Программа кружка Бисерное чудо

Рабочая программа кружка «Бисерное чудо»
 
Пояснительная записка
На протяжении всей истории человечества народное искусство было неотъемлемой частью национальной культуры. Народное искусство сохраняет традиции преемственности поколений, влияет на формирование художественных вкусов. Основу декоративно-прикладного искусства составляет творческий ручной труд мастера. Бисероплетение известно с глубокой древности как вид художественных ремесел. Из поколения в поколение передавались его лучшие традиции. Бисероплетение сохраняет свое значение и в наши дни. Занятия бисероплетением вызывает у школьников большой интерес. Кружковые занятия по обучению учащихся бисероплетению направлены на воспитание художественной культуры школьников, развитие их интереса к народному творчеству, его традициям и наследию. Предлагаемая программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. В ней предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей. Развитие художественного восприятия и практическая деятельность в программе представлены в их содержательном единстве. В ходе кружковой работы учащиеся знакомятся с основами дизайна, углубляют знания по конструированию и моделированию. У них развивается эстетический вкус, формируется представление о декоративно-прикладном искусстве. Дети учатся экономно расходовать используемый в работе материал, развивают художественный вкус, формируют профессиональные навыки, “культуру творческой личности”. Формирование “культуры творческой личности” предполагает развитие в ребенке природных задатков, творческого потенциала, специальных способностей. У учащихся начальных классов еще недостаточно развита мускулатура рук, мелкая моторика рук, нет необходимой координации движений, слабо развит глазомер. Данные обстоятельства требуют от педагога, кроме фронтального инструктажа, широко использовать индивидуальный. Результат будет достигнут, если ребенок на занятии займет позицию “я хочу это сделать сам”. В задачу педагога входит создать условия, при которых потенциал ребенка будет использован полностью. На теоретическую часть занятия должно отводиться меньше времени, чем на практические действия. Следует помнить, что воспитывающий и развивающий потенциал занятий снижается, если ребенок привыкает работать только “под диктовку” учителя по принципу “делай как я”, выполнять роль исполнителя, недостаточно ясно и точно понимающего какая связь между отдельными операциями при изготовлении изделия и конечным результатом. Использование схем и других видов изобразительной наглядности увеличивает время на занятии на практическую работу, позволяет наиболее подготовленным учащимся работать самостоятельно, соединяя “работу ума и работу рук”, а учителю иметь большую возможность оказать помощь менее подготовленным учащимся.
Изготовление изделий необходимо строить на различном уровне трудности: по образцу, простейшему чертежу, рисунку, по собственному замыслу ребенка с учетом индивидуальных особенностей и возможностей школьника.
С самого начала процесса обучения необходимо систематически обращать внимание детей на соблюдение правил безопасности труда при работе с иглами и ножницами. В программу включается не только перечень практических работ, но и темы бесед, рассказов, расширяющих кругозор детей. Творческое развитие школьников осуществляется через знакомство с произведениями декоративно-прикладного искусства, традициями народных ремесел, образцами дизайнерских разработок. Изготовление своими руками красивых и нужных предметов вызывает повышенный интерес к работе и приносит удовлетворение результатами труда. Художественные изделия могут выполняться как индивидуально, так и коллективно.
Результатом реализации данной программы являются выставки детских работ, как местные ( на базе школы, села ), так и районные, использование поделок-сувениров в качестве подарков. Общественное значение результатов декоративно-прикладной деятельности школьников играет определенную роль в их воспитании.
Бисер это мелкие стеклянные бусины, которые издавна использовались для отделки одежды и изготовленияукрашений. Интересно, что эта небольшая бусина обошла весь мир. А появление стеклянных бусин связывают с древним Египтом. Там, по одной из версий, было изобретено стекло, а потом из него начали изготавливать украшения, посуду, амулеты. Более позднее стекло и бисер попали в Римскую империю, в Венецию. Венеция поставляла бисер в страны Азии, Африки, а в дальнейшем и в Америку.
Украинские женщины всегда заботились о красоте и оригинальности своего жилья, одежды, бытовых вещей. А бисер использовался вместе с вышивкой для украшения одежды. Методом плетения изготовлялись герданы, пояса, бисером оплетали пасхальные яйца, расшивали церковные атрибуты...
В наше время народное искусство возрождается. С каждым годом увеличивается количество людей, заинтересованных в том, чтобы научиться  народному ремеслу.
Программа кружка «Умелые ручки» охватывает различные направления работы с бисером  плетение иглой на нити, плетение объемных изделий, цветов, игрушек на тонкой обмоточной проволоке.
Программа обучения расчитана на детей 9 14 лет, наполняемость группы  10-15 человек, поскольку придется много работать индивидуально.  Занятия проводятся два разы в неделю, но два часа и по одному часу(всего 108 часов).
Подведение итогов работы проводится на протяжении времени отдыха детей. Проводятся тематические виставки к различным праздникам   День учителя, Новый год, 8 Марта и т.д.

Цель программы:
Развитие умений у  детей самостоятельно создавать изделия из бисера, пользоваться схемами и самим составлять их;
развитие эстетического вкуса, внимания, терпения в работе, чувства коллективизма;
воспитание взаимопомощи;
раскрытие перед детьми социальной роли изобразительного, декоративно-прикладного и народного искусства;
формирование у них устойчивой систематической потребности к саморазвитию и самосовершенствованию в процессе общения со сверстниками, в тяге к искусству, истории, культуре, традициям.
Задачи программы:
привить интерес к работе с бисером и побудить желание совершенствования в данном направлении декоративно-прикладного творчества;
развивать образное восприятие окружающего пространства и эмоциональную отзывчивость к своим работам;
воспитывать способность мыслить, сочинять, создавать необычные, оригинальные произведения декоративно-прикладного творчества на основе коллективного труда с учетом индивидуальных особенностей каждого ученика.

развивать творческие возможности учащихся;
воспитывать трудолюбие, самостоятельность, эстетический вкус, чувство прекрасного, гордости за свой выполненный труд.
Программа способствует:
повышению внутренней мотивации ребенка;
появлению уверенности в своих силах, умению находить варианты решения при изготовлении изделий из бисера;
возникает желание добиться планируемого результата;
приобретается навык самостоятельной работы;
развитию тонких движений пальцев рук;
созданию творческой атмосферы в группе воспитанников на основе взаимопонимания и сотрудничества для выполнения коллективной работы;
показу красоты и неповторимости изделий, выполненных из бисера;
Образовательная трехгодичная программа "Бисероплетение" составлена с учетом требований современной педагогики, апробирована в детском коллективе в течение нескольких лет и корректировалась с интересами учащихся с учетом современной жизни.
Программа составлена на основе знаний возрастных, психолого-педагогических, физических особенностей детей подросткового возраста. Работа с обучаемыми строится на взаимосотрудничестве, на основе уважительного, искреннего, деликатного и тактичного отношения к личности ребенка. Важный аспект в обучении - индивидуальный подход, удовлетворяющий требованиям познавательной деятельности ребёнка.
На занятиях бисероплетения учащиеся получают знания, умения и навыки в данной области, красотой, неповторимостью, с преимуществом изделий выполненных из бисера, а также приучаются к аккуратности, экономии материалов, точности исполнения конкретного изделия. Особое внимание уделяется технике безопасности при работе с ножницами и проволокой, нитками, иголкой. Изложение учебного материала имеет ту эмоционально-логическую последовательность, которая неизбежно приведет детей к высшей точке удивления и переживания; самоопределения и самоутверждения в коллективе и жизни в целом; общения в совместной деятельности сверстников; самоуважения и укрепления статуса обучаемого, популяризируя даже незначительные успехи в сфере обучения. Получив элементарные навыки работы с бисером, они овладевают способами плетения (петельный, параллельный, игольчатый), учатся низать бисер на проволоку, читать схемы, плести сказки.
Познакомив с увлекательным искусством бисероплетения, дав начальные знания предмета, воспитатель прививает интерес к дальнейшей работе с бисером, пробуждает желание совершенствоваться.
В дальнейшем дети знакомятся со способами совмещения цветовой гаммы в изделиях. Именно на этом этапе проявляется творческая активность обучаемых на занятиях, способность мыслить, сочинять, создавать необычные затейливые вещи на основе полученных ранее знаний.
Сверхзадачей данного курса является формирование устойчивой потребности детей к саморазвитию в постоянном творческом общении с людьми, в тяге к искусству, культуре. Всякое обучение имеет воспитывающий характер. Обучая -воспитываем, воспитывая - обучаем, поэтому в работе с детьми уделяется большое внимание воспитательной работе.
Методика работы.
Образовательная программа "Бисероплетение" составлена с учетом требований современной педагогики и корректировалась в процессе работы в соответствии с интересами учащихся.
Основная задача обучения - познакомить детей с увлекательным видом рукоделия, дать начальные знания предмета, привить интерес к бисероплетению, побудить желание далее совершенствоваться в этом направлении декоративно - прикладного творчества, расширить свой кругозор.
Процесс обучения должен исходить из жизненного опыта детей, их представлений об окружающем мире.
В кружке совместно со сверстниками и педагогом, под его чутким руководством, дети осваивают понятия об удобстве, полезности и значимости, красоте и безвкусице.
Индивидуальный подход в нашей работе создает наиболее благоприятные возможности для развития познавательных сил, активности, склонностей и дарований каждого ученика. Именно индивидуальный подход в обучении дает раскрыться и утвердиться "трудному подростку", болезненному ребенку, социально незащищенному, замкнутому в себе.
Обучаемым всегда дается возможность выбора задания на практике по силам, часто используется помощь сверстников, что сплачивает коллектив.
Немаловажную роль играет совместная деятельность обучаемых и преподавателя в изготовлении дидактического материала к занятиям: готовых образцов изделий, схем, наборов рисунков, папок по отдельным темам, фотоальбомов.
Перед воспитанниками ставится цель аккуратно и правильно выполнять задания, соблюдая последовательность выполнения изделий из бисера.
Здесь проявляются творчество, индивидуальность, развивается соревнование между детьми. На занятиях и выставках всегда много разнообразных и ярких изделий, которые притягивают сначала своей неповторимостью, а потом побуждают детей сделать свое изделие.
Творческий рост обучаемых наблюдается постоянно, начиная с диагностики на первых занятиях, заканчивая творческой итоговой работой.
Сначала выявляются первоначальные навыки и умения в специальных упражнениях, ведется наблюдение за детьми. Затем обучаемые, получают азы мастерства: воспитывается правильная координация мелких движений, усидчивость, аккуратность, появляется умение работать, особое внимание уделяется технике безопасности.
Формы проведения занятий разнообразны: вводное, традиционное, практическое, занятие ознакомления, усвоения, применения на практике, повторения, обобщения и контроля полученных знаний.
Особо популярны комбинированные занятия, соединяющие в себе различные методы общения с аудиторией и виды деятельности.
Данная программа курса "Бисероплетения" составлена с учетом возраста учащихся; опирается на личность ребенка в соответствии с социальными условиями жизни, адаптацией в коллективе, личностными качествами, индивидуальными склонностями и задатками, характером.
В кружке обучаются дети, которые нуждаются в заботе и те, которые позаботятся о других; "трудные", обездоленные; из многодетных и малообеспеченных семей.
Программа составлена так, что, получая общие знания, умения и навыки, подросток имеет свободный выбор занятия, самовыражания в определенном виде деятельности, проявляет личное творчество и участвует в коллективном. Обучаясь и воспитываясь в благоприятной среде, ребёнок получает всё необходимое для полноценного развития.
Прежде чем приступить к изготовлению изделий из бисера, внимательно ознакомьтесь с техникой плетения и сделайте пробный образец. Желательно использовать указанный размер бисера.
Параллельное плетение
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] 
Параллельное плетение применяется при плетении цветов (листьев, чашелистиков, лепестков). Изготовление сказок (голова, туловище, руки, ноги), мебели, украшений.
Петельное плетение
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] 
Петельное плетение применяется при плетении подвесок, завязок, лепестков, листьев, цветов.
Игольчатое плетение
Игольчатый способ плетения применяется при плетении подвесок, украшений, цветов (листья, лепестки).
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]

Прогнозированный результат
Воспитанники должны знать:
- как организовывать рабочее место;
- названия материалов, названия и назначение инструментов, которые используются на занятиях;
- приемы и правила безопасной работы с инструментами, способы соединений деталей изделий, дотачивание нити, закрепления нити.
 
Воспитанники должны уметь:
 
-    подготавливать свое рабочее место;
-   различать материалы и инструменты, составлять самые простые рабочие схемы, правильно пользоваться инструментами и приспособлениями;
-  плести одной иглой, двумя иглами, плести на проволке паралельным низанием.  


Содержание программы.
№ п/п
Название темы
Кол-во часов
Теория
Практика

1.
Введение в программу. Знакомство с техникой плетения (параллельное, петельное, игольчатое)
1
1
 

2.
Изготовление сказки "Волк и семеро козлят"
22
7
15

3.
Изготовление сказки "Кот в сапогах"
26
9
17

4.
Изготовление сказки "Доктор Айболит"
30
12
18

5.
Изготовление сказки "Золотой ключик"
35
11
24

6.
Изготовление подарков к праздникам
30
10
20

7.
Изготовление "Знаков зодиака"
30
13
17

8.
Изготовление "Обитатели моря". Подготовка и проведение итоговой выставки.
30
14
16

 
Итого:
204 ч.
77 ч.
127 ч.

Программа первого года обучения
Введение в программу. Подготовка к работе. Вводное занятие. Организация рабочего места. Техника безопасности при работе с бисером, проволокой, ножницами. Различные виды бисера, бусин, стекляруса, виды проволоки. Схемы. Практические работы. Тренировочные упражнения параллельного, петельного, игольчатого способа плетения. Оформление готовых изделий для выставки.
Выполнение сказок "Волк и семеро козлят", "Кот в сапогах", "Доктор Айболит", "Золотой ключик". Изготовление подарков к праздникам, "Знаков зодиака", "Обитатели Моря".
По результатам первого года обучения учащимся присваивается звание "Подмастерье".
Второй год обучения (204 ч.)

п/п
Название темы
Кол-во часов
Теория
Практика

1.
Вводное занятие
1
1
 

2.
Изготовление изделий "Обитатели моря"
35
14
21

3.
Изготовление знаков зодиака
34
13
21

4.
Изготовление сказки "Муха - цокотуха"
34
13
21

5.
Изготовление подарков к праздникам
30
5
25

6.
Изготовление цветов Васильки
10
3
7

7.
Изготовление цветов Лилии
20
3
17

8.
Изготовление цветов Георгины
20
3
17

9.
Изготовление цветов Нарциссы. Подготовка и проведение итоговой выставки.
20
3
17

 
Итого:
204 ч.
58 ч.
146 ч.

Программа второго года обучения
Введение в программу. Учащиеся повторяют и закрепляют знания по организации рабочего места. По технике безопасности при работе с ножницами, проволокой, бисером. Подготовка к работе. Вводное занятие. Виды бисера, бусин, стекляруса, виды проволоки. Схемы. Практические работы. Тренировочные упражнения параллельного, петельного, игольчатого способа плетения. Оформляют изделия для выставки.
Выполнение сказки "Муха - цокотуха", "Обитатели моря", "Знаков зодиака", подарков к праздникам. Изготовление цветов Васильки, Лилии, Георгины, Нарциссы.
По результатам второго года обучения учащимся присваивается звание "Мастеровой".
Третий год обучения (204 ч.)

п/п
Название темы
Кол-во часов
Теория
Практика

1.
Вводное занятие
1
1
 

2.
Изготовление цепочек
30
6
24

3.
Изготовление колье и воротников
40
6
34

4.
Изготовление сумки для сотового телефона
30
4
26

9.
Изготовление закладок для книг
30
4
26

10.
Изготовление галстуков
30
4
26

23.
Оплетение пасхального яйца. Подготовка и проведение итоговой выставки.
43
6
37

 
Итого:
204 ч.
31ч.
173ч.

Программа третьего года обучения
Введение в программу. Повторение техники безопасности по работе с ножницами, иголкой, нитками, бисером. Повторение техник плетения (параллельного, петельного, игольчатого). Знакомство с приёмами и способами (ажурная сетка колечки, ажурная сетка ромбы, ткачество без станка) плетения различных колье, цепочек, закладок для книг, оплетением пасхальных яиц. Выбор цветовой гаммы бисера. Выбор бисера по форме и размеру. Выполнение эскизов. Изготовление панно и композиций по выполненным эскизам.
Литература:
1.
Сказочный мир бисера. Ткаченко Т.Б., Стародуб К.И. издательство "Феникс", 2004 г.

2.
Бисер. Божко Л.А. издательство "Мартин" 2005 г.

3.
Бисер. Уроки мастерства. Божко Л.А. "Мартин" 2004 г.

4.
Бисер. Гармония цветов. Котова И.Н., Котова А.С. Издательский дом "МиМ" 1997 г.

5.
Бисер. Волшебная игла. Котова И.Н., Котова А.С. Издательский дом "МиМ" 1997 г.

6.
Бисер. Секреты мастерства. Котова И.Н., Котова А.С. Издательский дом "МиМ" 1997 г.

7.
Азбука бисера. Соколова Ю.П., Пырерка Н.В. Издательский дом "Литера", 1999 г.

8.
Мир бисера. Крайнева И.Н. Издательский дом "Литера", 1999 г.

9.
Цветы из бисера. Федотова М.В., Валюх Г.М. Издательство "культура и традиции" 2004 г.

10.
Фигуки из бисера. Мартынова Л. Издательство "культура и традиции" 2004 г.

11.
Педагогика. Харламова И.Ф. "Гардарики" 1999 г.

12.
Поощрение и самооценка младшего школьника. Строганова Л.В. Педагогическое общество России, 2005 г.

13.
Формирование эмоциональной - волевой сферы у учащихся начальной школы. Практическое пособие. Слободяник Н.П.

14.
Метод приёмов в технологическом образовании школьников. Павлова М.Б., Питт Дж., и др. Издательский центр "Вентана - Граф", 2003 г.

15.
Учебная деятельность младших школьников. Диагностика. Кудрина С.В. КАРО, 2004 г.

Учебно-тематический план
 
   № п/п
Тема
Количество часов



всего
теория
практика

1
Вводное занятие
1
1
-

2
История бисера и его использование
2
2
-

3
Традиционные виды плетения
16
1
15

4
Виды подвесок
3
-
3

5
Изготовление украшений из бисера
5
-
5

6
Браслеты из бисера
3
-
3

7
Основы цветоведения
3
1
2

8
Метод параллельного низания на проволке
3
-
3

9
Цветы из бисера
18
-
18

10
Веночек для куклы
6
-
6

11
Интересные игрушки
34
-
34

12
Изготовление выставочных работ
10
-
10

13
Экскурсии в музеи и на выставки
2
-
2

14
Зачетное занятие
2
-
2

 
Всего
108
5
103

 
Содержание программы
 
1. Вводное занятие (1 час)
Цель, содержание и форма занятий кружка. Ознакомление с помещением, материалами и инструментами, необходимыми для бисероплетения. Правила безопасности.
2. История бисера и его использование (2 часа)
История стекла и изготовления бисера. Знакомство с разными направлениями работы с бисером, демонстрация образцов.
3. Традиционные виды плетения (16 часов)
Низание бисера в одну нитку, в две нитки. Дотачивание, закрепление нити.
Просная цепочка из двух бисерин. Цепочка «крестик» в полтора ряда. Цепочка «змейка». Цепочка «в цветочек». Ажурные цепочки-сеточки.
4. Виды подвесок (3 часа)
Знакомство с технологией изготовления подвесок и их использование в различных изделиях.
5. Изготовление украшений из бисера (5 часов)
Закрепление изученных методов плетения, объединение разных видов плетения, украшение изделий подвесками. Колье «Вечернее».
6. Браслеты из бисера (3 часа)
Эскизы, рабочие эскизы. Составление рабочих схем. Плетение браслетов «Элегантных», «Цветочный».
7.Основы цветоведения (3 часа)
Понятие о сочетании цветов. Цветовой круг. Теплая и холодная гамма. Понятие о композиции из геометрических элементов. Образцы узоров с разными композициями.
8. Метод параллельного низания на проволке (3 часа)
Знакомство с новым методом работы. Демонстрация работ, изготовленных этим методом. Материалы и инструменты. Подготовка рабочего места.
9. Цветы из бисера (18 часов)
Цветы на длинном прямостоящем стебле. Изготовление листьев, лепестков. Завершение работы над цветком. Придание эстетического вида, обкручивание стебля зеленой ниткой.
         Цветущая веточка из бисера. Незабудка. Ромашка. Мак полевой. Композиция из бисерных цветов на природной основе.
10. Веночек для куклы (6 часов)
Изготовление цветов и листьев на тонкой проволке. Коллективная работа – изготовление веночка для куклы.
11. Интересные игрушки (34 часа)
Понятие о сувенире. Сувенир в повседневной жизни. Изготовление изделий методом параллельного низания.«Лягушка», «Краб», «Рыбка», «Бабочки», «Черепаха»
12. Изготовление выставочных работ (10 часов)
Коллективная работа-коллаж  «На дне морском», «В поле». Изготовление сувениров для выставки изученными видами плетения.
13. Экскурсии в музеи и на выставки (2 часа)
Посещение художественного, краеведческого музеев, а также различных выставок.
14. Зачетное занятие (2 часа)
Выставка работ кружковцев.

Заголовок 115