Конспект занятия «Как звери к зиме готовятся» группы общеразвивающей направленности с детьми от 4-х до 5-и лет


Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 10 «Березка»
Конспект занятия
«Как звери к зиме готовятся»
группы общеразвивающей направленности с детьми от 4-х до 5-и лет

Ермакова С.И. воспитатель
г. Радужный
Конспект
непосредственно образовательной деятельности
Тема: «Как звери к зиме готовятся»
Цель: Закрепление знаний детей о жизни лесных животных  в осенний период.
Задачи непосредственно образовательной деятельности:
Образования области «Познания»
Уточнять  и закреплять представление о приметах осени, сезонных изменениях в природе; систематизировать знания о лесных животных о том, как они готовятся к зиме;
Развивать умение определять отличительные признаки животных;
Прививать любовь к природе, уважительное отношение к лесным обитателям; умение слушать друг друга.
Задачи интегрируемых образовательных областей:
Образовательная область «Коммуникация»:
Обогащать и активизировать словарь по темам «Приметы осени», «Дикие животные»
Развивать внимание, память, умение стоить и использовать в речи полное предложение
Воспитывать умение слушать воспитателя, друг друга
Образовательная область «Художественное творчество»:
Закрепить технику аппликации из бумаги, способом образования шерстяной нити
Продолжать развивать мелкую моторику
Воспитывать аккуратность в работе с клеем и бумагой, шерстяной нитью
Виды деятельности: познавательно-исследовательская, коммуникативная, продуктивная, двигательная, игровая.
Форумы организации совместной деятельности:
отгадывание загадок, дидактическая игра: «Кто где зимует?», дидактические упражнения для развития логического мышления, работа со схемами, подвижная игра «Поменяем шубки», коллективная аппликация из бросового материала «Ёжик в наре»
Материалы к непосредственно образовательной деятельности:
Аудиозаписи «Звуки леса», магнитофон, магнитная доска, картинки с изображением диких животных, карточки-модели;
Клей ПВА, ножницы, ватман с нанесенным рисунком-разметкой «Ёжик в норке», бросовый материал: остатки пряжи разных цветов, цветовая двухсторонняя бумага, салфетки бумажные.
Предварительная работа: просмотр видео презентации и беседа на тему «Как звери к зиме готовятся», рисование «Медведь в берлоге», дидактическая игра «В кладовой у белки», «Кто здесь лишний», викторина загадок о животных.
Конечный результат на ребенка: ребенок знает основные признаки осени, может рассказать о них, знаком с особенностями приспособления диких животных к зиме, ориентируется в схемах, активно использует ранее полученные знания в беседе, отгадывает загадки.
Ход занятия. 
Дети входят в группу, располагаются на «Лесной поляне» (высаживаются на стульчики - «пенёчки» )Воспитатель - Какое сейчас время года? Какие признаки осени вы знаете?
(Небо серое и хмурое; солнышко реже светит, не такое теплое; часто идет дожди; листья желтеют и опадают; люди тепло одеваются; птицы улетают в теплые краю)Рассказ сопровождается показом зрительных символов (картинок).
Беседа о том, как звери готовятся к зиме.
Воспитатель - Да вы правильно назвали все признаки осени мы собирали урожай, одели теплую одежду – мы готовимся к зиме. Интересно, а лесные звери готовятся к морозам.
Воспитатель, загадывает загадки по мере отгадывания, выкладывает изображение животных (картинки).
1.Загадка:
Лежала между елками
Подушечка с иголками.
Тихонечко лежала,
Потом вдруг убежала.
Ответ: Ёж
Воспитатель - Спинка, бока даже часть головы ежика покрыты острыми игами.
- Как вы думаете зачем? (ответ детей)
Еж осенью готовит себе норку, утепляет ее мхом, сухой листвой.
Выберет место, где листья сухие свернется клубком и начинает кататься по ним. Соберет листья на свои колючки, подбежит к норке, избавится от этих листьев и снова побежал.
- А чем еж питается? (ответы детей)
Охотятся ежи по ночам, осенью они усиленно питаются и толстеют – к зиме готовится. Чтобы залечь в норку и проспать до весны. Еж зимой спит.
2. Загадка
Хозяин лесной, просыпается весной,
А зимой, под вьюжный вой,
Спит в избушке снеговой.
Ответ: Медведь.
Воспитатель – Медведя еще называют косолапым, это так и есть, это видно если посмотреть на его следы: он ставит лапы пятками наружу.
- Чем медведь все лето и осень питается? (ответы детей).
- Медведь на зиму делает запасы? Почему? (ответы детей).
Вот и приходится медведю, как ежу, наедаться и нагуливать жир на всю холодную зиму.
- Где всю зиму спит медведь? (в берлоге)
Но сон медведя очень чуткий, он скорее не спит, а дремлет и слышит все, что происходит вокруг. Поэтому шуметь в зимнем лесу не надо. Зимой берлогу закроет снежное одеяло, тепло будет в ней медведю.
А вот еще один лесной житель.
3. Загадка:                    
Кто зимой холодной
Ходит злой, голодный?
Ответ: Волк.
Воспитатель – Волк тоже к зиме готовится. Шерсть его за лето и осень отрастает и становится очень густой и теплой. Это волку необходимо, ведь спит он прямо на снегу, закрыв хвостом нос и лапы. Волки живут зимой семьями – это волчья стая. Днем они спят, а ночью охотятся. Есть такое выражение: «Волки ноги кормят». Действительно, в поисках пищи он пробегает много километров. У волка широкие, сильные лапы.
- А чем же питается волк? (ответы детей).
4. Загадка:
Хитрая плутовка
Рыжая головка,
Хвост пушистый – краса,
А зовут ее…
Ответ: Лиса
Воспитатель – Идет Лиса тихо, не слышно. Зимой у лисы на лапах отрастает густая шерсть, чтоб не холодно было. Ходит лиса как в валенках.
- Чем питается лиса? (ответы детей)
- Любит она мышей из – под снега доставать. Слух у лисицы хороший, слышит она, как под снегом мыши возятся, пищат, и начинает лапами разгребать.
Воспитатель – Как вы думаете, ребята, а почему волку и лисе не нужно менять цвет шубки?
5. Загадка:
Комочек пуха,
Длинное ухо
Прыгает ловко,
Любит морковку.
Ответ: Заяц.
Воспитатель – Заяц меняет цвет шубки. Какой он был летом, а какой к зиме? Интересно, он меняет цвет шубки. Сначала белеет хвост, потом – задние лапы. Поглядишь на такого зайца, словно на нем белые штаны надеты. Потом белеет спина, за ней -  уши, но не до самих кончиков: они остаются черными.
- Зачем зайцу шубу менять? (ответы детей)
- Кого боится заяц, от кого прячется? (ответы детей)
- Как заяц спасается? (ответы детей)
- Что помогает зайцу так быстро бегать? (ответы детей)
- Где заячий дом? (ответы детей)
Заяц нору себе никогда не роет.  Днем он спит под кустом. В большие морозы зарывается в сугроб - там теплее. Ночью выходит заяц еду добывать.
- Какую? (ответы детей)
6. Загадка
Кто на ветке шишки грыз
И бросал объедки вниз?
Кто по елкам ловко скачет
 И взлетает на дубы?
Кто в дупле орешки прячет,
Сушит на зиму грибы?
Ответ: Белка
Воспитатель – правильно. Это белка. Но посмотрите, раньше она была рыжая, а сейчас какая? (ответы детей)
- Она шубку поменяла на более теплую.
- А как вы думаете, почему цвет шубки стал другим? (ответы детей)
- Какие запасы делает белка на зиму? (ответы детей)
 Всю свою жизнь белка проводит на деревьях. На землю спускается лишь для того, чтобы грибы сорвать. И снова наверх. Грибы белка сушит, натыкая их на острые ветки, а орехи в ямки прячет, которую выкапывает сама среди кустов. Если попадается вам такая кладовая, не трогайте ее, белкам эти орешки нужнее.
- Скажите, какой у белки хвост? (ответы детей)
Хвост у белки, как парашют. Прыгает белка с елки на елку, распушит хвост и плавно опускается на ветку.
- Как называется домик у белки? (ответы детей)
Внутри свое жилище зверек выстилает листьями; в таком дупле обычно один вход, который в сильные морозы белка затыкает своим хвостом.
Молодцы ребята, а сейчас поиграем в подвижную командную игру «Поменяем шубки» (дети встают и делятся на 2 команды, по музыкальному сигналу прыжками двигаются к обручу - одевают «шубку» (жилет), встают в обруч – бегут обратно.)
А сейчас поиграем в игру: «Кто где зимует?» (Воспитатель указывает на картинки и карточки - схемы в разной последовательности, дети отвечают на вопросы: Где зимует еж, белка..? Чья это нора, берлога, дупло, чье убежище..?)Воспитатель – предлагаю выполнить коллективную аппликацию «Ежик в норке» - встаем вокруг стола, перед вами бумага и пряжа – отрываем бумагу, отрезаем небольшие кусочки пряжи и приклеиваем их в норку так, будто ежик выстилал ее листьями (листья бумажные, черешки -  из пряжи). (Задание выполняется под музыку «Звуки леса»)