Презентация по русскому языку на тему Согласные буквы Ш ш, обозначающие твёрдый согласный звук [Ш]


учитель начальных классов,МБОУ «СОШ №3 с углубленным изучением отдельных предметов»г. Мегион, 2015 год Урок обучения грамоте Тема: Согласные буквы Ш ш, обозначающие твёрдый согласный звук [Ш] Цель: Создание условий для осмысления новой учебной информации о звуке и букве, для применения знаний и умений в стандартной и нестандартной ситуациях Задачи: обучающая: познакомить обучающихся с новым звуком и буквой, обеспечить формирование умений и навыков правильного, осознанного чтения развивающая: создать условия для развития у обучающихся фонематического слуха, развития речи, образного мышления, памяти, наблюдательности, внимания воспитывающая: способствовать воспитанию личностных качеств, коммуникативной культуры: умения управлять собой, своим поведением; создавать условия для сохранения здоровья Учебно-методический комплект: В.Г. Горецкий, В.А. Кирюшкин, Л.А. Виноградская, М.В. Бойкина «Азбука» 1 классТехнические средства: компьютер, проектор Дидактический материал: наглядный материал (картинки, буквы, слоги), карточкиТип урока: урок изучения нового материалаМетоды:  репродуктивные: словесные, наглядные продуктивный: частично - поисковыйФормы: фронтальная, индивидуальная, групповая, работа в парах Структура урока I. Организационный моментII. Актуализация опорных знаний (работа в группах)III. Подготовка обучающихся к активной речевой деятельности на уроке (постановка цели и задач урока, мотивация к работе на уроке)IV. Подготовка к восприятию нового материала (метод insert по технологии развития критического мышления)V. Первичное усвоение новых знаний (знакомство со звуком и буквой, работа с учебником)VI. Первичное закрепление новых знаний (чтение текста и стихотворения «Петушки»)VII. Применение знаний в нестандартной ситуации (игра «Слова рассыпались»VIII. Подведение итогов урока (анализ выполнения поставленных задач; оценивание работы обучающихся, рефлексия настроения) Ход урока: I. Оргмомент (1 мин) Задача данного этапа урока – создать условия для положительного эмоционального настроя на учебную деятельность Всё ль на месте, всё ль в порядке – книжка, ручка и тетрадка. Ты проверь, дружок, готов ли ты начать урок. -Ребята! Вас приветствует солнышко, оно освещает лучами землю, а вы осветите наш класс своими знаниями, умением. Я желаю вам на уроке чтения успехов, а вы пожелайте друг другу удачи (хлопками передают друг другу пожелания).- А что вам пригодится для успешной работы? - У вас лежит лист «Мои достижения», где вы будете выполнять задания и в конце урока оцените свою работу. II. Актуализация опорных знаний (5 мин)Задача данного этапа урока – обеспечить обобщение изученного материала по теме «Буква Ь» (частично – поисковый метод).- С какой интересной буквой познакомились на прошлом уроке?- Где вы будете применять эти знания?- А я хочу, чтобы эти знания вы применили сейчас, работая в группах (ребята получают карточки с заданием). 1. Работа в группах 1 группа - Разгадайте анаграммы: ОКНЬИК ЬНОУК ЛСОЬ2 группа - Составьте лесенку- - - ь - - - - ь - - - - - ь3 группа - Подчеркнуть слова, в которых букв больше, чем звуков: медведь, девочка, пузырь, земля, гусь, капуста, пеньки, яблоко, карась.2. Отчёт о результатах работы- Что объединяет эти слова? III. Подготовка обучающихся к активной речевой деятельности (1 мин) (Постановка целей и задач урока, мотивация к работе на уроке (Репродуктивный метод) - Посмотрите на картинки (шуба, шмель, шкаф, шарф), какая буква будет сегодня гостьей на нашем уроке?- Почему вы так решили?- Что вы знаете о букве?- Вот сейчас мы и выясним? IV. Подготовка к восприятию нового материала (5 мин)Задача данного этапа урока – обеспечить восприятие, осмысление обучающимися нового материала. 1. Чтение с пометкой (метод insert -продуктивный метод)- Я читаю предложения, если вы знаете эту информацию, ставите «+», не знаете «-», сомневаетесь «?»Эта буква называется буква Ша.Эта буква обозначает глухой согласный звук.Эта буква обозначает только один твёрдый звук.Эта буква не дружит с буквой ы.Есть правило: ши пиши с буквой и. - Что вам было знакомо?- А что вызвало сомнение?- Какую новую информацию получили?- Какая тема урока? (Выход на тему урока)Тема: Согласные буквы Ш ш, обозначающие звук[Ш]- Какие задачи нам предстоит решить?- Узнать всю информацию о звуке и букве, научиться читать слоги и слова с новой буквой, подбирать слова.(Данный вид деятельности способствует формированию рефлексивной самооценки, и личной заинтересованности в расширении знаний) V. Первичное усвоение новых знаний (10 мин)Задача данного этапа урока –обеспечить первичное понимание обучающимися нового материала (частично-поисковый метод). Характеристика звука (обучающиеся работают в парах с таблицей, наблюдают за произношением нового звука и выбирают нужные слова)В каких словах вы слышали этот звук?Какой буквой обозначим звук [ш]? Знакомство с буквой Ш шНапечатайте буквы Ш ш?Сравните их, в чём различие, сходство?- А сейчас выложите на парте эту букву с помощью карандашей.- На что похожа буква?Посмотри на букву «Ша». Буква очень хороша!Потому что из неё можно сделать Е и Ё. Чтение слогов с буквой ш Ша шо шу ши ше- Какие слоги читаем не так, как написаны? (приём создания проблемной ситуации)- В каких словах есть эти слоги?Физкультурная минутка (1 мин)Работа с учебником с. 17 1. Чтение слов с новой буквой (выборочное чтение) Прочитайте слова , которые пишутся с большой буквы Прочитайте слова из двух, трёх слогов Составьте предложение со словом, которое начинается с новой буквы. VI. Первичное закрепление новых знаний (5 мин) 1. Работа с текстом (с.17) (обучающиеся рассматривают иллюстрацию к тексту, отвечают на вопросы, читают по предложениям текст, озаглавливают текст, находят слова с новой буквой) (Репродуктивный-словесный метод, наглядный)2. Чтение стихотворения «Петушки» с. 18 (читает ученик) - В каких словах услышали новый звук? - Почему стихотворение так назвали?3. Чтение стихотворения хором - Как можно назвать петушков?- А где ещё можно увидеть таких петушков?- Что вы посоветуете таким детям? Задача этого этапа урока - установить правильность и осознанность понимания изученного материала, выявить пробелы, провести коррекцию. VII. Применение знаний в нестандартной ситуации (3мин) Задача данного этапа урока – создать условия для развития элементов творческой деятельности (Продуктивный метод) Игра «Слова рассыпались» (обучающиеся составляют слова из слогов, читают их, находят лишнее слово) (наглядный) VIII. Подведение итогов урока (5мин) 1. Подведём итоги нашего урока - Вспомните, какие задачи мы поставили перед собой в начале урока? Удалось ли их решить? - Что нового узнали на уроке? - Что запомнилось и понравилось? - Какое задание вызвало затруднение? Почему? - Где эти знания будете применять? 2. Оценивание работы - Оцените свои достижения (ребята выбирают нужный кружок)(Данный вид деятельности способствует формированию рефлексивной самооценки)3. Рефлексия настроения и эмоциональное состояние - Как вам работалось друг с другом? (Дети высказывают своё мнение). Учитель предлагает обучающимся выполнить рисунок по теме урока друг другу в подарок. Спасибо за внимание!