Конспект урока по литературному чтению ( обучение грамоте) в 1 классе по теме:«Буквы М,м и звуки[ м], [ м’].»

Конспект урока по литературному чтению ( обучение грамоте) в 1 классе по теме:
«Буквы М,м и звуки[ м], [ м’].»
(урок разработан по ФГОС)

Дидактическая цель: создать условие для открытия новых знаний.

Тип (вид) урока: урок- открытие

Задачи урока:
познакомить с буквой М, м; учить выполнять звукобуквенный анализ слов, плавно читать по слогам с переходом на чтение целыми словами;
познакомить с понятием «дружба»;
развивать фонематический слух, память, внимание, речь.
формировать умение слушать и корректно оценивать ответы одноклассников.
Перечень УУД (универсальных учебных действий), выполняемых учащимися на данном уроке
Личностные: действие самоопределения.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.
Познавательные (логические): анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков; постановка и формулирование проблемы; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, сравнение моделей с целью выделения звуков, обозначаемых новой буквой.
Общеучебные: умение структурировать знания; оценка процесса и результатов деятельности.
Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи, планирование, прогнозирование; волевая саморегуляция; оценка-выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, прогнозирование.

Методы обучения: деятельностный метод обучения
создание проблемной ситуации;
поисковый;
наглядно-иллюстративный;
словесный

Формы организации деятельности:
парная
индивидуальная

Средства обучения:
учебник, ч.1
рабочая тетрадь, ч.1
мультимедиа проектор
наглядные пособия








Этап
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Универсальные действия

I Самоопределение к деятельности
- Прозвенел звонок,
Встали на урок.
- Ребята, проверьте, все ли необходимые принадлежности у вас на партах.
Организовывают рабочее место
Личностные: самоопределение;
Регулятивные: целеполагание;
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

II Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности

- Ребята, пока я шла к вам на урок, мои буквы запутались. Их надо правильно расставить.
- Я буду называть букву, а вы ее пишите себе в блокнот в нужный ряд.

а о у э ы
я ё ю е и
Ребята самостоятельно выполняют задание учителя, а один ученик у доски.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
Познавательные: логические – анализ объектов с целью выделения признаков.

III Постановка учебной задачи






























































































IV Первичное закрепление.










































































































V Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону










































VI Рефлексия деятельности






-Если дружбой дорожить, можно спорить и дружить,
И не вспыхнет ссора из любого спора.
У доски 5 учащихся, в руках держат карточки, на них изображены: дом, рука, уж, жук, барабан, арбуз.
– Назовите первый звук в каждом слове.
– Составьте из этих звуков слово. (Дружба.)
– Как вы понимаете слово «дружба»? (Ответы детей.)
– Послушайте стихотворение о дружбе.
Дружба – главное чудо всегда,
Сто открытий для всех настоящее.
И любая беда – не беда,
Если рядом друзья настоящие.
– Дружба нужна взрослым и детям в любой жизненной ситуации. А как вы думаете: с чего начинается дружба? (Наверное, с улыбки.)
– Так же считают поэт М. Пляцковский и композитор В. Шаинский, которые написали песню «Улыбка». Послушайте ее, а кто знает слова – подпевайте.
Звучит песня «Улыбка».
– О чем эта песня? У кого в классе есть друзья? Какие чувства вы испытываете, когда встречаетесь с другом?
– Рассмотрите картинку. Кто изображен? (Дети.)
– Маша и Миша поссорились. Из-за чего? Маша говорит, что их имена начинаются с одной буквы, а Миша считает, что с разных. Сегодня на уроке мы узнаем: кто из них прав и почему?

1. Звукобуквенный анализ слов «Маша» и «Миша» с помощью цветных фишек.
– Выделите интонационно 1-й звук в слове «Маша».
– Он гласный или согласный?
– Какой это согласный: твердый или мягкий?
– Какую фишку возьмем для обозначения звука?
Аналогично проводится работа с другими звуками.
– Выделите интонационно 1-й звук в слове «Миша».
– Он гласный или согласный?
– Какой это согласный: твердый или мягкий?
– Какую фишку возьмем для обозначения звука?
Аналогично проводится работа с другими звуками.
– А какой буквой обозначаются звуки [м], [м’]? (Буквой М.)
Вот качели – буква М!
Здесь качаться можно всем!
Е. Тарлапан
– Из каких элементов состоит буква М?
– На что похожа буква М?
– Вот Маша и Миша помирились. Их имена начинаются с одной буквы М.
– А теперь впишите в схемы имена детей. Какие еще буквы вы можете вписать?

Учащиеся выполняют упражнение «Мостик дружбы». Учитель просит детей по желанию образовать пары, придумать и показать мостик (при помощи рук, ног, туловища). Затем построить мостик втроем, вчетвером и т. д. Заканчивается упражнение тем, что все берутся за руки, делают круг и поднимают руки вверх, изображая «Мостик дружбы».
2. Чтение слогов. Работа по учебнику.
Вышел ёжик погулять, грибов-ягодок собрать, А за ним ежатки, малые ребятки. «Все сюда скорей, я шел и вам буковку нашёл».
– Какую букву нашёл ёжик?
Прибежал веселый А, почитали дети – ма. Прибежал задорный О, прочитали дети – мо. Прибежал зазнайка Я, прочитали дети – мя. Прибежал пузатый Ы, прочитали дети – мы. Прибежал игривый И, прочитали дети – ми. Прибежал упрямый У, прочитали дети – му. Прибежал забияка Ё, прочитали дети – мё. Прибежал тихоня Ю, прочитали дети – мю. Прибежал обжора Э, прочитали дети – мэ. Прибежал звонкий Е, почитали дети – ме.
ма – мо – мя – мы – ми
му – мё – мю – мэ – ме
3. Составление слов.
– Составьте слова с данными слогами и выделите звуки [м], [м’] интонационно.
4. Работа по рабочей тетради «Я учусь писать и читать».
1) Задание для нечитающих детей «Закрась. Напиши».
– Закрасьте части рисунка, в которые вписана буква м.
– Впишите букву м в пустые квадратики.
– Прочитайте получившиеся слова. (Мама, яма, мы, ум, имя.)
Найдите и подчеркните такое слово, в котором звуков больше, чем букв. (Яма.)
– Объясните, почему в слове «яма» звуков больше, чем букв? (Буква я в начале слова обозначает два звука – [й’] и [а].)
– Назовите только те слова, в которых два гласных звука. (Мама, яма, имя.)
– Назовите слово, в котором буква м обозначает мягкий согласный звук. (Имя.)
2) Задание для читающих детей «Сообрази. Напиши».
– Перед вами две строчки слов.
– Посчитайте, сколько слов написано в первой строчке. (2 слова.)
– Как вы думаете, какие буквы пропущены во всех этих словах? (Каждая буква зашифрована цифрой.)
– Впишите буквы в клеточки и прочитайте получившиеся слова. (Мама, лама.)
– Объясните, что общего у слов «мама» и «лама»? (В словах три одинаковые буквы – а, м, а.)
Аналогично выполняется вторая часть задания. Учитель предлагает закончить выполнение задания самостоятельно.
Проверка работы. (Мимо, мяу, яма.)
5. Чтение и анализ стихотворения В. Орлова.
– Прочтите название стихотворения. («Кто кого?»)
– Кто автор? (В. Орлов.)
– Прочтите слова, записанные на доске, сначала по слогам, а затем целыми словами.
О-би-дел – обидел.
У-да-рил – ударил.
Дру-жи-ли – дружили.
Не по-де-ли-ли – не поделили.
Чтение стихотворения В. Орлова «Кто кого?» читающими детьми.
– О ком это стихотворение?
– Кто задает вопросы мальчикам?
– Как в стихотворении относятся к детям? Ругают или помогают разобраться, сделать правильный вывод?
– Какие слова надо сказать своему другу, когда вы хотите помириться?
– Что обозначает выражение «водой не разольешь»? (Ответы детей.)
– Послушайте стихотворение Б. Заходера «Мы – друзья».
С виду мы не очень схожи: Петька толстый, я худой,
Не похожи мы, а всё же Нас не разольёшь водой!
Дело в том, что он и я – Закадычные друзья! Всё мы делаем вдвоём. Даже вместе... отстаём!
Дружба дружбою, однако И у нас случилась драка. Был, конечно, важный повод. Очень важный повод был! Помнишь, Петя? – Что-то, Вова, позабыл! – И я забыл... Ну, неважно! Дрались честно, Как положено друзьям: – Я как стукну! – Я как тресну! – Он как даст! – А я как дам!..
Скоро в ход пошли портфели. Книжки в воздух полетели. Словом, скромничать не буду – Драка вышла хоть куда! Только смотрим – что за чудо? С нас ручьём бежит вода! Это Вовкина сестра Облила нас из ведра!
С нас вода ручьями льётся, А она ещё смеется: – Вы действительно друзья! Вас водой разлить нельзя!
– Поднимите руки, кто еще не имеет друга. Кто хотел бы найти себе друга? Для чего нужны друзья? (Дети высказывают свое мнение: с ними веселее, они помогут в трудную минуту.)
6. Работа по учебнику. Соотнесение слов и картинок.
– Назовите изображенные предметы. (Велосипед, ведро, брюки, рубашка, платье, кубики.)
– Покажите и назовите все предметы одежды. (Брюки, рубашка, платье.)
– Прочитайте слова, написанные под картинками. (Моя, моё, мой, мои.)
7. Работа в парах.
– Соедините стрелками предметы, к которым подходит слово «моя» («моё», «мой», «мои»). (Моя – рубашка; моё – ведро; платье, мой – велосипед; мои – брюки, кубики.)
– Назовите другие предметы, к которым подходят слова: «моя» («мое», «мой», «мои»).
– Прочитайте слова, написанные в самом низу. Скажите, что общего у всех этих слов. (Во всех словах есть буква м.)
– Прочитайте слова, в которых по одному гласному звуку. (Ум, мы.)
– Прочитайте слова, в которых по два гласных звука. (Мама, яма, умы, мимо.)
– Прочитайте слово, в котором звуков больше, чем букв. (Яма.)
– Назовите букву, которая в этом слове обозначает два звука. (Буква я.)
8. Дифференцированная работа по учебнику.
а) Задание для нечитающих детей (под руководством учителя):
– Прочитайте начала предложений и закончите их.
– Найдите в этих предложениях слова, в которых звуков больше, чем букв. (Моё.)
– В чьих именах есть звук [м] или [м’]? Произнесите, интонационно выделяя этот звук.
б) Задание для читающих детей (самостоятельная работа):
– Прочитайте стихотворение Г. Виеру и ответьте на вопрос.
Проверка выполнения заданий.

– Что нового узнали на уроке? С какой буквой познакомились?
– Какие звуки обозначает буква М?
– Всегда ли буква М обозначает мягкие согласные звуки? Какой еще звук обозначает буква М? (Твердый согласный.)
– Какой фишкой обозначим твердый согласный звук? (Синей.)
– Перед какими гласными буква М обозначает твердый согласный звук (мягкий согласный)?
– Какой фишкой обозначим мягкий согласный звук? (Зеленой.)
Если есть друзья на свете –
Все прекрасно, все цветет.
Даже самый сильный ветер,
Даже буря не согнет.
Мы и в дождь, и в снег, и в стужу
Будем весело шагать.
При любой погоде дружим –
Дружбы этой не порвать.

.


































































































































































































































Дети поднимают смайлики и ведется устная характеристика работы каждого ученика.
Регулятивные: контроль, коррекция, оценка;
Познавательные: общеучебные – умение структурировать знания, рефлексия способов и условий действия.




























Познавательные: синтез как составление целого из частей.










Регулятивные: контроль, коррекция, оценка;
Познавательные: общеучебные – умение структурировать знания, рефлексия способов и условий действия.








Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже освоено, и что еще подлежит усвоению;
Личностные: самоопределение.












Личностные: самоопределение






















































































Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

















































































Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
Познавательные: рефлексия;



15