Профилактика Синдрома Эмоционального Выгорания. программа тренинга

Программа тренинга
«Профилактика СЭВ»
Разработанно педагогм-психологом Хмелёвой О.А.

Цель: создание условий для осознания участниками тренинга причин эмоционального выгорания, определение способов выхода из создавшейся ситуации.


Задачи:
Определить причины неудволетвоенности работой;
Найти способы выхода из создавшейся ситуации;
Сформировать позитивный настрой на изменение создавшейся ситуации.
Общее время 2 часа.

Упр. 1 разогрев. (5 мин)
Цель: Настрой на работу

 Участники садятся в круг так, чтобы хорошо видеть друг друга.
-(обращаясь к непосредственным участникам тренинга и сидящим в зале) 
Уважаемые коллеги предлагаю вам для включения в работу упражнение.
Все сидят в кругу, один человек говорит “один” и одновременно
с помощью большого пальца руки показывает в каком настроении он пришел. Если настроение радостное палец поднят вверх. Грустное, подавленное опущен вниз, а если нейтральное палец находится в горизонтальном положении.
Далее смотрит на любого участника игры, тот на кого он посмотрел, говорит “два”,показывает пальцем настроение и т.д. По кругу. Выполняют.
Упр.2 “Карусель общения” (10 мин)
- Для того чтоб нам было удобно общаться давайте познакомимся.
Цель: Знакомство участников, настрой на работу.
Участники по кругу представляются.
Время подготовки 5 мин.
«Меня зовут..»
“Я люблю”
“Меня радует”
“Мне грустно когда”
“Я сержусь, когда ”
“Я горжусь собой, когда”
- Давайте закрепим в памяти имена для этого:
Первый участник называет свое имя, второй повторяет имя первого говорит свое, третий имена первого второго и свое . последний частник называет имена всех и свое в конце.
Теперь для полной уверенности в обращении повесим бейджики .
Правила группы (5 мин)
правило поднятой руки;
быть активным;
придерживаться временных рамок;
право ведущего;
правило обратной связи.

Тема теоретический материал (5 мин)

Наш тренинг имеет название профилактика СЭВ или «психического выгорания»
Цель тренинга: создание условий для осознания участниками тренинга причин эмоционального выгорания, определение способов выхода из создавшейся ситуации.






Ожидания тренинга (5 мин)

А) все по очереди проговаривают ожидания

Б) итак цель нашего тренинга определение возможных способов разрешения проблемы неудовлетворенности работой.


Мы проговорили ожидания, знаем правила работы в группе
Посмотрим готовность работы к тренингу в группе.

Упражнение “Единый ритм” ( 10 мин)
Цель :сплочение, создание благоприятной атмосферы
А) Участники группы один за другим, а потом все вместе в едином темпе исполняют определенный ритм, заданный ведущим.
Б) Рефлексия : определите свою готовность работать в тренинге от 1 до 10

Основная часть
Диагностика
«Колесо личного благополучия» 15минут
Наша профессиональная жизнь не существует изолированно. Она вплетена в ткань нашего повседневного существования. Хотя понятие «выгорания» связывают преимущественно с работой, но невозможно не признать, что все сферы нашей жизни взаимосвязаны и взаимно влияют друг на друга. Потому время от времени необходимо отражать и оценивать свою жизненную ситуацию в целом.
ИНСТРУКЦИЯ
1. Отметьте точкой на каждой спице колеса то, как вы оцениваете свое состояние в данный момент.
2. Проведите линию, последовательно соединяющую эти точки друг с другом.
3. Сравните контуры «идеального колеса» с той фигурой, которая получилась после соединения точек.
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415

Теперь попробуйте оценить себя:
1. Какая сфера жизнедеятельности у вас наиболее благополучна? Какая наименее благополучна?
2. Рассмотрите получившийся от соединения точек контур. Похож ли он на круг? Может ли ваше колесо «катиться по жизни»? Какие чувства оно у вас вызывает?
3. Что бы вам хотелось изменить?
4. Перечислите шаги, которые вам необходимо сделать, чтобы достичь этих
изменений.

Согласно современным данным, под "психическим выгоранием" понимается состояние физического, эмоционального и умственного истощения, проявляющееся в профессиях социальной сферы.
Под эмоциональным истощением понимается чувство эмоциональной опустошенности , усталости и неудовлетворенности в целом, вызванное собственной работой. Многие люди пытаются понять причины личной собственной неудовлетворенности в работе ищут выходы и способ решения данной проблемы.
Перерыв ?прошло 55мин.

Упр. “Свобода – долг – власть – ответственность» (15-20 мин)

Цель: изучение и осознание собственных взглядов
А) Участникам в тетради предлагается заполнить таблицу.

Как ты это понимаешь?
(определение)
Как это связано с твоей работой?
Что для тебя
Наиболее важно в работе?
И почему?

свобода




долг




власть




ответственность




Б) Для чего вам нужно это на работе ? прим отв.( для самоутверждение)
Сформулируйте в одно слово.
Обсуждение упражнения:
Что составило трудность (а что показалось легким)в заполнении таблицы? Почему?
Что было затруднительным в выполнении второй части упражнения?

Упр. «Хочу – не хочу, но делаю» (15-20мин)
Цель: преодоление психологических барьеров, осознание и принятие своих чувств
Заполните таблицу:
А)
Три вещи которые вам хотелось бы делать чаще на работе.
(это могут быть обязанности, занятия, развлечения, дела и т.п.),

Три вещи, которые вам хотелось бы перестать делать в той мере, в которой вы их делаете, или же вовсе не делать.


Водить в парки
Писать планы







Б)
Почему вы не делаете этого в той мере в какой хотели бы
Почему вы делаете это слишком много

Деньги родителей
Требует начальство

С) Теперь давайте вернемся к упражнению «Свобода – долг – власть – ответственность» , ко второй его части, где у нас написан ответ на вопрос «Для чего вам нужно это на работе?» и запишем его еще раз. ( самоутверждение)
Получили бы вы то чувство которое у вас в ответе если бы делали те вещи, которые вам хотелось бы делать чаще.
Получаете вы это чувство сейчас?
Что вы испытываете когда не получается делать ,то что вы хотите.(разочарование)
Д) Итог: нужно составить предложение соединив результаты двух предыдущих упражнений.
Например: Я испытываю. ( слово из третьего вопроса (разочарование когда не поучается делать те вещи которые я хотел бы делать. ) А делать я хочу эти вещи для (самоутверждения).
Вопрос: как я могу самоутвердиться на работе.?
Рефлексия: Что было трудно в упражнении. Что не составило трудности.
Упр.» мозговой штурм»(20 мин)
Цель:
Итак мы определили причины неудволетворнности работой. Что же нам теперь с этим делать? Как исправить ситуацию? Давайте попробуем найти пути решения все вместе и для всех. Делать будем это таким образом.
Один из участников встает и проговаривает свой нарисовавшийся вопрос. Остальные участники в прядке поп корна говорят способы решения . Участник записывает на плакате чтоб все видели . Когда все проговорят по 2 примера сформулировать в одно или несколько предложений. Стараться добиться что бы человек мог действительно применить данный совет . Упражнение считается законченным когда человек говорит что действительно может это сделать. И так для каждого участника тренинга.
Наша цель: определить наиболее приемлемые выходы решения из проблемы каждого участника.
(Можно разделить участников на группы)
Обсуждение результатов. Получилось упражнение или нет. Довольны ли полученными результатами и почему. Сможете вы действительно внедрить данный совет в жизнь.?
Упр. «План действий»(5 мин)
Цель: формирование вариантов достижения своего запроса.
Я почувствую удовлетворенность, если буду (самоутверждаться) с помощью: и 5 возможных вариантов.
Какие вы испытываете эмоции когда прописали данный план

Упр. «Поделись эмоцией» ( 5мин).
Зарядка участников энергией . дарение своих эмоций.

Рефлексия занятия ( свободный отчет)
1---я сегодня поняла, 2-- мне понравилось, 3--не понравилось












13PAGE 15


13PAGE 14115









15