Документ ДОСТУПНОСТЬ КАК ОДНО ИЗ ТРЕБОВАНИЙ К ЦЕННОСТНЫМ ОРИЕНТИРАМ МАТЕМАТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ШКОЛЕ

ДОСТУПНОСТЬ КАК ОДНО ИЗ ТРЕБОВАНИЙ К ЦЕННОСТНЫМ ОРИЕНТИРАМ МАТЕМАТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ШКОЛЕ
Скиданова Лариса Игоревна, учитель МБУ «Школы № 47» г.о. Тольятти (Россия)
Аннотация: требования к процессу школьного математического образования: развитие интеллекта, связь с общечеловеческой культурой, воспитательное воздействие, содержательность, увлекательность, доступность. Одним из главных требований автор считает доступность математического образования и использование личностно-ориентированной технологии, как методу, обладающему диагностическими особенностями.
Ключевые слова: доступность математического образования, диагностика и изучение личностных особенностей ребенка, промежуточный и итоговый мониторинг.
Адрес: 445040, РФ, Самарская область, город Тольятти, б-р Туполева, 12
E-mail: skidanovali@yandex.ru

Школьная математика - это содержательное, увлекательное и доступное поле деятельности, дающее ученику богатую пищу для ума связывающее его с общечеловеческой культурой, формирующее важнейшие черты его личности. Эта фраза формулирует, основные шесть требований, которые хочется предъявить к процессу школьного математического образования: развитие интеллекта; связь с общечеловеческой культурой; воспитательное воздействие; содержательность; увлекательность; доступность. Одним из главных требований считаю - доступность.
Доступность вовсе не означает ограниченность в выборе материала, легковесность его подачи, боязнь введения новых понятий и употребление научных терминов, отказ от трудных задач, откуда один уже шаг к бессодержательности. Школьное математическое образование складывается из следующих основных частей: арифметика, алгебра, геометрия, элементы математического анализа и элементы комбинаторики, статистики и теории вероятности. И конечно стоит знакомить учащихся с творцами науки и истории математики, сопровождая уроки рассказами о том, как развивалась греческая математика, математика и естествознание Возрождения, как происходило состязание французской и немецкой школ, как развивалась математика в нашей стране.
В своей работе я применяю методику, связанную с дифференциацией обучения, основанную на принципе развития математических способностей. С помощью данных возрастной психологии и физиологии ребенка можно умело управлять, процессом развития специальных способностей, которые не могут возникнуть сами собой.
В течение нескольких лет наша школа являлась экспериментальной площадкой по личностно – ориентированному обучению под руководством доктора педагогических наук Якиманской Ирины Сергеевны. Большое внимание она уделяла диагностическим особенностям метода. Уроки, которые мы проводили под ее руководством, всегда тщательно продумывались и готовились. Ирина Сергеевна обычно приезжала к нам два – три раза за учебный год. В школе в это время проводились недели по личностно – ориентированному обучению, уроки, даваемые учителями, тщательно разбирались на семинарах. С целью обмена опытом мы ездили в Москву на всероссийский семинар, где посещали уроки наших коллег в Московских школах.
Якиманская И.С. в основу работы закладывала диагностику и изучение личностных особенностей ребенка: быстроту усвоения и активность мышления. Привожу примеры мониторинга (рис. 1): метапредметный в формате ФГОС (из материалов Департамента образования г.о. Тольятти).


Рис. 1

Результаты психолого- педагогического мониторинга (социальная служба школы, 2013-2014 уч.г.)
Таблица 1
«Невербальный интеллект»

Кол-во
%

1 Уровень (очень высокий)
0
0

2 Уровень (высокий)
8
38

3 Уровень (средний)
7
33

4 Уровень (близкий к среднему)
4
19

5 Уровень (ниже среднего)
2
10

6 Уровень (очень низкий)
0
0

Таблица 2
«Общий интеллект»

Кол-во
%

Очень высокий
1
5

Высокий
13
65

Норма
6
30

Низкий
0
0

Очень низкий
0
0

Мотивация
Чел.
%

Учебно-познавательная мотивация
14
70

Социальная мотивация
1
5

Внешняя мотивация
1
5

Социальный мотив – стремление к одобрению
3
15

Отсутствие мотивации
1
5

Таблица 3
«Уровень сформированности коммуникативных действий, направленных на сотрудничество, у уч-ся 5-в класса»

Чел.
%

1. Высокий
18
78

2. Средний
5
22

3.Низкий
0
0

Таблица 4
«Результаты учащихся 5-в класса по заданию на выявление нормы взаимопомощи в конфликте с личными интересами»

Чел.
%

1.Решение проблемы в пользу собственных интересов без учета интересов партнера
7
35

°2.Стремление к реализации собственных интересов с учетом интересов других
2
10

3.Отказ от собственных интересов в пользу интересов других, нуждающихся в помощи
11
55

Таблица 5
«Результаты учащихся 5- в класса по уровням нравственной мотивации»

Чел.
%

1.Высокий
6
26

2. Средний
12
52

3.Низкий
5
22

Промежуточный мониторинг: ежедневные карты наблюдения за успеваемостью каждого ученика, уровень нравственности, диагностика уровня развития творческих способностей детей, карты успехов каждого ученика по выполнению тематического контроля, защита рефератов по темам исследования, мини- проекты, участие в дистанционных предметных конкурсах, олимпиадах: «Эрудиты Планеты», «Эврика», «Я - Энциклопедия», «Ребус», «Слон», «Кенгуру», ДООМ, «Первые шаги в науку» и др. Итоговый мониторинг: предметный в формате ФГОС, метапредметный и психолого-педагогический.
Для получения большей информации о каждом ребенке предлагаю всем учащимся анкету. Ирина Сергеевна учила нас, что нельзя провести урок по личностному - ориентированию, не изучив особенностей личности ребенка. Анкета содержит различные вопросы, самый главный из которых я считаю: какова вида задания по математике тебе нравятся больше? (Задачи, примеры, задачи и примеры.) Обычно в начале учебного года проводится работа по изучению личности каждого ребенка и конечно уроки с элементами личностно - ориентированного обучения (табл. № 6).
Таблица № 6
Элемент урока математики, 5 класс по теме «Решение задач на движение»
Карточка 1
13 EMBED PBrush 1415
Задание:
- нарисуйте схему;
- составьте таблицу;
- составьте условие задачи;
- проверьте;
- решите;
- т.п.

Карточка 2
13 EMBED PBrush 1415


Карточка 3
Текст задачи на движение


Дидактические карты, без которых нельзя провести современный урок, дают зрительное восприятие, которое определяет осмысленность понятий и играет решающую роль в развитии абстрактного мышления детей с доминирующим образом мышления. Систематическое применение дидактического материала, подобранного под каждого ребенка, а также наглядность активизирует созревание тех физиологических структур мозга, которые обеспечивают аналитически - синтетическое мышление. Большое внимание на уроках уделяю применению различных заданий, направленных на выявление ошибок. Ведь не секрет, что ежедневно каждый учитель сталкивается с ученическими ошибками, которые с завидным постоянством переходят из класса в класс, из темы в тему. Лидируют обычно «ошибки внимания», ошибки в применении алгоритма: действия с обыкновенными и десятичными дробями, порядка действий и в действиях с именованными числами. В таких ситуациях на помощь приходит работа в паре.
С психологической точки зрения методы мышления – это различные виды познавательной деятельности. Знания являются информационными компонентами этой деятельности. К сожалению, в школьной практике усвоение понятий нередко ограничивается заучиванием определения понятия и иллюстрацией одним- двумя примерами. Результатом такого подхода является формализм усвоения.
Мотивация – важнейший компонент структуры учебной деятельности, а для личности выработанная внутренняя мотивация есть основной критерий ее сформированности. Главнейшая задача, которая стоит передо мной, - это «личностно – мотивированное обеспечение деятельности ученика». Основным принципом, положенным в основу данной системы, является принцип ориентации на успех принцип диалогичности и сотрудничества. Я рядом с учениками, мы вместе решаем их проблемы и радуемся успехам.
Литература
1. Колягин Ю.М. « Функции задач в обучении математике и развитие мышления школьников». Советская педагогика, 1974, № 6.
2. Пойа Д. « Математическое открытие». – М: Наука, 1970
3. Тоом А.Л. « Наблюдения математика над математическим образованием». Архимед. – Научно – математический сборник. – Вып. 1. - 2005. – 100 с.
4. Якиманская И.С. « Основные требования к личностно – ориентированному уроку». 1997 г.


Root Entry