Занятие для педагогов по профилактике эмоционального выгорания


Тренинговое занятие для педагогов
Тема «Давайте в жизни искать позитив»

Слайд 2 Жизнь одна, но в ней порой причудливо
переплетено позитивное и негативное.
Достойно принимать превратности судьбы и хранить
её счастливые моменты – простая премудрость жизни. 
Дина Дин
Цель: Формирование позитивного мышления
Задачи:
Создать положительные эмоций и снять напряжения;
Формировать умение управлять своим настроением;
Обучить педагогов способам выработки эмоциональной устойчивости
Формирование оптимистического отношения к жизни.
Научить эффективно, использовать способы снятия внутреннего напряжения и саморегуляции.
Материалы:
цветные карандаши
бумага для рисования
релаксационная музыка
перья птиц
стекляшки
массажные мячики-ежики
пластмассовые цветные шарики
электронная презентация к занятию.
Ход занятия
Слайд 3
Вступление. Актуальность выбранной темы
Профессия преподавателя требует большой выдержки и самообладания. От многочисленных интенсивных контактов с обучающимися, родителями, педагог испытывает большие нервно-психические нагрузки, которые проявляются в эмоциональном истощении. Педагог находится в ситуации крайнего эмоционального напряжения.  По моим наблюдениям порой это эмоциональное напряжение испытываете не в конце года, а уже в начале обучения, конечно это связанно со спецификой работы с контингентом с которым работаете. Один мудрый человек сказал: «Что лучше один раз проговорить и проделать самому, чем сто раз об этом услышать». И вот  закончилась 1 четверть, и  мне хотелось, чтобы вы приступили к работе с хорошим настроением. Может быть, посмотреть друг на друга с  другой стороны, которая была вам не известна и просто немного расслабиться и отдохнуть.
Слайд 4 Притча о ручейке
 
Слайд 5
Упражнение №1    «Порядковый счет»
Цель: установить зрительный контакт со всеми участниками. Все сидят в кругу, один человек говорит «один» и смотри на любого участника игры, тот на кого он посмотрел, говорит «два» и смотрит на другого.
Слайд 6
Для того, чтобы немного размяться после рабочего дня я предлагаю вам выполнить упражнение-разминку №2 “Карандаши”.
Суть упражнения состоит в удержании карандашей между пальцами стоящих рядом участников. Сначала участники выполняют подготовительное задание: разбившись на пары, располагаются друг напротив друга на расстоянии 70-90 см и пытаются удержать два карандаша, прижав их концы подушечками указательных пальцев. Дается задание: не выпуская карандаши, двигать руками вверх-вниз, вперед-назад. После выполнения подготовительного задания группа встает в свободный круг (расстояние между соседями 50-60 см), карандаши зажимаются между подушечками указательных пальцев соседей. Ваша задача, не отпуская карандашей, синхронно выполнять следующие задания.
Слайд 7
Упражнение № 3 «Прощай, напряжение!»
Участникам предлагается взять лист бумаги, скомкать его, представляя, что Вы избавляетесь от своих неприятностей и накопившихся негативных эмоций и бросить этот комок в мишень-гримасу.
Слайд8
Упражнение №4 «Достижение состоя​ния покоя»
Инструкция. Сядьте в удобную для вас позу и сосредоточьтесь на рассмат-​ривании горящей свечи (картины, ре​продукции) в течение некоторого вре-​мени. Постарайтесь достичь ощущения полного покоя, когда нет ни мыслей, ни чувств — только созерцание.
Слайд 9
Упражнение №5 «Гороскоп эмоций»
На подносе лежат перья птиц, стекляшки, массажные мячики-ежики, пластмассовые цветные шарики.
Участникам тренинга предлагается выбрать, 1 предмет, который им больше всего понравился или привлек их внимание.
Интерпретация:
Вы выбрали перо! Вы легки на подъем; общительные, хорошие слушатели; нежные и ласковые, впечатлительные и тонкие натуры; готовы любого поддержать в трудную минуту и рассмешить, поднять настроение; вы с чувством юмора.
Кто выбрал стеклянный камешек – у вас всегда все гладко, да сладко; вы открыты душой, легки в общении, гибкие натуры; не подвержены чужому влиянию; гламурные, изящные и хорошо разбираетесь в моде.
Если вы выбрали мячики-ежики – вы загадочные и привлекательные натуры; шустрые, энергичные и веселые; не даете себя в обиду, можете постоять за себя; заботитесь о своем драгоценном здоровье; вы легко справляетесь с любой ситуацией, всегда найдете выход.
У кого оказались цветные шарики – это значит, что вы веселые и бодрые, жизнерадостные и энергичные; открытые, добрые и доверчивые; общительные; вы всегда впереди, стремитесь к победе; вас везде замечают; с вами вместе – всегда праздник, вы душа компании.
Слайд 10
Упражнение № 6 «Вавилонская башня».
Оно направлено на сплочение коллектива, но носит соревновательный характер. Вам нужно разделиться на 2 команды. Каждой команде выдается набор бумаги, степлер, ножницы.
Ваша задача – в течение 5 - 7 минут построить башню. Принцип строительства вы определяете сами. Внутри каждой команды вы разрабатываете стратегию работы, обсуждаете идеи и т.д. Можно использовать только то, что вам дали. По истечению времени вы должны представить высокое творение, которое должно держаться без вашей помощи.
Слайд 11
Упражнение№7 «Перекусы»
Цель: оценить качества  своей личности и  личности  своих коллег.
Эта разминка прекрасно подходит для умственной стимуляции участников [когнитивная]. Рекомендуется для групп, члены которых уже знакомы друг с другом, поскольку итог работы связан с личными наблюдениями за участниками тренинга [эмоциональная].
Поставить на каждый стол по тарелке с десертом (печенье и конфеты самой причудливой формы и фактуры). Очень удачно, если на каждом столе окажется десерт только одного вида, и нигде на других столах он повторяться не будет. Попросить участников взять с тарелки на своем столе по одной - две штучки и тщательно изучить их форму, фактуру, вкус и т.д. Затем попросить их составить список из 8–10 прилагательных, описывающих предложенный им десерт. Когда списки будут готовы, попросить каждого выбрать из этого списка слово, которое лучше всего описывает их самих. Затем участники по очереди рассказывают группе, почему именно это слово так хорошо описывает их характер. 
 Упражнение №7: «Похвали себя»  Участники должны закончить предложение с позитивным настроем.
Примеры:
Меня  критикует начальство, значит я…..
Меня  критикует начальство, а я  мне пришла в голову отличная мысль….
Меня  критикует начальство, а  мне нравится в себе то, что я…
Меня  критикует начальство, а погода -  то….
Меня  критикует начальство, а я больше всего получаю удовольствие от…
     
Упражнение №9  «Моечная машина»
Цель: снятие излишнего напряжения.
Все участники становятся в две шеренги лицом друг к другу. Первый человек - «машина», последний - «сушилка». Машина проходит между шеренгами, все ее моют, поглаживают, потираю бережно и аккуратно. Сушилка должна его «высушить» - обнять. Прошедший «мойку» становится сушилкой, с начала шеренги идет следующая машина.
  Вопросы для обсуждения:      Что вы чувствовали, когда проходили через «мойку»? Чьи прикосновения вам были более приятны?
Слайд 12
Упражнение №11 «Путешествие» (медитация)
 Психолог предлагает участникам занять удобное положение и включает запись спокойной музыки.
 Закройте глаза… Представьте, что вы отправились в путешествие. Вы объездили множество стран, познакомились с разными людьми. И вот вы едете через поле. Вокруг летают бабочки, стрекозы. Жужжат пчелы — они собирают мед. Поют птицы — они радуются, что вы едете через их поле, Пахнет цветами и свежей травой. На холме вы видите прекрасный дворец. Что-то подсказывает вам, что очень важно поехать именно туда. И вы направляетесь по дороге, ведущей к дворцу. Когда вы входите во дворец, то поражаетесь его красотой. Все здесь удобно и красиво, как будто кто-то строил этот дворец специально для вас. И вы понимаете, что здесь найдете что-то очень важное для себя. Вы идете по дворцу легкой и уверенной походкой. Представьте, что вы идете по нему и находите для себя то, что вы хотите… Все то, что вы нашли для себя в этом прекрасном дворце, остается с вами, и вы возьмете это с собой, когда будете возвращаться. А сейчас сделайте глубокий вдох… и выдох. Возьмите с собой все то хорошее, что было с вами. И потихоньку открывая глаза, возвращайтесь к нам.
А сейчас хотелось бы вам предложить просмотр одного флештренинга.
Просмотр флештренинга «Мудрец и бабочка» И самое главное старайтесь быть счастливыми, наперекор всему.
Упражнение-размышление № 12
- Уважаемые коллеги! Посмотрите на стены нашего кабинета. Наверное, у некоторых из вас по ходу нашего занятия возникал вопрос: при чем здесь звезды?
Эти звезды были сделаны учащимися нашей школы. Почему именно звезда? Потому что педагог и ребенок – это необъемлемая часть образовательного процесса. И дети ассоциируют педагога, учителя в некоторой степени со звездой. Той звездой знаний, к которой они стремятся. Вот что они говорят… (зачитываются мысли учащихся о педагогах школы).
Со своей стороны я хочу прочитать небольшой текст. А вот о его значении задумайтесь, пожалуйста, вы сами.
Высоко в темном небе, на одной огромной звездной поляне жили – были звезды. Было их очень много, и все звезды были очень красивыми. Они светились и искрились, а люди на земле каждую ночь любовались ими. Все эти звезды были разных цветов. Здесь были красные звезды, и тем, кто рождался под их светом, они дарили смелость. Здесь были синие звезды – они дарили людям красоту. Были на поляне и желтые звезды – они одаривали людей умом, а еще на поляне были зеленные звезды. И все люди, кто рождался под их светом зеленых лучей, становились очень добрыми.
И вот однажды на звездном небе что-то вспыхнуло! Все звезды собрались посмотреть, что же произошло. А это на небе появилась еще одна маленькая звездочка. Но была она абсолютно… белая! Огляделась звездочка вокруг и даже зажмурилась: сколько прекрасных звезд вокруг – прошептала она. “А что ты даешь людям?”- спросили ее другие звезды. В ответ она задумалась….
- Я знаю, что среди всех присутствующих нет таких звезд, которые были бы бесцветными. Я желаю вам “светиться” всегда и везде!
 «Аплодисменты» (ритуал прощания).
Инструкция. Встаньте в круг. Возьмитесь за руки и почувствуйте тепло рук своих коллег. Пусть это чувство  тепла сохраниться в ваших душах ещё  долгое время.
Ведущая начинает хлопать в ладоши и подходит к одному из участников группы. Затем этот участник выбирает из группы следующего, кому они аплодируют вдвоем. Третий выбирает четвертого и т.д. Последнему участнику аплодирует уже вся группа.