Конспект открытого занятия по теме Театральные игры

План-конспект учебного занятия драматического кружка

Ф.И.О. педагога – Кулагина Ирина Леонидовна
Вид образовательной деятельности – художественная
Название образовательной программы – Дополнительная общеобразовательная дополнительная общеразвивающая программа «Театр»
Направленность программы – развивающая
Место учебного занятия в программе – раздел «Актерское мастерство»
Место проведения – структурное подразделение – детский (подростковый) клуб «Созвездие»
Краткая характеристика группы – вторая группа первого года обучения, возраст воспитанников 7-9 лет
Тип занятия – комбинированное
Форма занятия – Занятие -игра
Тема: Театральные игры
Цель занятия: Развитие личности ребенка, способного к творческому самовыражению через овладение основами актерского мастерства, сценического движения и сценической речи.
Задачи: 1. Научить импровизировать на сценической площадке в рамках заданной темы, используя фантазию и воображение; четко произносить заданный текст; выстраивать речевую фразу для правильной передачи своих мыслей слушателю; правильно пользоваться своим психофизическим аппаратом при работе на сценической площадке. 2. Развить: силу голоса; умение соединять речь и движение; мышечную и психологическую свободы; памяти физических действий и ощущений; внимание; память; воображение; чувство ритма; фантазию.
3. Привить: основы правильного поведения человека в обществе; интерес к искусству театра.
Хронометраж занятия: 45 минут


Этап учебного занятия
Задача
Содержание деятельности или ход занятия
Методы и
технологии
Дидактический
материал
Приложение

I этап - организационный
Подготовка детей к работе на занятии
Организация начала занятия, создание психологического настроения на учебную деятельность и активизация внимания.
Педагог: Здравствуйте, ребята! Очень приятно видеть вас сегодня на занятии! Все вы превосходно знаете, что приветствовать другу друга можно не только словами, но и всевозможными жестами и телодвижениями. Вспомните и изобразите эти жесты и движения в такт музыки. Игра «Приветствие» Педагог: По традиции мы начинаем наше занятие с актерского туалета. В него, как вы помните, входит – порядок везде, в каждом, во всем! Итак, давайте все вместе наведем порядок, создадим атмосферу уюта, чтобы хотелось работать, придумывать, творить! Как мы с вами сядем? Молодцы! Конечно, в круг! Только сидим мы с вами немного не так. Давайте сядем все по алфавиту. Очень хорошо. Возьмитесь за руки, передайте друг другу свое хорошее настроение с помощью посланного импульса.
Игра «Искра»
Педагог: Хорошо! Приготовились! Следующее упражнение. Медленно: «вдох – нос, выдох – рот», как йоги! Успокоились!
Упражнение «Йоги» (6 раз)
Педагог: Приготовимся к творческому процессу! Успокоимся. Начинаем зарядку слухового аппарата.
Разминка «Тишина»
Педагог: Какие ассоциации, мысли, размышления, аналогии вызывают услышанные вами звуки? Встали. Рот на зевок, руки в замок – потянулись. Достали потолок, пол, подросли Встряхнулись!
Итак, начинаем занятие!
Словесный
Игровой
Объяснение
Вопросы
Облегченная одежда, обувь без каблуков у детей и педагога


II этап - проверочный
Установление правильности и осознанности выполнения домашнего задания, выявление пробелов и их коррекция
Проверка домашнего задания, проверка усвоения знаний предыдущего занятия.
Педагог: Ребята, давайте вспомним, чем мы занимались с вами на прошлом занятии. Мы с вами выполняли этюды на освоение предлагаемых обстоятельств. Дома вы должны были придумать этюды «Клад», «Спите на даче, шорох!» Я прошу вас продемонстрировать ваше эмоциональное состояние, выразительность жестов, мимики и отношение в процессе выполнения данного упражнения. Хлопками начинаем этюд, если понравилось – или же заканчиваем.
Я включаю музыку. Упражнение начали.
Выполнение этюдов Педагог: Окончили просмотр! Вы внимательно посмотрели работы товарищей. Хотелось бы услышать ваше мнение. У кого были интересные находки? Смог ли исполнитель убедить вас? Чем этюды отличались? В чем изюминка?
Высказывания детей
Беседа
Показ детьми
Вопросы



III этап - подготовительный
Обеспечение мотивации и принятие детьми цели учебно – познавательной деятельности
Педагог: Спасибо вам, великие маги и волшебники! Вы объективно оценили работы своих товарищей. Исполнители делают выводы, что играть надо всегда так, как в первый и последний раз. Родиться и умереть с началом и концом эпизода. Радуюсь жизни. Работе, всему и всем. Всем удачи!
Беседа.





IVэтап - основной
Обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание новых знаний






























1.Объяснение нового материала.
Педагог: Ребята, мы с вами – актеры. Актеры должны уметь фантазировать. Способность к творческому воображению необходимое свойство актера, и мы должны всячески его в себе развивать. Актер должен уметь управлять своей фантазией.
Педагог: Ой, что это за звуки? Верно, это звуки леса? А что вы слышите еще в лесу? А вы хотите прогуляться по лесу? Вот и хорошо! Погода стоит теплая, солнечная, и мы все вместе отправляемся с вами в лес.
1.Упражнение «Идем в лес».
Педагог: Вставайте в круг. Давайте возьмем с собой корзину, вдруг она нам пригодится (воображаемую корзину). Идем по кругу в одну сторону.
Педагог: Ребята, не забудьте, как нужно держать корзинку, ведь она имеет вес (Обращает внимание на вес воображаемой корзинки), у нее и ручка есть. (Обращает внимание на объем ручки корзинки). Нам очень приятна эта прогулка. Мы улыбаемся, бежим в припрыжку, весело размахиваем корзинкой.
2.Упражнение «На поляне»
Педагог: Ой, смотрите, какая полянка! Посмотрите, что вы на ней видите? Смотрите, сколько здесь много красивых цветов, давайте их соберем
(Собираем воображаемые цветы). Как они пахнут хорошо. Вам нравится? Какие вы нашли цветы? Расскажите про них!
Педагог: Надо внимательно посмотреть, нет ли здесь ягод. Они, наверное, очень вкусные. (Ищем и собираем ягоды или грибы. Кушаем собираемые ягоды).
Педагог: Ребята, не забывайте, как мы берем ягоды и грибы. Куда мы будем складывать грибы? Покажите, как вы аккуратно складываете грибы в корзинку? Как нужно брать предмет? Какой он по объему, весу?
Педагог: Вспомним, какой вкус ягод. Нравятся вам ягоды? Какие это ягоды? Как они называются? Замечательно полакомились ягодами!
3.Этюд «Собираем малину»
Педагог: А это что там? Да ведь это же кусты малины! Давайте поставим корзиночки с грибами, попробуем малину. Вы будете кустиками малины, а вы будете ее собирать. Угостите своих друзей. Нравится малина? Сладкая? Покажите это мне, чтобы я поверила. Молодцы! А теперь поменяемся местами: эта группа – кустики, а эта будет собирать малину.
Педагог: Кустикам и людям сначала жарко на солнышке (показывает педагог). Затем их обдувает ветер (показывает педагог). Ой, что это такое, дождик пошел, все люди пытаются спрятаться под кустками. (Начинается дождь и они промокают.
Все предлагаемые обстоятельства отыгрывают
одновременно и кустики и люди. Каждый по- своему.)
Педагог: Вот и солнышко показалось. Люди после дождя собирают малину с мокрых кустиков. А кустики стряхивают с себя воду, брызгают ею в людей. (Кустики могут иметь разный характер. Одни хотят ягодки свои подарить людям. А другие ягодки прячут. Делим детей на две группы. Первая группа - кустики. Вторая – люди. Кустики стараются помочь людям найти ягодку (можно со словами, можно и без них). А сейчас повторим этюд, но теперь кустики стараются спрятать свои ягодки. А теперь поменяйтесь ролями, и снова разыграйте два варианта этюда. Очень хорошо!
Педагог: Скажите, ребята, когда вам было проще собирать ягодки (в первом варианте или во втором)? Почему вам было легче именно в этом варианте?
Педагог: Ну, что же идем дальше? Но что такое? Мне, кажется, мы с вами заблудились. Посмотрите: места совсем незнакомые. Покажите мне, что вы будете теперь делать, когда поняли, что заблудились. Вам обязательно надо найти выход из леса.
4.Этюд «Заблудились в лесу» (одиночный, парный).
Педагог: Что же каждый из вас сделает? Как он будет искать выход из леса? Замечательно! А сейчас давайте объединимся все вместе! Что мы будем делать в лесу, как искать выход из создавшейся ситуации?
Педагог: Что вы стали делать, когда поняли, что заблудились? Вам кто-то помог? А что случилось с вами потом?
Педагог: А вы кричали «Ау!» Давайте еще все вместе покричим громко. Сначала Коля, а теперь Олеся! А сейчас мальчики покричите! Девочки! Нет, не слышит нас никто! Давайте все вместе крикнем!
5.Упражнение «Ау».
Педагог: Сережа, ты заблудился встань вот здесь на полянке (центр круга) покричи теперь ты! Но только эхо тебе отзывается.
6.Упражнение «Эхо»
Эхо отзывается
·сначала также громко: «Ау!» (все вместе), затем тише, еще тише, совсем тихо.
А сейчас Верочка покричит «Ау!»
Педагог: Ну, вот наконец-то я увидела тропинку! А вы? По какой тропинке мы с вами пойдем дальше?
7.Упражнение «Путешествие по тропинке» Педагог: Ну, вот и выбрали тропинку, пошли дальше гулять по лесу! (Выстраиваемся в круг. Идем все в одну сторону по кругу).
Педагог: Смотрите, какая зеленая и мягкая травка у нас под ногами, затем по тропинке, заросшей крапивой. Перелезаем через поваленные деревья. Ой, сколько здесь муравьев у нас на пути! Нам надо ступать аккуратно, чтобы не раздавить муравьев. Какой ужас, мы попали в болото, и наши ноги увязают в нем. Прыгаем с кочки на кочку. Падаем в болото. Выбираемся из него на твердую землю, теряя в болоте обувь. Под ногами горячий песок. Бежим босиком по горячему песку. Заканчивается песок. Под ногами мягкая теплая трава (стоим в кругу).
8.Упражнение «Жители леса»
Педагог: Послушайте! Что вы слышите?
А кого мы можем еще встретить? Кто живет в лесу?
В лесу мы встречаем разных жителей леса: заяц, белка, птицы. Покажите, как двигаются, кушают эти животные. (Дети «превращаются» в предлагаемых животных). Молодцы! Вы очень здорово мне всех жителей леса изобразили!
9.Упражнение «Стук дятла»
Педагог: А вот и дятел застучал по дереву! Повторите, как он стучит! (Стоим в кругу. «Слышим» стук дятла. Педагог берет на себя роль дятла. Учащиеся – птенцов. Педагог задает ритмический рисунок хлопками, учащиеся повторяют все вместе, группами, индивидуально).
10.Упражнение «Избушка медведя»
Педагог: А это что за избушка! Как вы думаете, кто живет в ней? Посмотрите, сколько в ней много дверей! Будьте очень осторожны. Заходите каждый в свою дверь, осторожно открывайте! Двери скрипят! Заглядываем в избушку! Оглядываемся! (Стоим в кругу. Педагог обозначает в центре круга воображаемую избушку медведя).
Педагог: В избушке много дверей. Крадемся к избушке медленно. Открываем осторожно (каждый свою) дверь. Издаем звук, скрипящей двери: «Кххххх». Заглядываем в избушку. Оглядываемся по сторонам.
11.Упражнение «Ищем в избушке медведя»
Педагог: Осторожно, не шумите! Идем тихо! Как вы думаете, кто тут живет? Никого нет? Вы не видите медведя? Осторожно, здесь темно, вон и мебель виднеется (Стараясь не шуметь, двигаемся внутри воображаемой избушки и ищем медведя среди воображаемой обстановки его избушки). Нет здесь медведя! Наверное, он по лесу гуляет.
12.Упражнение «Приход медведя»
Педагог: А вот и медведь, да не один. Давайте сначала вы «превратитесь» в медведей. Ходил медведь по лесу голодный, поэтому и был сердитым, злым (пластика, рычание). Не нашел в лесу он ни ягод, ни меда, грустно ему очень стало. Ходил он, ходил, смотрит ягод несметное количество, а на дереве и улей с медом. Наелся медведь, хорошо ему стало, весело. Хорошо! А сейчас посмотрите на других медведей, они тоже в лесу живут. (Одна команда работает. Другая наблюдает. Затем меняются.)
Педагог: Вот какие у нас медведи живут в избушке!
Какой медведь вам больше понравился? Почему?
13.Упражнение «Игра медведя»
Педагог: Нам надо обязательно подружиться с медведем. Как лучше это сделать? Вы знаете, что медведь любит играть в игру. Давайте поиграем с ним! Вы мои гости! Я – медведь. Я буду называть цвет, например: «Желтый!», а вы должны найти этот цвет в аудитории и дотронуться до него.
Педагог: Хорошо! Сейчас мы с вами немного отдохнем на солнечной полянке в лесу. Сядьте, пожалуйста, в круг.
Рассказ Объяснение
Игра




Упражнение





Упражнение





Вопросы
Наблюдение. Индивидуальная работа
Пояснение
Поощрение
Показ действий педагогом

































Одиночный этюд
Массовый этюд

























Вопросы

Музыкальный центр
CD-диски: «Колыбельные природы», «Веселые мелодии», «Звуки природы для детей», «220 детских мелодий»




































Упражнения на развитие фантазии, памяти физических действий и ощущений, а так же на снятие психологических зажимов
Если ребенок неуверенно себя чувствует среди воображаемых предметов, помогаем ему пробудить внутреннее виденье наводящими вопросами, рисующими воображаемую картинку. Если ребенок хорошо и быстро импровизирует, то проверяем наличие этой картинки короткими вопросами. Если ребенок легко импровизирует, но допускает в обращение с предметами неточности работает с предметами смазано, только обозначая свои действия, тогда уточняем действия, исправляем ошибки).
Упражнения на развитие дыхательной системы

















Упражнение на снятие психологичес-ких зажимов и развитие дыхательной системы













Упражнение на развитие внимания











Упражнение на развитие пластики и снятие психологичес-ких зажимов

Упражнение на развитие чувства ритма

Упражнение вырабатывает точное ощущение мышечной свободы (мышечный контролер), тренирует навыки сенсомоторных восприятий, собирает внимание (концентрация), оживляет воображение. Упражнение на развитие умения концентриро-вать свое внимание на заданном объекте
Упражнение на развитие пластики и на снятие психологичес-ких зажимов




V этап -контрольный
Выявить качество и уровень овладения знаниями, их коррекция
Педагог: Мы сегодня очень хорошо потрудились. Ребята, скажите, пожалуйста, что такое актерский туалет? Зачем он нужен актерам? С помощью каких средств актер добивается выразительности создаваемого образа?
Зачем необходимо снимать зажимы? Что такое воображение? Что такое фантазия?
Вопросы



VI этап - итоговый
Дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы.
Педагог: Ребята, сегодня вы все успешно поработали и справились с заданием. Вы все молодцы! У вас получились замечательные образы, которые вы создавали в этюдах и упражнениях. Сегодня вы показывали одиночные этюды, групповые. На следующем занятии мы с вами продолжим и опять встретимся с нашим знакомым медведем. Опять будем работать над развитием фантазии и воображения, будем учиться импровизировать в процессе заданий.
Поощрение
Вопросы





VII этап - рефлективный
Мотивация детей на самооценку.
Педагог: Скажите мне, пожалуйста, что вам заполнилось, понравилось сегодня?
Каковы были задачи? Что решили? Что было не понятно? Кому было хорошо на занятии? Почему? Кто получил творческое удовлетворение? Что у вас сегодня получилось? Что понравилось в собственной работе? Кто верил в свой успех?
Вопросы Обсуждение



VIII этап - информационный
Обеспечить понимание цели, содержания и способов выполнения домашнего задания
Педагог: Дети, сегодня на занятии мы очень много работали. Если сегодня у кого-то что-то не получилось, получится обязательно в следующий раз. Уповая на то, что вы все помните наши законы, я позволю себе повториться: «Ваше будущее в ваших руках». Желаю вам удачи!
Дома вы повторите упражнения, покажите родителям, чему вы сегодня научились. Те, кто сегодня нам не показал свои этюды, будьте готовы к следующему занятию.
Педагог: Я благодарю вас за занятие и хочу пожелать вам дальнейших творческих успехов, вручаю вам этот клубок и хочу, чтобы вы задали вопрос любому из нашего круга и сами высказали свое мнение о сегодняшнем занятии, ответив на вопросы друзей.
Игра «Нить судьбы»
Педагог: Спасибо за работу! Очень рада буду с вами встретиться на следующем занятии! До свидания!
Вопросы.
Игра
Поощрение




Литература для педагога
Театр-студия в современной школе: программы, конспекты занятий, сценарии/ С.Ю. Кидин, отличник нар. просвещения, заслуж. работник культуры. – Волгоград: Учитель, 2009.
Ступени. Программа областной заочной школы культуры «Ступени» (театральное отделение)
Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников: Программа и реперетуар. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.
Мастерство актера, работа режиссера (Учебное пособие для режиссерского отделения факультета общественных профессий педвузов)
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]



Литература для детей
Театр-студия в современной школе: программы, конспекты занятий, сценарии/ С.Ю. Кидин, отличник нар. просвещения, заслуж. работник культуры. – Волгоград: Учитель, 2009.
Ступени. Программа областной заочной школы культуры «Ступени» (театральное отделение)
Мастерство актера, работа режиссера (Учебное пособие для режиссерского отделения факультета общественных профессий педвузов)

Єђ Заголовок 1Nђ Заголовок 315