Классный час Давайте жить дружно (6 класс)


Классный час «Давайте жить дружно»
Класс – 6
Учитель – Вожакова Надежда Михайловна, МБОУ Григорьевская СОШ
Цель: овладение учащимися знаниями и навыками конструктивного разрешения конфликтов.
Задача: отработать приёмы неагрессивного ответа в конфликтной ситуации.
Форма: беседа с элементами тренинга.
Предполагаемый результат: анализ учащимися 6 класса своих отношений с одноклассниками и другими людьми.
Ход классного часа
Организационный момент.
Обсуждение правил работы на занятии:
1). Правило «Активность» - только участник, активно работающий в группе, может почерпнуть полезное для себя и научиться чему-то новому.
2). Правило «Я-высказывание»- каждый высказывает свою точку зрения от первого лица: « Я думаю….», «Я считаю….», «Я чувствую….».
3). Правило «Такт и доброжелательность» - у всех есть достоинства и недостатки. Необходимо терпимо относиться к особенностям человека.
4). Правило «Здесь и сейчас» - не переносить ситуации на прошлое. Не обсуждать происходящее с людьми, не участвовавшими в занятии.
Сообщение темы и цели классного часа.
- Все мы знаем, что в результате конфликтов, ссор и обид портятся отношения и усложняется жизнь. Порою из-за пустой ссоры можно потерять хорошего друга. Сегодня мы будем учиться правильно выходить из конфликта или предотвращать его. Тема классного часа – «Давайте жить дружно»
- Чтобы настроиться на работу, давайте поприветствуем друг друга, встав в круг. Сделаем это по принципу игры «Снежный ком»: вам нужно по очереди называть своё имя с каким-нибудь прилагательным, начинающимся на первую букву вашего имени. Следующий по кругу должен сначала назвать имена с прилагательными предыдущих, затем себя.
(Таким образом, каждый следующий должен будет называть всё больше имён с прилагательными. Обычно это всё-таки прилагательные с положительными значениями.)- Посмотрите, сколько хороших людей в нашем классе. Но, согласитесь, конфликты, ссоры, обиды бывают и у нас.
Основная часть.
1). – Давайте же разберёмся, что такое конфликт в вашем понимании.
Упражнение «Конфликт – это….»
(Ребятам предлагается написать на небольших листках своё определение конфликта. После этого листки складываются в «мешок» и перемешиваются. Ведущий подходит по очереди к ученикам, предлагая взять один из листков и прочитать написанное вслух. Основные слова определений фиксируются на доске.)2). – Ребята, вы в своём возрасте всё равно уже знаете какие-то приёмы выхода из конфликта. Поделитесь. (Высказывания детей).
- В психологии тоже уже описаны некоторые приёмы неагрессивного ответа на давление. Цель применения этих приёмов – не допустить наращивания агрессии.
Ваш спокойный и корректный ответ сгладит ситуацию. Поэтому никакой издёвки или сарказма в голосе быть не должно.
1 приём – «Упс!» Это приём, когда замешательство фиксируется словами: «Я просто растерялся от такого напора».
2 приём – «Я-высказывание». Например: «Когда на меня кричат, я обычно не в состоянии слушать» или «Я прошу вас перейти со мной в другое помещение, и там мы разберём вашу претензию».
3 приём – «Вы-посыл». Например: «Вы хотите сказать, что уверены в том, что…»
4 приём – «Гадости на радости». Например: «Мне приятно, что вы следите за моими успехами».
5 приём – «Ширма». Например: «Я уверен, что такой умный парень, как ты, сделает правильный шаг».
3). Практическая работа в группах.
Каждая группа получает бланк с фразами агрессивного контакта. Задание: вписать варианты ответов, используя один из предложенных приёмов. На работу даётся 5-7 минут, так как в разговоре обычно нет времени долго думать над ответом.
Примеры конфликтных ситуаций:
«И на какую карьеру Вы рассчитываете с такой внешностью?»
«Вам не кажется, что Вы слишком молоды, чтобы претендовать на работу у нас?»
«Почему Вам постоянно звонят во время уроков? Создаётся впечатление Вашей неорганизованности»
«Мне кажется, что из-за небрежности, ты сильно подставишь нашу команду»
«А ты вообще кто такой….»
(В ходе упражнения могут появиться удачные ответы, не вписывающиеся в список предложенных приёмов. Ребята могут стать «авторами» новых приёмов.) 4). Ролевая игра: «В коридоре школы», «В столовой», «В спортзале» (индивидуальный тренинг – дети сами придумывают диалог)
Подведение итогов. Рефлексия.
- Что уже знали и что нового узнали?
-Что стало неожиданностью?
СОВЕТЫ ПСИХОЛОГА ПЕДАГОГАМ
«Как избежать детской агрессии»
Т.В.Щербина:
Драка у детей, к сожалению, превращается в единственное средство выяснить отношения. Каким должно быть поведение учителя, чтобы исключить случаи детской агрессии?
1). Демонстрировать модель неагрессивного поведения.
2). Обучать адекватным способам проявления гнева.
3). Нарабатывать конструктивное поведение в конфликтных ситуациях.
4). Быть последовательным в применении наказаний, наказывать только за конкретные поступки.
5). Наказания не должны унижать достоинство ребёнка