Урок по литературному чтению (обучению грамоте) для 1 класса «Буквы Х, х и звуки [х], [х]»


Конспект урока литературного чтения
(обучение грамоте)
в 1 классе
«Исполнение ФГОС на первой ступени
общего образования»
Тема «Буквы Х, х и звуки [х], [х’]». Учитель: Демахина Т.В.

Цель урока: создать условия для открытия новых знаний.
Тип урока: Урок-открытие.
Задачи урока:
Познакомить с новыми звуками и буквой, которая обозначает на письме эти звуки;
Учить выполнять звуковой анализ слов, читать по слогам с переходом на чтение целыми словами;
Развивать фонематический слух, память, внимание, речь;
Формировать умения слушать и корректно оценивать ответы одноклассников.
Методы обучения: деятельностныйСоздание проблемной ситуации;
Поисковый;
Наглядно-иллюстративный;
Словесный.
Формы организации деятельности:
Индивидуальная;
Коллективная;
Парная.
Средства обучения:
Мультимедийный проектор;
Наглядные пособия;
Дидактический материал;
Макбуки.
Основные этапы
урока. (Время) Содержание урока Формирование УУД
1.
Этап мотивации (30 сек) Учитель:
Прозвенел и смолк звонок,
Начинаем наш урок.
- Желаю вам, ребята, подняться сегодня на ступеньку выше в своих знаниях.
Личностные УУД
(самоопределение).
Создание ситуации успеха.
2. Актуализация знаний.
Постановка учебной задачи.
(5 мин) Хаврошечка:
-Здравствуйте ребята и уважаемые гости. Меня зовут Хаврошечка и пришла я к вам на урок не с пустыми руками.
Хлеб с горбушкой золочёной
Шёл он к нам издалека.
С караваем соль подносим,
Поклонясь отведать просим,
Дорогой наш гость и друг
Принимай хлеб-соль из рук.
Учитель:
-Ребята, почему именно Хаврошечка пришла к нам сегодня на урок и преподнесла нашим гостям хлеб?
- Как же будет звучать тема сегодняшнего урока?( Сформулируйте тему нашего урока)
Дети:
- Звуки [х] и [х’] и буква, которая их обозначает.  
    - Чему мы будем учиться на уроке?
( Открывать новые знания )       
Учитель:
- Какие личностно-значимые цели мы поставим перед собой?
Давайте вместе определим задачи урока:
Познакомиться с … (новыми звуками и буквой.)
Охарактеризовать … (звуки [х] и [х’] и отличать их от других звуков.)
Учиться читать … (слоги, слова и предложения с новой буквой.)
Познакомиться …(с новым произведением.Поработать …( на макбуках)

Познавательное
УУД (логическое).
Анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков.
Личностные УУД (позволяют сделать обучение осмысленным)
Личностное УУД (жизненное самоопределение)
3.
Этап построения
проекта
коррекции
выявленных
затруднений.
(Работа над новым материалом ).
(8 – 10 мин)
4.
Первичное закрепление.
(3 мин)
1) Работа по схемам.
 Учитель:
 Отгадайте загадку, которую принесла Хаврошечка:
-Обратимся к звуковым моделям этого слова.

 
4з.,4 б.
[ х л' э б ]- Сколько звуков в слове хлеб?
- Вычлените первый звук и охарактеризуйте его. В транскрипции запишем с помощью символов звуки.
- Вычлените второй, третий…
- Сколько в слове звуков? Сколько букв нам потребуется , чтобы записать услышанные звуки?
- Сколько в слове слогов?
-Чем воспользовались? ( Правило!)
- Будем ли делить слово на слоги?
- Нужно ли в этом слове ставить ударение?

 
3з.,3 б.
[ х' э к ]- Сколько звуков в слове хек?
- Вычлените первый звук и охарактеризуйте его. В транскрипции запишем с помощью символов звуки.
- Вычлените второй, третий…
- Сколько в слове звуков? Сколько букв нам потребуется, чтобы записать услышанные звуки?
- Сколько в слове слогов?
-Чем воспользовались? ( Правило!)
- Будем ли делить слово на слоги?
- Нужно ли в этом слове ставить ударение?
-Сравните звуки, обозначенные стрелочками.
- В чём отличие звуков? (Один мягкий, другой твёрдый)
Слов на х есть вереница
Х –хорёк и хь… продолжите называть слова, в которых встретятся звуки х и хь : в начале слова, в середине, в конце.
- Давайте сделаем вывод, какие по характеристике новые звуки.
ВЫВОД. Звуки [х], [х’] – согласные, всегда глухие, могут быть тв., мяг., непарные.
Открываем маки.Перволого.
- Закрепим полученные знания, выполнив работу на макбуках. Прочитаем задание.
( Соотнесите картинку со схемой)
- Все ли картинки вы распределили?
-Почему?
-Сверим ваши работы с эталоном.
-Просигнальте если у вас так.
-Закрыли маки.
-Выполнена ли нами первая задача?
2) Знакомство с буквой
Учитель:
- Звуки [х] и [х’] обозначаются на письме буквами «ха» - строчной                                   (маленькой). «Ха» - большой (заглавной).
- Зачем нужна заглавная буква?
ВЫВОД.
Имена собственные и начало предложений пишутся с большой буквы, а остальные слова – с маленькой.
3) Конструирование буквы.
- На что похожа буква Ха?
( Ха – забавная игрушка,Деревянная вертушка –
Ветру вольному подружка.)- Вернёмся к задачам урока.
- Решили мы вторую задачу?
ФИЗМИНУТКА.
- Потрудились, теперь отдохнём.
Хомка раненько встаёт,
Щёчки моет, шейку трёт.
Подметает Хомка хатку
И выходит на зарядку. Познавательные УУД (информационные: поиск нужной информации, работа со схемами, моделями, ориентироваться).Познавательные УУД (логические): анализ объекта с целью выделения существенных признаков.
Регулятивные УУД (мыслительныеоперации): решаются путём привлечения интриги.  Суждения детей взаимно дополняют друг друга и не вступают в противоречие.
Познавательные УУД (логические): установление причинно-следственных связей.
Познавательные УУД (логические): подведение под понятие.
5.
Включение нового знания в систему знаний.
(7 мин) Чтение слогов с новой буквой.
- Посмотрите на задачи урока.
Первую задачу мы выполнили.
- Вторую  достигли.
- Посмотрите на 3 задачу. Будем её решать.
- Почитаем слоги .ха ху ох хе хы ух хё хи эх хя юх- По каком принципу можно распределить слоги на две группы?
- Назовите.
-Прочитайте слоги, в которых буква Ха обозначает твёрдый согласный звук.
А теперь мягкий согласный звук.
-Назовите слово со слогом Хи.
Регулятивные УУД (мыслительные операции) и познавательные УУД
5.
Включение нового знания в систему знаний.
(7 мин) 1) Чтение столбиков слов с новой буквой.
- Поработав над слогами, мы переходим к следующему этапу – это чтение слов с новой буквой.
-Прочитайте слова. Что общего во всех этих словах( во всех словах есть буква ха)
- Назовите, которые состоят из одного слога, из двух , из трёх.
- Что помогает вам быстро и чётко определять количество слогов? ( Правило)
Открываем маки. Перволого- Прочитайте задание. Необходимо к словам, с которыми мы работали подобрать подходящие по смыслу.
- Выполним проверку. Назовите словосочетания. Что такое словосочетание?
-Обратимся к нашим задачам урока. Справились мы со следующей задачей?
2)Работа над предложением.
- Составьте предложение со словосочетанием вкусный хлеб
- Уточните, какая главная составляющая, помогающая нам понять, что это предложение?
Открываем маки. Перволого.
- Прочитаем задание. Соберите из группы слов предложение.
- Прочитайте. Докажите, что у вас получилось предложение.
-Проверьте с эталоном. Просигнальте, у кого так.
- Обратимся к нашим задачам. Справились ли мы?
Вывод:
Коммуникативные УУД: инициативное сотрудничество в парах.
Познавательные УУД (информационные).
Коммуникативное сотрудничество как взаимодействие.
Познавательные УУД (логические):
анализ объектов целью
выделения в них существенных признаков.
6.
Задания на развитие речи и умение работать с текстом.
(4 мин) -Чем является это предложение?
( Пословица)
-Закрыли маки.
-Какие ещё пословицы о хлебе вы знаете?
-О хлебе на Руси много писали и пишут пословиц, загадок, сказок и рассказов.
- Обращаемся к следующему этапу урока.
-Чему будем учиться?
-Прочитайте название. Кто автор?( Хлеб, Ю. Яковлев)
-Спрогнозируйте, о чём пойдёт речь в рассказе?
- Послушайте внимательно и задумайтесь, какова тема и идея произведения.
-Оправдались ли наши предположения?
-Какими воспоминаниями детства поделился с нами писатель Юрий Яковлев?
Открываем маки.Перволого- Обратимся ещё раз к предложению , которое мы составили. Подумайте, чем оно является темой или идеей?
- Что такое тема?
-Выберите правильный ответ.
-Проверим. Докажите, что это тема.
-Кому улыбнулась Хаврошечка?
-Что же такое идея?
-В чём смысл идеи?
- Закрыли маки.
- Какой урок на всю жизнь преподнесла мама?
- Что осталось у вас на душе?
Какой совет вы бы дали детям, которые поступают так же?
-Что вы делаете, если у вас остаются кусочки недоеденного хлеба?
-Какой вывод мы сделаем?
Личностные УУД:
эстетическая ориентация: пословицы, поговорки, загадки.
Познавательные УУД (подведение под понятие)
7.
Итог урока.
Рефлексия.
(2 мин) - Посмотрите на план. Справились ли мы с последней нашей задачей? Все задачи выполнены. Выполняли мы их вместе.
- Какое открытие мы с вами сделали?
-Какое задание было самым трудным?
Какое было интереснее всего выполнять?
- Выполнены ли личностно-значимые?
- Как светло стало в нашем классе, а освещают наш класс солнышки, которые вы зажгли.
- Ребята, поднялись ли мы с вами на ступеньку выше в наших знаниях?
- Что нам помогло достигнуть таких успехов?
8. Самооценка
Работы. Оцените свою работу.
Открываем маки. ПервологоПоместите тот объект, который подтверждает успешность выполнения вашей работы на уроке.
Молодцы! Закрыли маки.
Благодарю за урок. Регулятивные УУД
(контроль и самооценка процесса и результатов учебной деятельности)