Конспект урока по обучению грамоте в 1 классе. Звук О, буквы О,о.


Конспект урока по обучению грамоте в 1 классе
Тема: «Звук О, буквы О, о»
Разработали: учитель – логопед Истерина Наталья Павловна
Цели:
Образовательные:
Уточнить и закрепить артикуляцию гласного звука [О].
Учить выделять гласный звук в начале, середине, конце слова.
Познакомить с буквой О,о.
Развивать устную речь, логическое мышление, внимание,умение сравнивать, анализировать и делать выводы,
Развитие слухового и зрительного внимания, фонематического восприятия, памяти, мышления, речевого дыхания, просодической стороны речи, основ звуко-буквенного анализа.
Развитие словарного запаса, грамматического оформления речи, связной речи.
Совершенствование общей и мелкой моторики, формирование мотиваций обучения.
Воспитывать наблюдательность к языковым явлениям, интерес детей к учебной деятельности.
Планируемые результаты:
 Познавательные:
Умение ставить цели к уроку;
осмысление значения слов «буква»,  «звук»; умение строить речевые высказывания.
Коммуникативные:
работать в группе, слушать собеседника и вести диалог;
проявлять активность во взаимодействии, в игре для решения коммуникативных и познавательных задач.
 Регулятивные:
выбирать действия в соответствии с поставленной задачей;
вырабатывать самостоятельность.
 Личностные:
Проявлять интерес к изучению темы, осознание своей успешности на уроке,
Развитие доброжелательности, доверия и внимательности к окружающим.
Оборудование:
Презентация, индивидуальные зеркала, волшебный мешочек с пластмассовыми буквами, шнурочки, пластилин, карточки для пластилина, картинки: ослик грустный, ослик веселый.
                                         
 Ход урока
Организационный момент.        
Логопед: Первым сядет тот, чье имя начинается со звука [А], [Н], [Е], [Д], [С], [Э], [И], [Р].
Сообщение темы.
Логопед: Ребята, посмотрите, к нам сегодня пришел гость. Кто это? (Почтальон Печкин) Почтальон Печкин принес сегодня нам письмо, а от кого оно вы узнаете, когда отгадаете загадку. Слушайте:
Листья желтеют, с деревьев слетают,
Прячутся звери в лесу.
Ветер холодный всех продувает,
Тучи нам дождик несут.
Солнце хоть светит,
Но все же не греет.
Не зеленеет трава.
Птицы все в стаи собрались скорее.
Что за пора к нам пришла?
Логопед: - Подумайте! О каком времени года говорится в загадке. Правильно это Осень.
Слайд 2. Логопед:
-Какой первый звук в слове Осень? Правильно звук [О]. Сегодня мы отправляемся в осеннее путешествие вместе со звуком [О].
Артикуляционная гимнастика.
Логопед: - Осень подарила нам картинки, посмотрите, кто изображен на картинках. Слайд 3. Бегемот, лягушка, слон, рыбка.
Логопед: - А теперь давайте мы с вами попробуем изобразить животных, слушайте внимательно мои слова:
Слайд 4. Улыбаются, смеются, а глаза у них как блюдца (картинка лягушки),
Слайд 5. Подражаю я слону губы хоботом тяну (слон),
Слайд 6. Открывает рыба рот и не слышу, что поет (рыбка).
Слайд 7. Открывает бегемот широко огромный рот (картинка бегемота),
Логопед: - Бегемоты очень любят бублики. Давайте его угостим бубликом.
Характеристика звука [О].
Слайд 8.
Логопед: - Ребята посмотрите, с нами опять играет Звуковичок. Сегодня он показывает звук [О].
Поиграем со звуком О,
Пропоем его легко!
Чуть мы губки округляем
И вперед их выдвигаем,
Не мешает ничего
Ветерку со звуком О –
Мимо язычка,зубов,
Без усилия, трудов
Восторгается, поет,
Полетать с собой зовет.
Логопед: - Посмотрите, как я его произношу. (губы округлены и немного выдвинуты вперед). Произнесите звук [О]. Посмотрите на картинку (схема произнесения звука [О])
Слайд 9. Рассматривание профиля звука [О], обратить внимание на положение языка и губ (губы округлены, слегка вытянуты вперед, зубы закрыты губами, язык лежит на дне ротика, горлышко работает) КОНТРОЛЬ.
Логопед: - Звук [О] – гласный. Когда мы произносим звук [О]: воздух во рту не встречает преграды, произносится голосом – гласом (работает горлышко), поэтому его так и называют – гласный звук.
Фонетическая гимнастика.
Слайд 10. Картинка-символ: - Хороша кукла Маша, только зубы у нее болят: ооооооо. (вдох, на выдохе) Как охает старушка? Ох-ох-ох. (вдох, на выдохе)
Игра: «Кто самый внимательный»
Выделение звука [О] из ряда гласных звуков.
- Услышишь звук [О], хлопни в ладоши:  а-и-о-у-и-о-а-у-о-и-а.
Зрительная гимнастика. Слайд 11. «Осень» (опадают листочки, улетают птицы, двигаются тучи, появляются грибы).
Логопед: - Когда листья опадают, как это называется? Листопад.
Физкультминутка «Листопад»
Мы листики осенние.
На ветках мы сидели.
Ветер дунул – полетели.кружатся
Мы летели, мы летели
И на землю тихо сели.присели
Ветер снова набежал
И листочки все поднял.кружатся
Закружились полетели
И на землю тихо сели.садятся на места.
«Хлопни, когда услышишь…» Произношение звука [О] в слогах:
Ох, ам, на, фо, ро, ла, шо…
Логопед: -Наше осеннее путешествие продолжается.
Слайд 12. Посмотрите мы попали в гости к ослику.
Ослик очень огорчен.
Со звуком О он не знаком.
Кто же ослику поможет –
Все картинки назовёт.
Помнить надо вам одно –
Все картинки со звуком О.
- Давайте поможем ослику назвать картинки, в названии которых есть звук О: солнышко, лимон, голубь, сом, ножницы, слон, насос, кот, волк, колобок.
- Ребята, назовите картинки, где звук [О] стоит в начале слова (ослик), в середине слова – все остальные.
Проговаривание чистоговорок:
О-о-о – я надел пальто.
О-о-о- мне тепло.
Составление предложений по картинке.
Логопед: – Ребята, придумайте предложения со словами выше названными (дети составляют предложения).
Логопед: - С каким звуком сегодня мы познакомились? Он какой? (гласный) Почему он гласный? (потому что нет преград). Наше осеннее путешествие продолжается сейчас вы будете знакомиться с буквой О.
Учитель: - Ребята, ослик рад встрече с вами. Он принёс новую букву (картинка ослика с буквой О,о).
Загадка: В этой букве нет угла
Оттого она кругла.
До того она кругла,
Покатиться бы смогла. (буква о)
Физминутка для глаз
Ослик ходит, выбирает,
Что сначала съесть не знает. (обвести глазами круг)
Наверху созрела слива,
А внизу растёт крапива,
Слева – свёкла, справа – брюква,
Слева – тыква, справа – клюква,
Снизу – свежая трава,
Снизу – сочная ботва.
Выбрать ничего не смог
И без сил на землю лёг. (Зажмурить глаза: учитель меняет картинку с изображением грустного ослика)
Учитель: - Что изменилось на картинке? (У ослика испортилось настроение)
Хотите узнать почему? Ослик потерял свою любимую букву. Давайте поможем ему найти.
- Рассмотрите букву О. Какая форма у этой буквы? Назовите предметы в окружающем мире, похожие на букву О. (ответы детей)
Задание1 – Пушистые шнурочки (дети конструируют букву О, показывают учителю)
Задание 2 – Работа с пластилином (используя технику размазывания, дети создают букву)
Задание 3 – «Волшебный мешочек» (узнать букву О на ощупь среди других букв)
Рефлексия
- С какой буквой познакомились?
- Какую форму имеет буква О?
- Кто знает букву О - поделится с осликом, а кто ещё не запомнил букву, оставьте ее себе. (дети вывешивают свои буквы на доску).