Час занимательной химии Чудеса своими руками

МБОУ ВМР «Семенковская основная школа имени С.В.Солодягина»










Занимательный час
«Чудеса своими руками».

(для учащихся 7 класса)








Автор
учитель химии
Худякова Е.И.
















Семенково
2016 год

Занимательный час «Чудеса своими руками».
(для учащихся 7 класса)
Цель: Развитие интереса учащихся к химии и активизация их познавательной активности; развитие у учащихся чувства прекрасного.
Подготовка: Учащиеся 8 класса члены кружка «Занимательная химия» (10 человек) готовят оборудование для проведения опытов, учат слова.
Оборудование и реактивы -
Берем оборудование для опытов
Опыт№1. «Получение «молока», «сока», «газировки».
Опыт№2. «Костер без спичек».
Опыт№3. «Волшебная палочка»
Опыт№4. «Универсальный индикатор»
Опыт№5. « Кровь без раны»
Опыт№6. « Темно-серая змея»
Опыт№7. « Окрашивание пламени»
Опыт№8 . « Вулкан на столе»

Проведение часа химии:
Вступительное слово учителя. Дорогие ребята! Сегодня здесь собрались учащиеся 8 и 7 класса.
У каждого из вас своя задача. Старшеклассники приготовили интересные опыты, покажут различные» чудеса» и раскроют секрет некоторых «чудес». Ваша роль семиклассники, заключается в том, чтобы решить для себя
один вопрос: интересная ли наука химия, хочется ли вам ее изучать?
Конечно, в химии, как в любой науке, кроме занимательного будет встречаться и трудное.
Но трудно да интересно - это то, что мыслящему человеку как раз и нужно, чтобы ум наш не находился в праздности и лености, а постоянно трудился. В самом конце нашей встречи я задам вам один- единственный вопрос, и вы на него ответите. А теперь приступим к чудесам!
1-ученик. Вы, ребята, пить хотите? Да. В колбах сказочные жидкости, чудеса мне по плечу, я ведь химию учу.
Вот вам «сок», вот « газировка», вот «парное молоко»! (проводит опыт №1 «Получение «молока», «сока», «газировки».).
Пить хотите? Стоп, ребята, погодите, чтобы не было беды, вы, пожалуйста, не пейте ни сиропа, ни воды. В этом строгом кабинете есть серьезные запреты. Все запомните, друзья: здесь ни пить, ни есть нельзя.
2-ученик. В чудесах химических я уже остер, без огня, без спичек разведу костер. Положу лучинок - дров и костер уже готов. Возьму в руку ватку, спиртом намочу, на костер им капну: гори, раз я хочу! (проводит опыт№2. «Костер без спичек».). Открыть вам мой секрет, никакой тут тайны нет. Под костром припрятал здесь зажигательную смесь.
3-ученик. А у меня есть «волшебная палочка». Она поможет мне зажечь спиртовку без спичек. Смотрите внимательно!
( проводит опыт№3«Волшебная палочка»). Секрет прост, все та же зажигательная смесь, но уже на кончике моей палочки.
4-ученик. У меня спокойный опыт, без огня и пламени.
Эта желтая бумажка все укажет без труда: посинеет - в колбе щелочь, покраснеет – кислота. Коль нейтральная среда - не изменит цвет тогда. Мы за эти указания - называем ее - универсальная! (проводит опыт№4 «Универсальный индикатор»).
5-ученик. Вот еще развлечение: кто даст руку на отсечение?
Жалко руку на отсечение, тогда нужен больной для лечения. Оперируем без боли, правда, будет много крови (проводит опыт 5 Кровь без раны»). При каждой операции нужна стерилизация. Помогите, ассистент, дайте» иод»!» Иодом» смочим мы обильно, чтобы было все стерильно. Не вертитесь, пациент, нож подайте ассистент (режет). Посмотрите, прямо струйкой кровь течет, а не вода. Но сейчас я вытру руку - от пореза ни следа.
6-ученик. Я еще не то умею, из песка полезут змеи. Страшные, кусачие, от страха не заплачете? Не боитесь? Ну, смотрите. Не все сразу. Подождите. Чтобы змеек посмотреть, надо хорошо прогреть, (проводит опыт№6« Темно-серая змея»).
Спирт горит и выделяет очень много теплоты. Соду жаром разлагает он до углекислоты. Он обугливает сахар - вот откуда чернота. Пузырьками раздувает сахар эта углекислота. Все понятно, ясно тут, змеи от чего ползут.
7-ученик. Ребята, все вы читали сказку П.Ершова ». Конек- горбунок». Там жар - птицино перо Ване счастье принесло.
Пришло время подивиться, как горит перо жар-птицы, (проводит опыт№7
« Окрашивание пламени»).
Почему огонь погас? Пламя без чего умрет? Ему нужен Кислород!
8-ученик. А, сейчас, друзья, для вас из истории рассказ.
Ночью или утром рано спали горожане, вдруг из кратера вулкана показалось пламя. Гул и грохот, через жерло льют потоки лавы. Так под пеплом и под лавой погиб город славный. Покажу вам, как сумею, гибель города Помпеи.
( проводит опыт№8« Вулкан на столе»).

Все учащиеся: Наше время истекло. Но мы показали вам не все, что мы умеем делать. Многому вы научитесь, если с увлечением будете изучать самую интересную науку-химию.
Учитель. Вот и закончился наш занимательный час. Вам было интересно. Да. Через год, седьмой класс и вы все это будете уметь, если захотите.
Интересные секреты скрыты в этом кабинете. Жду вас в будущем году. Что мне каждый скажет?
Я Приду!
Приходите! Я вас жду!






Использованная литература.
1.Кузнецова Н.Е. , Титова и др. Химия. Учебник для учащихся 8 класса ОУ всех видов, М, «Вентана - Граф», 2010.
2. Фельдман Ф. Г, Рудзитис Г.Е.. Химия. Учебник для учащихся 8 класса общеобразовательных учебных заведений, М, «Просвещение», 2001.
3.Урок закончен – занятия продолжаются. Внеклассная работа по химии. Под редакцией Э.Г. Злотникова, Москва, «Просвещение»,1992.
4.Химия.8-11 классы. Внеклассные мероприятия. Автор – составитель Е.П.Ким, Волгоград,2011.
5.В.Н.Алексинский. Занимательные опыты по химии. Москва, «Просвещение»,1980.
6.Учителя о внеклассной работе по химии. Составитель А.А.Лазаренко. Москва, «Просвещение»,1981.
7.Внеклассная работа по химии в сельской школе. В.Г.Андросова и др. Москва, «Просвещение»,1983.
8.Предметные недели в школе. Химия .Физика. Составители Л.М. Брейгер, П.В.Глинская, Волгоград,2001.



15