Проект на тему Играем и познаем мир


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида №7 «Золотая рыбка»
Проект на тему:
«Играем и познаем мир»
center7620000
Разработчик:
Воспитатель 1-й квалификационной
категории
Бердникова Т.П.

г. Выкса 2016-2017гг
Название проекта: «Играем и познаем мир»
Автор проекта: Бердникова Татьяна Петровна-воспитатель I кв. категории
Тип проекта: познавательный
Вид проекта: творческий
По продолжительности проект: долгосрочный (с сентября 2016 г. по май 2017 г.)
Участники: воспитатель, дети первой младшей группы, родители воспитанников
Место реализации проекта: МДОУ детский сад комбинированного вида № 7«Золотая Рыбка», первая младшая группа
Актуальность проекта:
Процесс познания маленького человека отличается от процесса познания взрослого. Взрослые познают мир умом, маленькие дети - эмоциями. Познавательная активность ребенка 1-3 лет выражается, прежде всего, в развитии восприятия, символической (знаковой) функции мышления и осмысленной предметной деятельности.
На этапе раннего детства ознакомление со свойствами предметов играет определяющую роль. Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.
            Известные отечественные психологи Л. С. Выготский, А. Н. Леоньтев, А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин и другие утверждают, что развитие ребёнка происходит только в том случае, если он сам активно включается в разные виды деятельности (предметную, игровую, учебную, трудовую). В качестве одного из методов сенсорного воспитания применяются дидактические игры и упражнения. В раннем возрасте усвоение новых знаний в игре происходит значительно успешнее, чем на учебных занятиях. Развитие восприятий и представлений ребенка, усвоение знаний и формирование умений происходит не в процессе учебной деятельности, а в ходе интересных игровых действий (прятанья и поиска, отгадывания и загадывания, изображения различных жизненных ситуаций, соревнования в достижении результата). Но проводить их следует не от случая к случаю, а в определенной системе, в тесной связи с общим ходом сенсорного обучения и воспитания детей раннего возраста. По мнению В.Н. Аванесовой, в образовательной деятельности, важная роль должна принадлежать дидактическим играм, так как она выступает своеобразной игровой формой занятия и проводится со всеми детьми организованно в часы непосредственно-образовательной деятельности; и в повседневной жизни, в часы самостоятельной игровой деятельности. В данном проекте «Сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактические игры «Познаём, играя», подобрана система дидактических игр и упражнений по сенсорному воспитанию (цвет, форма, величина), разработаны игры и пособия для обогащения предметно-развивающей среды и запланирована работа с родителями по теме сенсорного развития детей раннего возраста.
Сенсорное воспитание влияет:
• Умственное развитие;
• Эмоции;
• Развитие самостоятельности;
• Развитие отношения к окружающему.
Формирование сенсорных эталонов:
• Цвет
• Форма
• Величина
Цель проекта:
 Формирование и развитие сенсорных способностей у детей третьего года жизни средствами дидактических игр.
Задачи проекта:
Подобрать и систематизировать материал по развитию сенсорных способностей у детей раннего возраста средствами дидактических игр в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями.
Формировать сенсорные представления детей раннего возраста о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине.
Обогащать знания детей способам обследования предметов.
Обогатить предметно-развивающую среду дидактическими играми и игрушками, пособиями для развития сенсорных способностей и мелкой моторики пальцев рук.
Взаимодействовать с родителями в процессе формирования у детей сенсорных способностей.
Ожидаемые результаты:
• Разработка системы сенсорного развития детей раннего возраста;
• Дети могут получить представления о форме, величине, цвете предметов;
• Группировать предметы по заданному признаку;
• Могут освоить навыки действия с предметами домашнего обихода и игрушками, могут определять их положение в пространстве;
• Родители могут получить необходимые психолого-педагогические знания по сенсорному развитию детей раннего возраста, принимать активное участие в изготовлении пособий и оборудования по сенсорному развитию.
Этапы реализации проекта:
Подготовительный этап: сентябрь — октябрь 2016г.
Основной этап: ноябрь-апрель 2016-2017г.
Заключительный этап: май 2017г.
Содержание практической деятельности:
Подготовительный этап:
Сентябрь
Сбор и анализ литературы по данной проблеме.
Анкетирование родителей.
Октябрь
Разработка консультаций для родителей о сенсорном воспитании.
Диагностика детей по выявлению различных умений и навыков.
Подбор материала для изготовления дидактических игр и пособий для развития сенсорных способностей и мелкой моторики пальцев рук.
Ноябрь
Разработка конспектов занятий с использованием дидактических игр.
Подбор дидактических игр, практических заданий, стихов, загадок.
Изготовление дидактических игр.
44386662865000Дидактическая игра «Что катится?» Цель: знакомить детей с формой предметов, учить обследовать предметы одновременно рукой и глазом – зрительным и осязательным способом.
Дидактическая игра «Строители» Цель: формировать умение распознавать и раскладывать предметы двух разных цветов.
Дидактическая игра «Разноцветные поляны» Цель: формировать умение группировать разнородные предметы по цвету.
Родительское собрание «Познаём, играя». Цель: Вызвать интерес к проблеме формирования и развития сенсорных способностей у детей 2 – 3 лет, желание участвовать в проекте.
Декабрь
41910076200000Развивающая ситуация «В гостях у черепашки» Цель: создать условия для совершенствования восприятия формы и цвета предметов, упражнять в умении узнавать предмет в контурном изображении.
2.Дидактическая игра «Матрешка» Цель: формировать умение сравнивать предметы по размеру, знакомить с расположением в пространстве.
3.Дидактическая игра с элементами экспериментирования «Какой цвет у снега?»
4.Дидактическая игра «Разноцветные поляны» Цель: формировать умение группировать разнородные предметы по цвету.
5.Дидактическая игра «Накрой на стол» Цель: закреплять умение соотносить предметы по цвету, формировать представление о том, что цвет не зависит от формы, материала, размера.
Январь
Дидактическая игра «Разноцветные колечки» Цель: формировать умение понимать и использовать в речи названия цвета, знакомить с устройством пирамидки.
43434066294000Дидактическая игра «Пирамидка» Цель: формировать устойчивый образ величины предметов независимо от их положения в пространстве.
Дидактическая игра «Подбери пару» Цель: формировать умение различать и группировать геометрические фигуры.
Дидактическая игра «Разложи по местам» Цель: формировать умение выделять и выбирать предметы с заданными свойствами (цвет, размер).
Консультация для родителей: «Значение дидактических игр и занятий в воспитании детей 2 – 3 лет»
Февраль
Развивающая ситуация «Высокий-низкий» Цель: формировать умение различать предметы по высоте, выбор «такого же» предмета.
Дидактическая игра «Что изменилось?» Цель: закреплять умение сравнивать свойства предметов, развивать внимание.
Дидактическая игра «Сложи картинку» Цель: формировать умение составлять картинку из частей.
Дидактическая игра «Раскрась-ка» Цель: закреплять умение различать и называть цвета.
Дидактическая игра «Большой – маленький » Цель: формировать умение различать и соотносить предметы по размеру.
Дидактическая игра «Собери квадрат» Цель: формировать зрительное восприятие формы плоскостных фигур, учить составлять фигуру из частей.
Консультация для родителей: « Формирование представлений о форме, цвете, величине».
Март
Развивающая ситуация «Сказка про матрёшек» Цель: развивать умение сравнивать и соотносить предметы по величине.
Дидактическая игра «Счеты» Цель: развивать у детей мелкую моторику, внимание и умение распознавать предметы по цвету 
0-63500
Дидактическая игра «Длинные и короткие ленточки» Цель: формировать умение сравнивать предметы по размеру.
Дидактическая игра «Найди пару» Цель: закреплять умение дифференцировать цвет и размер, развивать коммуникативные способности.
Дидактическая игра «Собери цветок» Цель: закреплять умение находить предметы определенного цвета и формы.
Консультация для родителей «Игры с использованием бросового материала»
Апрель
Развивающая ситуация «Игрушки приходят в гости» Цель: формировать умение различать и называть предмет по его качествам, обобщать предметы по свойствам.
Дидактическая игра «Лабиринт» Цель: Закреплять представления о цвете, развивать мышление.
533396096000
Дидактическая игра «Цветочные полянки» Цель: развивать умение обобщать предметы по свойствам и отношениям.
Дидактическая игра «Найди лишнее» Цель: закреплять умение выявлять признаки сходства и различия, выражать их в речи.
Дидактическая игра «Сделай узор» Цель: развивать восприятие формы, учить располагать предметы в пространстве.
Дидактическая игра «Веселый Петрушка»                                                        Цель: способствовать формированию умения зрительного обследования формы, развивать воображение.
Дидактическая игра «Сложи картинку» Цель: развивать умение составлять картинку из четырех кубиков.
Конкурс поделок на лучшую дидактическую игр
Заключительный этап:
Май
Сбор фотографий и оформление фото – коллажа «Мы играем».
Подведение итогов реализации проекта
Предполагаемый результат:
Решение поставленных задач обеспечат достижение цели:
Систематизацию материала по развитию сенсорных способностей у детей раннего возраста средствами дидактических игр в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями.
Сформированные сенсорные представления путём выделения формы, цвета, и величины предметов.
Совершенствование умений обследовать предметы, учитывать их свойства при действиях с ними.
Предметно-развивающая среда обогащенная дидактическими играми и игрушками, пособиями для развития сенсорных способностей и мелкой моторики пальцев рук.
Сотрудничество ДОУ и семьи по проблеме формирования и развития сенсорных способностей у детей раннего возраста.
Список литературы:
Венгер Л.А.  Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников.— М.: Просвещение, 2008.
Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Познавательное развитие в дошкольном возрасте: Учебное пособие. –М., 2012
Дворова И.В. Упражнения и занятия по сенсорно-моторному воспитанию детей 2-4-го года жизни / Дворова И.В., Рожков О.П.   -  М.: Модэк,   2007.
Краснощёкова Н.В.  Развитие ощущений и восприятия у детей от младенчества до младшего школьного возраста. - Ростов н/Д: Феникс, 2007.
Пилюгина Э. Г. Игры – занятия с малышом от рождения до трёх лет. «Библиотека воспитателя» /Э. Г. Пилюгина. — М: Мозаика- синтез. -2007.-116с.
.