Занятие по психологии Солнце дружбы


ЧАС ПСИХОЛОГА
с элементами тренинга
"Солнце дружбы"
подготовила педагог-психолог
Масликова А.В.
Час психолога с элементами тренинга
«Солнце дружбы»
Цель: способствовать развитию коммуникативных способностей, сплочение классного коллектива ,формирование нравственных качеств: умения дружить, беречь дружбу.
Задачи:
Развитие умений учащихся вести рассуждения, способствовать формированию дружеских отношений с одноклассниками.
расширить представления о дружеских взаимоотношениях;
Формирование коммуникативных навыков общения, морально-психологических качеств у детей, побуждающих к позитивным действиям, поддержание интереса к дружбе.
Познакомить с правилами дружбы;
Ход часа психолога
Слайд 1.
Ребята давайте поздороваемся с нашими гостями «Здравствуйте», А это значит, мы желаем друг другу здоровья, удачи и  хорошего настроения. Ребята, сегодня у нас очень интересная и важная тема часа психолога. А о чем мы будем говорить, вы узнаете, когда разгадаете кроссворд.
А для начала давайте встанем друг другу напротив,  посмотрим друг другу в глаза, улыбнемся и скажем, например: «Я желаю тебе хорошего настроения!» Повернуться к соседу и еще раз сказать слова. Ребята говорят пожелания друг другу.   Займите, пожалуйста,  свои места.
Слайд 2
Вопросы кроссворда:1. Ни в воде не тонет, ни в огне не горит. (Лед).
2. Без рук рисует, без зубов кусает. (Мороз).
3. Красное коромысло через реку повисло. (Радуга).
4. С неба – звездой, в ладошку – водой. (Снежинка).
5. Пушистая вата, плывет куда-то.Чем вата ниже, тем дождь ближе.(Облако).
6. Горя не знает ,а слёзы проливает. (Туча).
- Какое же слово получилось? ( Дружба.) 
Сегодня мы будем говорить о дружбе, узнаем, какими качествами должен обладать настоящий друг и в конце занятия мы должны будем вывести правила дружбы.
И я надеюсь, что каждый из вас сделает сегодня маленькое открытие.
Слайд3
На слайде эпиграф: (читаем вместе с детьми)
Дружба – главное чудо всегда,Сто открытий для всех нас таящее,И любая беда – не беда,Если рядом друзья настоящие!
Итак, дети, что же такое дружба? (ответы детей)
Дружба - близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общих интересов.
Один мудрый человек однажды сказал: «В мире нет ничего лучше и приятнее дружбы; исключить из жизни дружбу – все равно, что лишить мир солнечного света» Вы согласны с этим? А чем дружба и солнце похожи? (ответы детей: согревают, дают свет, радость)
Слайд 4
Сегодня нам предстоит зажечь свое солнце в нашем классе. Ребята у вас на столе лежат ладошки из бумаги – это будут лучики нашего солнца дружбы. Ребята, каждый пальчик – это лучик света, напишите на каждом лучике качество, которое необходимо для дружбы. Итак, какие же качества важны для дружбы (прочитать с ладошек).
В этом солнце есть частичка каждого из вас. Поэтому оно получилось таким красивым и теплым.
-Ребята, а кого мы можем назвать другом? ...
- Ребята, скажите, а у вас есть друзья? Поднимите руку, у кого они есть? Кто ни назовите? Почему вы считаете их своими друзьями?
Настоящий друг не только тот, кто поможет в беде, а тот, кто искренне порадуется с тобой в радостные минуты жизни. Настоящий друг - это человек, которому можно доверить все свои проблемы.
«Поэт Михаил Светлов, написав стихи, часто читал их друзьям по телефону в любое время дня и ночи. Друг Светлова, разбуженный в очередной раз среди ночи телефонным звонком, упрекнул его: «А ты знаешь, который час?» «Дружба – понятие круглосуточное!» - ответил Светлов. Почему так ответил поэт? Считаете ли вы поведение его друга правильным? Почему? Можно ли его считать настоящим другом?
Слайд 5
Ребята сегодня мы с вами создадим правила дружбы нашего класса
Слайд 6
Ребята, а сейчас я предлагаю вам немного поиграть, станьте по парам Упражнение «Слепой и поводырь»Это очень хорошее упражнение для создания в группе атмосферы взаимного доверия.
Инструкция. Разбейтесь на пары. Тот, кто стоит слева, закрывает глаза — он будет «слепым». Второй партнер станет «поводырем». Поводырь берет слепого за руку и медленно ведет его через комнату. У поводыря необычная задача — он отвечает не только за себя самого, но и за партнера, он должен настроиться на это новое состояние. Выберите себе темп таким образом, чтобы слепой начал чувствовать себя все увереннее. Пожалуйста, не разговаривайте друг с другом, используйте другие способы общения (2–3 мин).Поменяйтесь ролями.По окончании — обсуждение: не было ли участникам страшно, уверенно ли они себя чувствовали, насколько они могли доверять друг другу, насколько принимали на себя ответственность за безопасность другого.
(на слайде правило помогать друг другу)
Слайд 7
Садитесь на места
Ребята, как вы считаете, сколько у человека может быть настоящих друзей? (ответы детей)
На самом деле люди, которые говорят, что имеют много друзей, в трудной ситуации оставались либо с самим собой, либо с близкими родственниками. А люди, которые утверждают, что друзей у них мало (1-2 человека) всегда находят у них поддержку и понимание. Таким образом, можно сказать, что настоящих друзей всегда не так много. Но у любого человека обязательно должны быть не только друзья, но и приятели.
Слайд 8
 
Ребята я прочитаю вам рассказ, который называется “До первого дождя”. Подумайте, почему автор его назвал так этот рассказ.
Таня и Оля были очень дружны и всегда ходили в школу вместе. То Оля заходила за Таней, то Таня – За Олей. Один раз, когда девочки шли по улице, начался сильный дождь. Оля была в плаще, а Таня – в одном платье. Девочки побежали.
- Сними свой плащ, мы накроемся вместе, - крикнула на бегу Таня.
- Я не могу, я промокну! – нагнув голову с капюшоном, ответила ей Оля.
В школе учительница сказала:
- Как странно, у Оли платье сухое, а у тебя, Таня, совершенно мокрое. Как же это случилось? Ведь вы же шли вместе?
- У Оли был плащ, а я шла в одном платье, - сказала Таня.
- Так вы могли бы укрыться одним плащом, сказала учительница и, взглянув на Олю, покачала головой. – Видно, ваша дружба до первого дождя!
Обе девочки густо покраснели: Оля – за себя, а Таня – за Олю.
Что вы можете сказать о девочках и их дружбе? Как в этой ситуации можно назвать Олю? (жадной) (на слайде правило не жадничать)
Слайд 9
Упражнение «Без маски» Слайд 10
Вы знаете, что в дружбе очень важна честность. А знаете ли вы, что честным быть очень непросто? Часто хочется быть лучше, чем мы есть на самом деле. Вот в честности мы сейчас поупражняемся.
Каждый участник получает карточку, на которой написана фраза, не имеющая окончания. Без всякой предварительной подготовки надо продолжить и завершить фразу. Высказывание должно быть искренним. После того, когда все высказались, обобщить – честность в дружбе играет большую, если мы не будем честными, потеряем своих друзей, они просто отвернутся от нас. (быть честным ) Слайд 11
Все становятся в круг Слайд 12
Упражнение «Связующая нить»
Ребята, вы когда-нибудь слышали выражение – быть связанными с кем-то? Что это значит? Давайте мы с вами попробуем почувствовать, что это значит? Участники встают в круг. Первый участник, держа в руках клубок, представляется и передает клубок следующему участнику. Каждый участник должен назвать свое имя и свое увлечение, обмотать нитью свою руку и передать клубок. И так по кругу. Когда клубок возвращается к первому участнику, все оказываются «связаны» одной нитью. Ребята, попробуйте отойти назад. Что произошло? (ответы детей: «Ниточка натянулась»). Получается вы одно целое. Вы видите, как нас объединяет эта нить? А что еще, кроме нити, объединяет вас? (ответы детей: «мы учимся в одном классе, сидим за одной партой…») (на слайде правило дружбы – сплоченность)
Слайд 13
Сматываем клубок в обратном направлении, и у кого он оказывается в руках, про того дети должны вспомнить, что он говорил о себе и своих увлечениях. Нить перерезаем и завязываем на запястье
Слайд 14Ребята, а что означает слово «сотрудничать». (ответы детей: «чтобы вместе делать сложное дело, которое одному не под силу»)
А теперь мы с вами попробуем почувствовать на себе, что значит сотрудничать. Взять карандаши, выйти к доске и объединиться в пары.
Упражнение «камешки»
Вы должны постараться удержать камешки пальцами, стоя друг напротив друга.
Сначала участники выполняют подготовительное задание: разбившись на пары, располагаются напротив друг друга на расстоянии 70 см и пытаются удержать два камешка, прижав их концы подушечками указательных пальцев. Дается задание: не выпуская камешки, двигать руками вверх-вниз, вперед-назад.
После подготовительного задания группа встает в свободный круг (расстояние между соседями 50-60 см). Соседи должны зажать камешки между подушечками указательных пальцев. Группа, не отпуская камешки, синхронно выполняет движения.
- поднять руки, опустить их;
- сделать шаг вперед, два шага назад, шаг вперед;
- наклониться вперед, назад, выпрямиться;
- присесть, встать.
Трудно ли было выполнять задание? Почему?
Какие действия должен был выполнять каждый участник, чтобы камешки не падали(на слайде сотрудничество)
Слайд15

Слайд 16 Упражнение «Какой ты молодец»
Все стоя в кругу. Повернуться к соседу справа погладить по голове и сказать: «Какой ты молодец!» Повернуться к соседу слева и сделать тоже самое. ( на слайде правило похвала)
Слайд 17
О каких правилах мы еще не говорили? (ответы детей)
Чтение правил дружбы с о слайда
- Не ссориться
- Уступать
- Быть вежливым
- Быть внимательными друг к другу
- Не бояться просить прощения
- Помогать друг другу
- Не жадничать
- Быть честным
- Не ябедничать
- Не зазнаваться
- Хвалить
При выполнении заданий вы  помогали друг другу, научились ценить дружбу.
Молодцы, ребята я очень рада, что вы поняли смысл настоящей дружбы. Соблюдая эти правила дружбы, я думаю, вы никогда не потеряете друга.
        Я желаю вам быть всегда дружными, доверяйте друг другу, поддерживайте друг друга в трудную минуту, будьте честными.
Слайд 18
«Апплодисменты»
Пожалуйста встаньте в общий круг. Я хочу предложить вам поучаствовать в небольшой церемонии, которая поможет вам выразить дружеские чувства и поддержку друг другу.
Игра проходит следующим образом: я выбираю одного из вас (например, Колю) он выходит в центр круга, я хлопаю ему в ладоши. Потом Коля называет имя следующего участника, тот подходит к нему и они хлопают вместе. Затем второй участник выбирает третьего и т.д. Когда к вашей группе присоединится последний человек, завершите игру словами а самые громкие аплодисменты звучат для…..
Ребята покажите мне какое у вас настроение
Слайд 19
И в завершении давай те все вместе споём песенку о дружбе.
Слайд-шоу песенка про дружбу
Карточки
Особенно мне нравится, когда люди, окружающие меня…
Иногда люди не понимают меня, потому что я …
Верю, что я …
Мне бывает стыдно, когда …
Особенно меня раздражает, что я …
Чего мне иногда по-настоящему хочется, так это…
Мне очень трудно забыть, но я …
Мне особенно приятно, когда меня …
Знаю, что это очень трудно, но я …
Думаю, что самое важное для меня …
Когда я был маленьким, я часто…
Мои родители …
Мои друзья редко…
Мои одноклассники помогают мне …
Мне с трудом дается …
Я горжусь …
Мой друг всегда …
Отзыв
о проведенном часе психолога с элементами тренинга
«Солнце дружбы»
педагога-психолога Спецшколы: А.В. МасликовойДата проведения: 23.11.2016 год
С кем проводилось: воспитанники 8а, 8б класс
Количество присутствующих: 13 человек
Место проведения: Государственное казенное специальное учебно- воспитательное учреждение закрытого типа специальной общеобразовательной школы Краснодарского края для обучающихся с девиантным (общественно опасным) поведением Тема: «Солнце дружбы»
Цель занятия: способствовать развитию коммуникативных способностей, сплочение классного коллектива ,формирование нравственных качеств: умения дружить, беречь дружбу. Развитие умений учащихся вести рассуждения, способствовать формированию дружеских отношений с одноклассниками; расширить представления о дружеских взаимоотношениях;
Материал: презентация , бумага, ручки, карточки, камешки.
Выводы:________________________________________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
Предложения:___________________________________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
Фамилия и должность посетившего занятие_______________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
Роспись педагога_____________________