Технологическая карта урока Повторение изученного об имени прилагательном, 6 класс




Технологическая карта урока
Класс: 6
Учебный предмет: русский язык
Учитель: Федосова Татьяна Николаевна
Тема урока: Повторение изученного об имени прилагательном.
Тип урока: урок общеметодологической направленности

Цели урока:
деятельностная: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, связанных с поиском и выделением информации, а также с прогнозированием результатов своей деятельности; формирование ключевых компетенций учащихся: информационной (умение анализировать информацию и переводить ее из одной формы в другую), проблемной и коммуникативной.
содержательная: развитие речевых способностей учащихся и потребности в эстетическом совершенствовании своей речи, показать роль прилагательного в тексте, морфологические признаки прилагательного, синтаксическую роль в предложении, научить употреблять прилагательные в речи.

Планируемые образовательные результаты.
Предметные: знать определение имени прилагательного, правописание имен прилагательных; уметь находить имена прилагательные в тексте, согласовывать с именами существительными.
Метапредметные: применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать русский язык как средство получения знаний по другим учебным предметам.
Личностные: желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом созидательном процессе; осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества.

Формируемые универсальные учебные действия.
Познавательные:
развивать чувство языка: на основе лексических и грамматических значений слов и предложений предполагать содержание предложения, строить его, используя законы связи слов и оформления предложения;
решать орфографические задачи;
понимать, осознавать суть заданий;
демонстрировать умение применять, использовать теоретические знания в практической деятельности;
объяснять и уточнять значение отдельных слов и выражений;
отвечать на вопросы, аргументируя свой ответ.
Регулятивные:
определять и формулировать тему урока;
определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
осуществлять контроль и оценку по выбранным критериям;
проговаривать последовательность действий на уроке;
определять последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата;
самостоятельно формулировать задание, определять его цель;
контролировать своё поведение при работе в группе;
ставить цели собственной познавательной деятельности.
Личностные:
самоопределение;
сопоставлять оценку своей деятельности с оценкой одноклассников и учителя.
Коммуникативные:
слушать выступления одноклассников, дополнять ответы по ходу беседы;
высказывать и аргументировать своё мнение;
формулировать вопросы и ответы;
участвовать в работе группы, планировать свою часть работы;
оформлять свои мысли в устной речи с учётом учебной задачи.

Форма организации учебной деятельности: коллективная, групповая, индивидуальная, парная
Оборудование: экран, компьютер, мультимедийный проектор
Наглядно-демонстрационный материал: презентация по теме урока, карточки с заданиями

Ход урока
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся

1.Мотивация к учебной деятельности. (5 мин.)
Цель:
- мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки;
- осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности, создание предпосылок для эмоционально комфортной обстановки на уроке.

Приветственное слово учителя:
- Добрый день, ребята. Наш урок мне хотелось бы начать стихотворением:
Улыбнись! Даже если на сердце темно
И мешают в дороге ошибки,
Посмотри, заглянул новый день к нам в окно,
Разве это не стоит улыбки?
Давайте улыбнёмся началу нового дня и друг другу. А теперь присаживайтесь на свои места. Я надеюсь, что вы сегодня будете активно работать на уроке и что у нас все получится.
Как часто мы называем осень скучной, унылой порой Может быть, это действительно так?
Осенний скучный день. От долгого дождя
И камни мостовой, и стены зданий серы;
В туман окутаны безжизненные скверы,
Сливаются в одно и небо, и земля.
В.Брюсов [1; 265 ]
То ли дело – зима: всё блестит, укутавшись в белый снег, и на коньках можно кататься, и на лыжах, как на крыльях, слететь с горы
Или лето: тепло, солнце светит ярко, зеленая трава щекочет босые ноги, ягоды издают такой аромат, что трудно удержаться и не сорвать их, речка так и манит к себе
Весной тоже идет дождь, но солнце такое весёлое. И так удивительно, когда только что вчера голые деревья вдруг вспыхивают нежной зеленью
-Ну а осень? Чем же она хороша? (Ответы учащихся)


- А ведь и осень совсем не скучная. И об этом лучше всего нам скажут стихотворения поэтов.
- Молодцы! Каждый видит осень по-своему. Ведь осень так разнообразна! Осень удивительных красок, осень самых разных ветров, осень проливных дождей то по-летнему теплых, то по- осеннему холодных
- А какая часть речи помогает нам увидеть такую разную осень?
- Да, ребята, именно имя прилагательное – часть речи интересная,
Широко в миру известная:
Опишет любой предмет –
В этом ей равных, правда, нет.
Речь с ней выразительна,
И точна, и удивительна.
Чтоб красиво говорить
Ею нужно дорожить.
- Вы уже знакомы с этой удивительной частью речи из курса начальной школы, а в пятом классе очень много о ней узнали. Как вы думаете, как будет звучать тема сегодняшнего урока?
- Итак, тема нашего урока «Повторение изученного в 5 классе по теме «Имя прилагательное»»
- Давайте определим цели нашего урока?
(Ученики говорят об основных знаниях и умениях).
Опорные фразы:
1.Повторить изученное о
2. Учиться . .... в речи.
3. Уметь согласовывать .. с . .


- А теперь откройте тетради, запишите число, классная работа и тему нашего урока.
Приветствуют учителя, друг друга, проверяют готовность к уроку, психологически настраиваются на урок.





























Фронтальная работа
Отвечают дети (Деревья красивы от разноцветных листьев. Листья кружатся и падают, как золотые монеты. Природа кажется нарядной, яркой и т.д.)
Учащиеся читают стихотворения об осени, подобранные к уроку самостоятельно. На слайдах презентации - пейзажные зарисовки.


- Имя прилагательное










Дети называют тему: «Повторение по теме «Имя прилагательное»» (слайд)







Учащиеся ставят цели и задачи урока по опорным фразам.


2.Актуализация знаний и пробное учебное действие. (10 мин.)
Цель:
- актуализировать учебное содержание, необходимое для изучения нового материала;
- актуализировать мыслительные операции: сравнение, анализ, обобщение;
- зафиксировать затруднение при выполнении учащимися пробного учебного действия
Этап повторения пройденного
Вступительное слово учителя
Имя прилагательное делает наш мир ярче и интереснее. Но необходимо очень хорошо знать ее, уметь с нею обращаться.
2.1. Работа в группах.
- Ребята, сегодня я приготовила для вас интересные задания, разложила их в конверты. Но, когда я шла в школу, налетел ветер-озорник, я выронила конверты и все задания рассыпались. Я очень спешила на урок, поэтому не успела вновь все разложить.
У вас на столах лежат большие конверты, в них - листочки со словами. Вы должны выбрать все, что касается имени прилагательного как части речи, и подготовить связанный ответ.
Помните, что вы работаете в группе, а значит, необходимо соблюдать определенные правила.
Посмотрите на слайд и вспомните их.
Слушай, что говорят другие.
Делай выводы об услышанном, задавай вопросы.
Говори спокойно, ясно, только по делу.
Анализируй свою деятельность, вовремя корректируй недостатки.
Помогай товарищам, если они об этом просят.
Точно выполняй возложенную на тебя роль.

В первом конверте слова: служебная, самостоятельная, часть речи, форма слова, указывает, обозначает, действие, предмет, признак предмета, кто? что? какой? чей? как?
Во втором конверте: постоянные, непостоянные, разряд, форма, спряжение, склонение, лицо, число, род, время, возвратность.
В третьем конверте: в словосочетании, в предложении, сказуемое, дополнение, существительное, обстоятельство, определение, глагол.

- Слово для ответа предоставляется каждой группе.



- Ребята, мы хорошо справились с заданием, а заодно составили план нашего урока, который постараемся выполнить, чтобы достичь поставленной цели. На столах у каждого из вас лежат «Листы оценки». Не забудьте оценить свою работу и работу группы в целом.

2.2. Литературная минутка
Я приглашаю Вас на экзамен, на котором мальчик, по имени Митрофан, демонстрирует своё знание имени прилагательного. (видеофильм, фрагмент) [ 3]

Правдин. Митрофанушка, что же ты знаешь по грамматике?
Митрофан. Много. Существительна да прилагательна...
Правдин. Дверь, например, какое имя: существительное или прилагательное?
Митрофан. Дверь, котора дверь?
Правдин. Котора дверь? Вот эта.
Митрофан. Эта? Прилагательна.
Правдин. Почему же?
Митрофан. Потому, что она приложена к своему месту. Вон в чулане шеста неделя дверь стоит не навешена: так та покамест существительна. [ 6; 119]

- Правильно ли ответил Митрофан, что такое имя прилагательное?

Если вы внимательно слушали сценку из комедии Фонвизина «Недоросль», то услышали в реплике героя главное слово, которое относится к имени прилагательному.

- К словам какой части речи «прилагается» имя прилагательное?
Почему к именам существительным?

- Действительно, прилагательные следуют за существительными «как нитка за иголкой». В этом мы убедимся, если откроем толковый словарь В.И.Даля.
Пока мы с вами смотрели сцену из комедии, Настя работала со словарем. Что же там написано про слово «приложить» и «прилагательное»? [2; 421]

2.3. Задание: А теперь вам самостоятельно нужно правильно «приложить» прилагательные к существительным, согласовав их в роде, числе и падеже, раскрыв скобки. Помните, что помощниками в этом задании вам будут имена существительные.
(Ясный) небо, (тёмный) ночами, (чистый) водой, о (холодный) дне, (желто-красной) листочки, (звонкий) голоса.

- Ребята, все ли справились с этим заданием? Если не все, то в чём была допущена ошибка. Кто поможет объяснить ее? Оцените себя и своего соседа.
- Скажите, а всегда ли мы можем проверить окончания имен прилагательных по вопросу?






Работают в группах.
Первая группа готовит ответ о грамматическом значении прилагательного.
Вторая группа – о морфологических признаках имени прилагательного.
Третья группа – о синтаксической роли имени прилагательного.



Учащиеся смотрят на слайд и вспоминают правила работы в группе.



















От каждой группы выступает один учащийся, двое – размещают на доске листочки с определениями.

Учащиеся оценивают себя и свою группу в баллах от 1 до 5.





Учащиеся смотрят сцену из комедии Фонвизина «Недоросль»














Учащиеся отвечают на вопросы учителя


- Нет.

- Прилагается.




- Существительное обозначает предмет, а прилагательное - признак предмета





- Ученица читает словарную статью о слове «приложить» и «прилагательное»






Взаимопроверка. Обмениваются тетрадями с соседом справа и проверяют (ответы на слайде презентации), правильно ли он выполнил задание.



- Нельзя проверить по вопросу окончание у имен прилагательных мужского рода.

3. Этап закрепления с проговариванием во внешней речи (10 мин.)

Цель: воспитывать личность со сформированными коммуникативными навыками, умеющими работать в команде, брать на себя ответственность; прививать чувство уважения к общечеловеческим ценностям (социальная компетенция); учить видеть предмет как часть целого.
3.1. Разряды имен прилагательных. Работа в группе.
- А теперь перейдем к морфологическим признакам прилагательного. И первый постоянный признак – разряд.
1 группа
2 группа
3 группа

качественные
относительные
притяжательные

высокий
вечерний
дядин

синий
кленовый
Егоров

кислый
речной
птицыно

низкий
золотой
заячий

красивый
вчерашний
медвежья

Посмотрите еще раз на конверты, которые вы получили в начале урока. На каждом из них есть какая-то буква. Та группа, у которой на конверте буква «К» в задании 3, должна подчеркнуть волнистой линией только качественные имена прилагательные. Группа с буквой «О» на конверте – относительные, группа с буквой «П» – притяжательные.

Вы должны не только выбрать нужные вам прилагательные, но и рассказать о разряде.
Высокий, синий, кленовый, речной, кислый, кленовый, дядин, красивый, мамин, заячий, золотой, низкий, птицыно, вчерашний, медвежья.

- Слушаем отчет групп.
- Не забудьте оценить себя и работу группы.
Учащиеся работают в группах, выполняют задание, готовят ответ.

1-ая группа. Качественные имена прилагательные могут обозначать разные  признаки предмета:  - по цвету (зелёный, красный),  - по форме и размеру (квадратный, огромный),  - по вкусу (сладкий, кислый),  - по внешнему впечатлению (красивый),  - по особенностям характера человека (добрый, весёлый) и др.   
2-ая группа. Относительные имена прилагательные обозначают признак предмета  через отношение к другому предмету, т.е называют такой признак, который  указывает на отношение  к предмету или материалу, к лицу,  к животному,  к месту,  ко времени ,  к действию,  к числу и др.  
3-я группа. Притяжательные имена прилагательные указывают на  принадлежность предмета какому-нибудь лицу или животному и отвечают  на вопросы   чей?   чья?   чьё?

Динамическая пауза (2 мин.)
Цель: сменить вид деятельности.
Выполняет комплекс упражнений
Выполняют комплекс упражнений.

4. Включение изученного в систему знаний.(15 мин.)
Цель:
- мотивировать учащихся к деятельности;
- координировать деятельность учащихся;
- контролировать выполнения заданий
4.1.Задание «Степени сравнения имен прилагательных».
- Один ученик будет у доски дополнять цепочку слов формами степеней сравнения:
Высокий - - .
Интересный - - .







- Все остальные учащиеся, работая в парах, исправляют речевые ошибки в словах, которые указаны в карточках.
1. Самый белый
Более белейший
Более легче
Более слабый
Сильнее всех
Очень умный
Самый сильнейший

Дополнительно. 4.2. Синтаксический разбор предложения.
Красив и печален русский лес в ранние осенние дни. (Предложение на слайде)

- Не забудьте поставить себе оценку.

4.3. Творческое задание.
Первый уровень сложности: написать несколько предложений про осень, используя прилагательные.
Второй уровень сложности. Написать небольшой связанный текст на тему «Осень в лесу» или стихотворение об осени, используя прилагательные.
- Вы можете использовать прилагательные, которые встретились в наших заданиях.


Один учащийся выполняет у доски

- Высокий - выше – более высокий - высочайший – самый высокий.
Интересный - интереснее – более интересный – интереснейший – самый интересный.

Учащиеся выполняют упражнение по заданию в парах. При проверке
оценивают себя и соседа справа.

Ответ:2,3,7 (на слайде)




Самостоятельно выполняют задание с последующей проверкой.




Под музыку П.И.Чайковского «Времена года» выполняют творческую работу. [5]






- Читают творческие работы по желанию.

7.Рефлексия. (3 мин.)
Цель:
- оценить результаты собственной деятельности
- повторить способ нового знания

Рефлексия
- Давайте, ребята, подведем итоги нашего занятия:
-У меня получилось
- Было интересно
- Было трудно
- Теперь я знаю..

- Ребята, а ведь наши ладошки, если внимательно присмотреться, похожи на кленовые листочки. Я прошу тех, кому урок понравился, был интересным и полезным, чье настроение стало еще лучше, поднять ладошки вверх.
- Я готова поднять две ладошки и сказать вам спасибо за работу
Учащиеся подводят итоги урока, высказывают свое впечатление от урока.




8.Домашнее задание (2 мин.)
Задания по выбору: 1. Выполнить упражнение 200 в учебнике на стр. 81
2. Подготовить тест из 6 вопросов на тему «Имя прилагательное».
Учащиеся записывают в дневники домашнее задание.

Список использованных источников
Брюсов В. Избранное: Для уч-ся ст. классов сред. шк. /Сост., автор предисл., примеч. М.А.Шаповалов. – М.: Просвещение, 1991 – 336 с: ил – (Шк. б-ка) - ISB №5-09-001929-0.
Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. Том 3. – М.: Издательский центр «Терра», 1995. –ISBN 5-85255-492-8 (т.3)
Недоросль (1987) фильм-спектакль Малый театр 2-ая серия - Видео@Mail.Ru
4. Русский язык. 6 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений /
М.М.Разумовская, С.И.Львова, В.И.Капинос и др.; под ред.
М.М.Разумовской, П.А.Леканта. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2013.
5. Чайковский П.И. Цикл Времена года. Октябрь (Осенняя песня),
аудиозапись.
Фонвизин Ф.И. Бригадир; Недоросль; Сатирическая проза, Письма из
Петербурга/ Вступ. Ст. и примеч. Ю.Ю.Стенника, Ил. Б.Власова; Рис. на
фронт. П. Сацкого, Оформл. И.Гирель. – М. Сов. Россия, 1987,-272 с.





















Приложение 1
Задание 2.3.
(Ясный) небо, (тёмный) ночами, (чистый) водой, о (холодный) дне, (желто-красной) листочки, (звонкий) голоса.

Приложение 2
Задание 3.1.
Высокий, синий, кленовый, речной, кислый, кленовый, дядин, красивый, мамин, заячий, золотой, низкий, птицыно, вчерашний, медвежья.


Приложение 3
Задание 4.1.
1. Самый белый
Более белейший
Более легче
Более слабый
Сильнее всех
Очень умный
Самый сильнейший

Приложение 4
ЛИСТ ОЦЕНКИ (от 1 до 5 баллов)
Задание
Самооценка
Оценка работы группы
Оценка других

Работа в группе.
Грамматические, морфологические, синтаксические признаки имени прилагательного




Взаимопроверка.
Задание на согласование имен прилагательных с именами существительными




Работа в группе.
Разряды имен прилагательных.




Работа в паре.
Степени сравнения имен прилагательных.




Самопроверка.
Синтаксический разбор предложения.





Самостоятельная работа.
Творческое задание.















хђ Заголовок 215