Программа Мы здоровыми растем

Пояснительная записка

Программа «Мы здоровыми растем» (72 часа) рассчитана на учащихся младших классов и среднего звена (по 9 часов в каждом классе), имеет концентрический принцип, то есть обучение предлагается проводить по идентичным направлениям, каждое из которых, основываясь на знаниях и умениях, полученных на предыдущих этапах обучения, расширяет объем теоретических сведений и сложность практических навыков. В основу программы легли «Педагогика здоровья» под редакцией В.П. Касаткина, программа Санкт-Петербургского педагогического университета од редакцией Г.К. Зайцева.
Главная цель – научить школьников вести здоровый образ жизни с учетом индивидуальности каждого. Исходя из главной цели, вытекают и задачи программы:
- дать знания о факторах, влияющих на состояние здоровья;
- осуществлять профилактику вредных привычек;
- убедить ребенка в том, что «здоровье – это вершина, которую каждый должен покорить сам»;
- формировать важнейшие социальные навыки.
На каждом занятии по данной программе необходимо использовать деятельностный подход в обучении, который побуждает обучаемых принимать на себя ответственность за знания. Занятия не должны сводиться к запугиванию: «Не делай этого, а то заболеешь или умрешь». Такой подход, по данным психологов, низкоэффективен, информация быстро забывается. У школьников должно быть выработано сознательное отношение к сохранению своего здоровья, неприятие вредных привычек, стремление вести здоровый образ жизни.
Основные знания и умения
К концу восьмого года обучения учащиеся должны знать:
- факторы, укрепляющие и нарушающие здоровье;
- причины инфекционных и вирусных заболеваний;
- основные химические и биологические загрязнители пищи;
- гигиенические правила сохранения зрения;
- роль закаливания и правила его выполнения;
- о положительных и отрицательных эмоциях и их роли в нашей жизни;
-пути выхода их конфликтных и стрессовых ситуаций;
-иметь представление о влиянии экологической обстановки на здоровье человека.
К концу восьмого года обучения учащиеся должны уметь:
- регулировать труд и отдых;
- составлять индивидуальный режим дня;
- соблюдать правила здорового питания;
- осознанно противостоять вредным привычкам и формировать у себя здоровые привычки;
- снимать утомление с глаз;
- обращаться с незнакомыми растениями и ягодами;
- противостоять физическим и умственным перегрузкам;
- демонстрировать навыки общения;
- избегать рискованных для здоровья форм поведения.

Рекомендуемые практические работы

2 класс. Разучивание комплекса гимнастики для сохранения осанки и укрепления мышц. Разучивание комплекса упражнений для укрепления мышц.
3 класс. Упражнения на развитие зрительной памяти. Разучивание комплекса дыхательной гимнастики.
4 класс. Измерение пульса человека в состоянии покоя и после физических нагрузок. Разучивание комплекса упражнений гимнастики для глаз.
5 класс. Составление индивидуального режима дня. Разучивание комплекса упражнений для профилактики плоскостопия. Определение наличия плоскостопия.
6 класс. Тренинг: как сказать: «нет»?
7 класс. Построение модели поведения в стрессовой ситуации.
8 класс. Построение модели поведения в конфликтной ситуации. (Конфликт со сверстниками, родителями, учителями).

Тематическое планирование

2 класс
1. Что значит быть здоровым? Что значит быть больным?
2. Отчего возникают болезни? Что нужно знать и уметь, чтобы не болеть?
3. Режим дня и его основные компоненты.
4. Сон-это отдых для моего организма. Сколько надо спать? Как спать правильно?
5. Правила просмотра телевизионных передач.
6. Как уберечься от простуды?
7. Правила приема пищи.
8. Путешествия зубной щетки. Уход за полостью рта.
9. Лекарства нужные и ненужные тебе.

3 класс
1. Что нарушает здоровье и что его укрепляет.
2. Твой режим дня в выходные дни.
3. От чего зависит твоя осанка?
4. Какие враги есть у глаз?
5. Чем опасно пассивное курение?
6. Почему простуде подвержены органы дыхания?
7. Здоровые зубы – здоровый организм. Кариес.
8. Как работает сердце? Как тренировать сердце?
9. Лекарства зеленой аптеки.

4 класс
1. Человек и его здоровье. Значение здорового образа жизни.
2. Отрицательные и положительные эмоции в твоей жизни.
3. Как правильно выполнять домашнюю работу, чтобы не уставать.
4. Условия сохранения правильной осанки.
5. Гимнастика для глаз. Предупреждение их переутомления.
6. Профилактика гриппа и воздушно-капельных инфекций.
7. В чем вред «быстрой» еды?
8. Вредные и полезные привычки.
9. Значенией влажной уборки и проветривания помещения.

5 класс
1. Общее понятие о профилактике болезней.
2. .Дефекты зрения: близорукость, дальнозоркость.
3. Работоспособность и утомление. Гигиена умственного и физического труда.
4. Отчего возникает плоскостопие?
5. Полезные и вредные традиции питания.
6. Заболевания дыхательной системы и их профилактика.
7. Малокровие. Причины возникновения заболевания.
8. Гигиена кожи. Как правильно закаливать организм?
9. Погода и здоровье человека. Сезонные требования к одежде и обуви.

6 класс
1. Духовно-нравственное здоровье человека.
2. Понятие об эмоциях. Умение владеть собой.
3. Стресс и его воздействие на человеческий организм.
4. Биоритмы в жизни человека.
5. Возрастные особенности скелета и мышц. Профилактика нарушений осанки
6. Первая помощь при пищевых отравлениях.
7. Предметы домашнего быта как источник нарушения здоровья (бытовая химия, отделочные материалы, косметика и т.д.)
8. Курение и здоровье.
9. Влияние экологии на здоровье человека.

7 класс
1. Что продлевает и сокращает жизнь?
2. Пути выхода из стрессовых ситуаций.
3. Твое поведение и здоровье окружающих.
4. Основные компоненты режима дня с учетом возрастных особенностей.
5. Профилактика заболеваний пищеварительной системы.
6. Гигиена сна в подростковом возрасте.
7. Токсические вещества, их влияние на организм.
8. Алкоголь и здоровье.
9. Радиация и здоровье.



8класс
1. Быть здоровым – это значит
2. Вера и здоровье. Роль религии в здоровье человека.
(Основные плюсы и минусы).
3. Кризисные состояния у подростков. Конфликты, их влияние на состояние здоровья.
4. Неврозы и их профилактика.
5. Понятие об иммунитете. СПИД.
6. Вирусные заболевания и их профилактика.
7. Диеты. Плюсы и минусы.
8. Наркомания и здоровье.
9. Экологическая обстановка в нашей области. Ее влияние на состояние здоровья людей.








13PAGE 15


13PAGE 14415




Заголовок 3 Заголовок 915