут несколько недель обходиться без пищи.
Существует 2 отличительные черты у пауков:
Они все плетут паутину,
Ядовиты.
Что такое паутина и для чего она нужна?
Посмотрите на экран. Обратите внимание на то, каким способом паук умерщвляет жертву? (просмотр видео фильма)
Опишите в тетради значение паутины для паука.
Заполнение схемы в тетрадях учащихся стр. 25 схема 14.
Особенности пищеварительной системы паука - крестовика: (слайд 15)
Вывод учащимися: питание начинается вне организма под влиянием яда и слюны. Пауки питаются жидкой, частично переваренной пищей.
Как питается речной рак? В чем отличие пищеварительной системы рака от пищеварительной системы паука?
Среда обитания пауков
Какова среда обитания пауков? Почему? (слайд 16)
Органы дыхания: 1) легкие: мешки, 2) трахеи. Газообмен происходит в них. Дышат кислородом воздуха.
Назовите органы дыхания рака.
Кровеносная система пауков (слайд 17)
Какова кровеносная система рака?
Кровеносная система пауков - незамкнутая, сердце в виде трубки, жидкость - гемолимфа.
Органы выделения пауков (слайд 18)
Назовите органы выделения рака.
У паука органами выделения являются Мальпигиевы сосуды.
Нервная система паука
Какова нервная система рака?
У паука нервная система состоит из: головогрудный узел + нервы.
Репродуктивная система (слайд 19)
У пауков женские половые железы - яичники. Мужские половые железы - семенники.
Самостоятельная работа по учебнику.
Как происходит размножение и развитие пауков? Как размножаются раки?
Вывод: для пауков характерен половой диморфизм. Внутреннее оплодотворение в связи с жизнью на суше, откладка яиц самкой в кокон, сплетенный из паутины, появление паучат весной следующего года.
IV. Итог урока
С целью закрепления знаний проведем игру «Узнай, кто это». Класс делится на группы по 5 человек. Каждая группа получает карточки с рисунками: речного рака, краба, креветки, паука, клеща, скорпиона, дафнии, мокрицы, водяного ослика, бокоплава. Задание  1. Разделите карточки на две группы: ракообразные и паукообразные.
Задание 2. Отобрать карточки с животными, имеющими промысловое значение для человека.
Задание 3. Отобрать карточки с изображением животных, наносящих вред человеку и его деятельности.
Задание 4. Выделить карточки с животными, которые могут нанести вред здоровью человека.
Подведение итогов игры.
Подведем итог изученного и усвоенного на уроке. Для этого выполним тест
Даны слоги: ПА СЕ НО КА РА СКОР УК КО СЕЦ КУРТ ПИОН
Составьте из них названия паукообразных.
(паук, сенокосец, каракурт, скорпион)
Игра-фанты (в первой шкатулке – вещи детей, в другой – карточки с вопросами. Тяну вещь – играющий – вытягивает карточку, отвечает на вопросы.
Домашнее задание: Подготовить презентацию «Многообразие паукообразных» Задание на дом(обязательное) – изучить § 14, стр.59-62, ответить на вопросы стр. 62 (устно).
(познавательное) – подготовить сообщения на темы: «Паукообразные – вредители сельского хозяйства», «Таежный и пастбищный клещи, их опасность для здоровья и жизни человека».
(творческое) – составить кроссворд на тему: «Ракообразные и паукообразные».
Нарисовать разные виды паутины. 
   Составить памятку «Как предохранить от укусов клещей»
Заканчивается урок стихотворением:
Все боятся пауковБольше всех на свете,А особенно боятсяМаленькие дети;Не гоните пауков,Маленькие дети:Ловят мух и комаровДобрые соседи!Ядовиты пауки –Это несомненно!Но не тронут просто так,Скажем откровенно