Родительское собрание на тему Духовно-нравственное воспитание личности ребёнка в семье


Социальное здоровье как составляющая духовно- нравственного воспитания и развития личности ребёнка в семье. Семья- важнейший институт социализации детства. Это та сфера, в которой изначально происходит формирование социально-адаптивного поведения личности, где закладывается его социально-психологическое самочувствие, создаётся ценностно-нормативная позиция личности. Среда, в которой находится человек, во многом определяет темпы и характер его развития. Выделяются следующие характерные признаки семейной социализации. Семейная социализация – процесс непреднамеренных взаимодействий и взаимовлияний членов семьи. Это процесс научения, т.е. бессистемное овладение человеком репертуарами поведения. Кроме того, это процесс непрерывный, т.к. человек постоянно взаимодействует с семьёй, и, наконец, семейная социализация имеет целостный характер, потому что человек как её объект испытывает влияние семьи во всех аспектах своего развития и самоизменения ( позитивное или негативное),а как субъект – приспосабливается и обособляется в семье во взаимодействии со всем комплексом обстоятельств своей жизни. Именно в семье начинают закладываться ценностные основы бытия. Ценности семьи, атмосфера жизни в семье, характер внутрисемейных отношений определяют процесс социализации, личностного развития ребёнка, способствуют или препятствуют формированию у него социального здоровья. Идентифицируя себя с семьёй, ребёнок воссоздаёт и сохраняет принятые в ней взгляды, установки, традиции, образцы поведения и общения. Сущность семейной социализации, как процесс усвоения человеком ролевых отношений в семье, семейных ценностей, с целью их воспроизводства, а также саморазвития и самореализации человека в социуме. Факторы неэффективности во взаимоотношениях родителей с детьми, препятствующих успешному формированию духовного и социального здоровья личности относится:Низкая сплочённость и разногласия членов семьи по вопросу воспитания;Высокая степень противоречивости, непоследовательности, неадекватности;Выраженная опека и ограничение ребёнка в каких-либо сферах жизнедеятельности, или наоборот, гипоопеку; Повышенная стимуляция возможностей детей , в связи с этим частое применение угроз, осуждений и т.д. Педагогическое сопровождение семейной социализации детей группы риска рассматривается как особая сфера педагогической деятельности, направленной на создание условий для усвоения и воспроизводства ребёнком позитивных моделей семейно- ролевых отношений и ценностей, обеспечивающих его адаптацию и самореализацию в семье и социуме. Предлагаю модель педагогического сопровождения семейной социализации детей «группы риска». Целью данной модели является создание условий для усвоения и воспроизводства позитивных моделей семейно – ролевых отношений и семейных ценностей, обеспечивающих адаптацию и самореализацию ребёнка в семье и социуме. ПРИНЦИПЫ:Принцип индивидуализации.Принцип комплектности.Принцип учёта возрастных особенностей.Принцип социального партнёрства.Принцип конвенциальности сопровождения. РЕЗУЛЬТАТ КРИТЕРИИ Сформированность позитивных моделей семейно – ролевых отношений и ценностных ориентаций, определяющих отношение ребёнка к окружающему миру, к самому себе и обеспечивающих его адаптацию и самореализацию в семье и социуме. Позитивное социально-психологическое самочувствие семьи.Ценностно – нормативная позиция личности ребёнка.Социально – адаптивное поведение ребёнка. ЭТАПЫ Цели СТРАТЕГИИ ФОРМЫ И МЕТОДЫ РЕЗУЛЬТАТ Диагностический Раскрыть причины девиантного поведения ребёнка. Изучить социально-психологическое самочувствие семьи. Выявить ошибки семейного воспитания. Моделирование Анкетирование; беседа;включённоенаблюдение;диагностические методики. Выявление ошибок семейного воспитания, причин девиантного поведения ребёнка. Формирование детско-родительских групп с учётом индивидуальных особенностей семьи. Мотивационно-ориентирующий Сформировать мотивацию у всех участников образовательного процесса, ориентирующую их на необходимость совместного конструктивного взаимодействия педагогов, семейной социализации и детей группы риска. Стратегия договора(соглашения). Приём использования ключевых фраз ребёнка (родителя) с целью перейти на их язык (аудит);убеждение, одобрение, приём активного слушания, конструктивный спор; планирование совместной работы членов семьи и педагога. Позитивное отношение родителей и их детей к совместному конструктивному взаимодействию в решении проблем семейной социализации. Организационно- педагогический Нормализовать детско-родительские отношения. Сформировать ценностно-нормативную позицию и социально адаптивное поведение ребёнка. Повысить уровень педагогической культуры родителей. Сотрудничество Совместные детско-родительские занятия; тренинги; вербальная дискуссия; арттерапия; интерактивные игры; моделирование конфликтных ситуаций и выхода из них; конструктивный спор; координация деятельности Нормализация детско-родительских отношений. Формирование ценностно-нормативной позиции и социально-адаптивного поведения детей. Создание координационного совета по связям с другими учреждениями и организациями города порешению проблем социализации детей группы риска. Консультативный Минимизировать имеющиеся отрицательные социально-воспитательные воздействия семьи и максимизировать воздействия позитивные. Укрепить веру в свои силы и желание добиться успеха в решении проблем семейной социализации ребёнка. Консультирование. Индивидуальные, групповые консультации; метод легенд; беседа; дискуссия. Позитивное отношение к себе и другим членам семьи. Усвоение позитивных моделей семейно-ролевых отношений. Таким образом, успешная семейная социализация – залог успешного формирования духовного и социального здоровья личности ребёнка, обеспечивающего его духовно-нравственное развитие.