Учебная программа внеурочной деятельности по изучению биологии и экологии и формированию экологической культуры у учащихся Изучаем. Исследуем. Познаем

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФОРМИРОВАНИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У ОБУЧАЮЩИХСЯ «ИЗУЧАЕМ. ИССЛЕДУЕМ. ПОЗНАЕМ»

Бозаджиев В.Ю. – учитель биологии
МБОУ «Гимназия № 117»

Экологическая проблема сегодня не только проблема сохранения окружающей среды от загрязнения, это и проблема предотвращения стихийного воздействия людей на природу, сознательно, планомерно развивающееся взаимодействие с нею, которое осуществимо при наличии в каждом человеке достаточного уровня экологической культуры. По мнению С.Н. Глазачева, экологическая культура представляет собой совокупность требований, норм, предъявляемых к экологической деятельности, готовность человека следовать этим нормам, характеризует особенности сознания, поведения и деятельности людей во взаимодействии с природой, в оптимизации своих отношений с окружающей средой.
Особенности формирования у школьников любви и бережного отношения к природе раскрыты в работах Т. А. Бобылевой, А. В. Миронова, А. А. Плешакова, Л. П. Салеевой и др.
Проблемы экологического воспитания разработаны в работах И. Д. Зверева, А. Н. Захлебного, Б. Т. Лихачева, Н. М. Мамедова, Л. П. Салеевой, И. Т. Суравегиной и других.
О значении краеведческого материала в воспитательной работе писали в своих трудах Т. А. Бабакова, Л. П. Салеева и другие.
Методологические основы естественнонаучных аспектов школьного экологического образования представлены в работах Н.М. Верзилина, А.М. Захлебного, И.Д. Зверева, И.Т. Суравегиной и др.
Сегодня биологию можно выделить в особую образовательную область, включающую в себя специальные интегративные курсы по биологии и экологии.
Начиная с Я. А. Коменского, официальный статус получает принцип природосообразности. Но однозначного его понимания не было. Я. А. Каменский рассматривал человека как органическую часть природы, живущую по ее законам, развивающеюся согласно циклам времен года. Ж. Ж. Руссо усматривал в человеке совершенное творение Бога. Чтобы сохраниться таковым, человек должен вернуться в природу, к чистоте и непосредственности ее отношений. Он первый понял опасность цивилизации и призвал: «Назад, к природе!» общество восприняло это как недомыслие и чудачество. И. Г. Песталоцци видел в человеке сущностные силы, которые успешно развиваются лишь в условиях, максимально приближенных к природе к принципу природосообразности. А. Дистервег добавляет принцип культуросообразности. К. Д. Ушинский реализовал принцип природосообразности в нескольких направлениях. Одно из них состоит в глубоком познании природы самого ребенка, его анатомии, физиологии, в приближении содержания и организации(психологии, другое в организации воспитания на(педагогического процесса к природе, третье народные традиции и обычаи. Л. Н.Толстой считал совершенной саморазвивающуюся природу ребенка, в природной среде видел идеальные условия проявления человеческой натуры, усматривал в естественном трудовом цикле взаимодействия человека с природой идеал образа жизни. Выдающиеся советские педагоги А. С. Макаренко, С. Т. Шацкий, В. А. Сухомлинский не мыслили себе организации здорового и целесообразного педагогического процесса вне природы, вне нравственных, эстетических взаимосвязей с ней. В. А. Сухомлинский понимал, что знания и навыки сами по себе не воспитывают. При изменении традиционно-потребительского отношения к природе, изменяются убеждения, деятельность ученика строится в постоянном общении с природой и работой над гармонизацией нарушенной биосферы.
В настоящее время работа над проблемами экологического воспитания продолжается.
Сейчас необходимо говорить о формировании экологической культуры, как социально необходимого нравственного качества личности.
В связи с этим для педагогов-экологов актуальной является задача организации образовательного процесса, способствующего воспитанию гуманного, ответственного отношения как к природным, так и социальным компонентам окружающей среды, т.е. становлению экологической культуры. Важнейшими средствами развития учащихся выступают содержание и технологии обучения, которые оказывают наиболее плодотворное развивающее влияние на личность в том случае, если сам учащийся принимает участие в их конструировании, и которые являются предметом непосредственной практической деятельности.
В связи с вышесказанным можно констатировать следующие противоречия между:
- традиционной организацией учебного процесса в школе и необходимостью внедрения других форм учебного процесса, создающих условия для формирования экологической культуры учащихся, позволяющих по-новому организовать процесс обучения, взаимоотношения между учителем и учеником;
- востребованностью современных педагогических технологий, включая информационно-коммуникативные, проектно-исследовательского метода в современном экологическом образовании и недостаточностью разработанных технологий его применения.
Экологическое образование и воспитание позволяют прививать общечеловеческие ценности гуманистического характера:
понимание жизни как высшей ценности;
человек как ценность всего смысла познания;
универсальные ценности природы;
ответственность человека за судьбу биосферы, природы Земли.
Средствами экологического образования можно формировать следующие ключевые компетентности:
в области общественно-политической деятельности; 
в профессиональной сфере; 
в учебно-познавательной деятельности;
компетентность в эколого-практической деятельности.
Изменившаяся ситуация требует от системы образования не только загружать ученика набором сведений и фактов, а создавать условия для развития умений понимать и осмысливать, искать и выбирать. Очень важно, чтобы информация была чёткой, иллюстративной, разнообразной по форме (это особенно важно в современном информационном обществе), корректной (в том числе и с научной точки зрения), представляющей разные позиции (там, где это возможно и целесообразно), доступной для понимания школьника (ориентированной на возрастные особенности и уровень подготовленности).
Учащиеся должны уметь переводить текстовую информацию в графический формат и наоборот, обобщать полученные данные, различать важное и второстепенное, сравнивать с точки зрения общего и различий, синтезировать новый продукт своей познавательной деятельности, проявлять творчество, выбирать из имеющихся альтернатив, формулировать аргументы и контраргументы.
В тоже время, и учитель, имеет значительно более широкий круг источников. Традиционные устные и письменные источники могут быть дополнены графическими, электронными, визуальными, вещественными, видеоресурсами.
Биология, как ни один школьный предмет, тесно связала с гуманной сущностью человека. Биологические науки помогают школьнику наглядно видеть и понимать естественную связь всего живого и определить место человека в богатейшем и разнообразном мире природы, К сожалению, долгое время биология как школьная дисциплина была отодвинута на второй план, и это обстоятельство отрицательно сказывалось на образовательном и воспитательном процессах.
Несомненно, школьный курс биологии должен занять достойное место в естественно-научном образовании и нравственном воспитании детей, так как знакомит учащихся с основными биологическими законами и учит их, сохраняя неповторимую красоту природы, грамотно относиться ко многим экологическим проблемам, имеющим жизненно важное значение.
Преподавание предмета биологии в школе так же невозможно без ориентации на краеведческий компонент предмета. Так возникла идея создания серии электронных учебно-дидактических пособий под общим названием «Атласы-определители», которые были разработаны творческой группой учителей биологии, в которою входил и я, под руководством доцента кафедры математики и естественных дисциплин РИПК и ППРО Татьяны Владимировны Барсуковой. Разработанные творческой группой электронные учебно-дидактические пособия легли в основу моих уроков биологии в 6 и 7 классах, а так же в основу разработанного мною элективного курса «Живая природа Донского края».
На своих уроках и во внеурочной деятельности с учащимися я использую указанные выше, разработанные электронные образовательные ресурсы по биологии (по ботанике и зоологии, с элементами регионального компонента). Разработанные электронные пособия прошли экспертизу специалистов Российской академии образования и имеют соответствующие свидетельства. Использование данных электронных образовательных ресурсов способствует повышению заинтересованности обучающихся к изучению предмета и повышения качества усвоения ими учебного материала.
В этом выражается актуальность и необходимость использования в современном развивающем образовании продуктивных методов, к числу которых относится «метод учебных проектов».
Возвращение к этому методу было обусловлено новыми социально-экономическими условиями и потребностями современного российского образования, задача которого – сформировать творчески мыслящую личность, самостоятельную и инициативную. Проекты являются средством интеграции, дифференциации и гуманизации образования, значимым средством формирования экологической культуры учащихся.
Учебно-исследовательская деятельность учащихся способствует пониманию сути глобальных проблем экологии, готовит учащихся к самостоятельному выбору своей мировоззренческой позиции, развивает умения решать проблемы, воспитывает гражданскую позицию и ответственное отношение к человечеству и среде его обитания.
Перед учебно-исследовательской деятельностью учащихся стоят следующие задачи:
формирование целостного представления о природном и социальном окружении как среде обитания и жизнедеятельности человека, воспитание ценностных ориентаций и отношений к ней;
обучение методам познания окружающего мира;
воспитание эстетического и нравственного отношения к окружающей среде, умения вести себя в ней в соответствии с общечеловеческими нормами морали, активное присвоение нравственных запретов и предписаний в отношениях с природой;
формирование у учащихся потребности в здоровом образе жизни; 
выработка ответственности за собственное благополучие (экологию своего тела) и экологическое благополучие окружающей среды;
становление начального опыта защиты природной среды и своего здорового образа жизни.
В основе реализации данной программы лежит реализация авторской модели экологического воспитания обучающихся «Детский образовательно-развивающий центр экологической культуры «ЭКОЛАЙФ» МОУ гимназии №117 Советского района». Экологическое движение «Эко-друзья» гимназии № 117 действует в нескольких направлениях воспитание экологической культуры у учащихся, формирование у учащихся исследовательских навыков, воспитание трудолюбия путем участия в акциях безвозмездного гражданского служения обществу. Данная программа разработана авторским коллективом педагогов МБОУ «Гимназия № 117» в составе Бозаджиева В.Ю., Рудь Н.Б. и Ярмовой Т.Б.
Экологическая воспитательная работа с гимназистами – участниками детского общественного экологического объединения «Эко-друзья» ведется в следующих формах: воспитание у обучающихся трудолюбия путем их участия в экологических акциях в форме безвозмездного гражданского служения обществу; просветительским (реализуется в деятельности агитбригад, состоящих из обучающихся – членов детских объединений Школьной республики «XXI век» и экологического движения «Эко-друзья». Члены агитбригад выступают с лекциями, разъяснительными сценическими композициями перед учащимися и родителями, проводят социологические опросы); воспитание у учащихся экологической культуры, участие в развивающих экологических конкурсах и олимпиадах. При этом интеллектуально-развивающая и художественно-эстетическая направленность в воспитательной работе являются доминирующими.
Гимназисты – члены движения «Эко-друзья» осуществляют свою деятельность в следующих направлениях:
- организовывают и проводят экологические акции в форме добровольного безвозмездного служения обществу, в том числе и по поддержанию чистоты территории гимназии и родника, протекающего в балке Рябинина;
- организовывают сбор корма бездомным животным, содержащимся в городском приюте;
- проводят для младших школьников гимназии разнообразные экологические праздники; проводят в гимназии различные конкурсы; участвуют в деятельности различных экологических и молодежных организаций и движений;
- проводят разъяснительную работу среди учащихся, родителей, жителей микрорайона гимназии;
- ведут социологические опросы по природоохранной тематике и делают их анализ;
- проводят исследовательскую работу естественно – научной направленности в рамках развивающей деятельности гимназии и реализации авторской модели образовательно – развивающего пространства гимназии «Ноосфера». Данная модель разработана авторским коллективом педагогов МБОУ «Гимназия № 117» в составе Бозаджиева В.Ю., Рудь Н.Б. и Ярмовой Т.Б.
Данное детское общественное экологическое объединение является базой для апробации одной из инновационной педагогической модели экологического образования и воспитания учащихся на основе вовлечения их в детское экологическое движение, в творческую и развивающую деятельность.
Цель программы: повысить качество усвоения биологических и экологических знаний.
Ожидаемый результат:
1. Развитие навыков самостоятельной исследовательской работы.
2. Развитие эмоциональной отзывчивости, умения и желания активно защищать, улучшать, облагораживать природную среду; воспитание ответственного отношения к природе.
Во время апробации программы в МБОУ «Гимназия № 117» накоплен богатый опыт формирования экологической культуры, который осуществляется в следующих формах:
предметная - деятельность на уроках экологии (изучение теоретического материала, решение экологических задач, выполнение творческих работ, составление кроссвордов и многое другое); 
межпредметная - внедрение экологического содержания в уроки биологии, химии, географии, просмотр фильмов и презентаций на экологические темы;
внеурочная - различные формы внеурочной и внеклассной воспитательной работы: проведение экологических мероприятий, участие в экологических акциях, организация экологических выставок, разработка и проведение классных часов.
исследовательская деятельность учащихся - ежегодная организация и проведение экологической конференции среди учащихся , участие победителей экологической конференции в ДАНЮИ и других научно - практических конференциях учащихся всех уровней.
Таким образом, как показывает практика, учебно - исследовательская деятельность способствует формированию нового типа обучающегося, обладающего набором умений и навыков самостоятельной поисковой (исследовательской) конструктивной работы, презентационными умениями и навыками, владеющего способами целенаправленной деятельности, готового к сотрудничеству с руководителем и взаимодействию, наделенного опытом самообразования, навыкам оценочной самостоятельности.
Использование учебно - исследовательской деятельности на уроках и во внеурочной деятельности позволяет получить ряд практических результатов: рост качества знаний, развитие коммуникативных умений, формирование активной жизненной позиции, развитие интереса к естественным наукам и другое.
Самое главное, участие в экологических и научно - практических конференциях позволяет приобрести учащимся уникальный опыт, невозможный при других формах обучения.

Библиографический список.

1. Буковская, Г.В. Формирование экологической культуры школьников [Текст] / Г.В. Буковская. - Тамбов, 1999.
2. Развитие исследовательской деятельности учащихся : метод. сб.- М.: Народное образование, 2010.
3. Бережнова Е.В.Основы учебно - исследовательской деятельности студентов: Учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений \ Бережнова Е.В., Краевский В.В. - М.: Издательский центр "Академия", 2005.
4. Захлебный А.Н., Суравегина И.Т. "Экологическое   образование школьников во внеклассной работе", М.: Изд-во " Просвещение" , 1984 г.
5. Маркович Д.Ж. "Социальная экология", Москва, "Просвещение", 1991 г.