Программа внеурочной деятельности для 6-7 кл.Исследуем мир растений


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Стабенская средняя школа Смоленского района Смоленской областиСогласовано «Утверждаю»
С зам. директора Деркач В.А. Директор МБОУ Стабенской СШ
_____________ _____________ Е.И.ХомельПринято педсоветом
Протокол №1 от 29.08.2014
Рабочая программа внеурочной деятельности
«Исследуем мир растений»
Возраст обучающихся: 12-13 лет (6-7 кл.)
Срок реализации: 1 год
Программа составлена учителем биологии Деркач В.А.
Д. Покорное
2014-2015 уч. год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа разработана для учащихся 6-7 классов.
Количество часов в неделю - 1
Количество часов в год – 34
Изучение курса направлено на решение следующих задач:
освоить знания о многообразии объектов и явлений природы; связи мира живой и неживой природы; изменениях природной среды под воздействием человека;
овладеть начальными исследовательскими умениями проводить наблюдения, учет, опыты и измерения, описывать их результаты, формулировать выводы;
развить интерес к изучению природы, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения познавательных задач;
воспитать положительного эмоционально-ценностного отношения к природе; стремления действовать в окружающей среде в соответствии с экологическими нормами поведения, соблюдать здоровый образ жизни;
применить полученные знания и умения для решения практических задач в повседневной жизни, безопасного поведения в природной среде, оказания простейших видов первой медицинской помощи. 
Организация процесса обучения регламентирована следующими нормативными документами:
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
Приказа Министерства образования РФ от 09.03.2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования»
Приказ Министерства образования и науки РФ от Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»,зарегистрированный в Минюсте России 01 февраля 2011 года, регистрационный номер 19644.
Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», зарегистрированные в Минюсте России 03 марта 2011 года, регистрационный номер 1993.
Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного стандарта.
Рекомендации Министерства образования и науки РФ от Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 ноября 2011 г. № МД-1552/03 «Об оснащении общеобразовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным оборудованием, необходимым для реализации ФГОС основного общего образования, организации проектной деятельности, моделирования, технического творчества обучающихся».
Примерные программы по учебным предметам.
Устав МБОУ Стабенской СШ
Актуальность изучения курса.
Внеурочная деятельность по курсу «Исследуем мир растений» предполагает подготовку в течение учебного года исследовательской работы, посвященной одному из растений, произрастающих на территории микрорайона школы (Стабенской сельское поселение). Таким образом, коллективная работа будет выглядеть как «Атлас растений микрорайона Стабенской средней школы».
В индивидуальную работу каждого ребенка будут входить результаты наблюдений, рисунки, фотографии, гербарные образцы, творческие работы. Каждый ученик будет специалистом по одному выбранному растению, а во время защиты работы познакомится с растительным миром своей местности с помощью своих одноклассников.
Помимо теоретических исследований работы будут содержать информацию об использовании растений в практической деятельности человека, рецепты, что позволит во время заболеваний использовать не только химические лекарственные препараты, но и лекарственные растения. Обучающиеся смогут осознать роль зеленых растений на планете, изучая растения из своего ближайшего окружения.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА
Спецкурс «Исследуем мир растений» имеет комплексный характер, так как включает основы различных биологических наук о растениях: морфологии, анатомии, физиологии, экологии, фитоценологии, микробиологии, растениеводства и основы исследовательской деятельности (методика проведения и правила оформления исследовательской работы). Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутри предметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.
МЕСТО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ.
Освоение курса относится к внеурочной деятельности и может реализовываться через факультативную или кружковую деятельность.
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА.
Реализация рабочей программы спецкурса должна направлена на достижение обучающимися следующих личностных результатов:
1) знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;
2) реализация установок здорового образа жизни;
3) сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам.
Метапредметными результатами освоения являются:
овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;
способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.
Предметными результатами являются:
выделение существенных признаков биологических объектов;
классификация — определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;
объяснение роли биологии в практической деятельности людей;
сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
выявление изменчивости организмов; приспособлений организмов к среде обитания; типов взаимодействия разных видов в экосистеме;
овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.
овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.
5. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
№ п/п Название темы (раздела) Кол-во часов Основное содержание темы, термины и понятия Творческая и исследовательская деятельность
1 Азы исследовательской деятельности 3 Исследовательская деятельность Методы исследования в биологии. Понятие «объект исследования, гипотеза». План исследования, цель и задачи исследования Наблюдение, опыт, эксперимент.Многообразие растений Подготовка оформленной исследовательской работы в течение учебного года
2 Систематика растений 2 Многообразие растений. Определитель растений Систематические единицы Подготовка оформленной исследовательской работы в течение учебного года
3 Морфология растений 4 Морфологические особенности изучаемого растения Морфология, листовая мозаика, особенности строения корня, побега, листорасположение, структуру листа, жилкование , строение цветка, плодов Подготовка оформленной исследовательской работы в течение учебного года
4 Анатомия растения 6 Анатомия изучаемого растения. Клеточное строение изучаемого растения .Работа в лаборатории Подготовка оформленной исследовательской работы в течение учебного года
5 Физиология растений 7 Особенности жизнедеятельности растения. Дыхание, фотосинтез, тропизмы. Сезонные изменения в жизни растения Подготовка оформленной исследовательской работы в течение учебного года
6 Экология растений 3 Экологические особенности произрастания Географический ареал распространения Подготовка оформленной исследовательской работы в течение учебного года
7 Роль растения в природе и жизни человека 6 Биоценозы, биогеоценозы с участием растений.пищевые цепи с данным растением, сообщества Пословицы, сказки, загадки и поговорки о растении рецепты и информация об использовании растения человеком Растение в литературных и музыкальных произведениях Подготовка оформленной исследовательской работы в течение учебного года
8 Правила оформления работы 4 Подготовка презентации по материалам проекта Оформление исследовательской работы (титульный лист и т.д.) Защита исследовательской работы (подготовка тезисов, выступления) Подготовка оформленной исследовательской работы в течение учебного года
6. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
№ п/п Примерные сроки изучения Кол-во часов Тема
Основное виды и формы внеурочной деятельности
Виды учебной деятельности в соответствии с планируемыми результатами обучения Дата
Личностные
результаты Метапредметные результаты (освоение учащимися УУД) Предметные результаты Азы исследовательской деятельности 3ч
1 2-6.09 1 Исследовательская деятельность Познавательная деятельность
Формирование познавательных интересов Учатся составлять план исследования Знакомятся с особенностями исследовательской деятельности 2 9-13.09 1 Методы исследования в биологии Познавательная деятельность
Формирование познавательных интересов Знакомятся с универсальными научными методами Изучают методы исследования в биологии 3 16-20.09 1 Экскурсия «Мир растений» Познавательная деятельность, краеведческая деятельность
Формирование познавательных интересов Учатся составлять отчет по экскурсии Выбирают объект исследования, готовят гербарные образцы
Систематика растений 2ч 4 23-27.09 1 Работа с определителем растений Познавательная деятельность
Формирование познавательных интересов Учатся работать с источником информации Учатся работать с определителем 5 30-4.10 1 Систематика изучаемого растения Познавательная деятельность
Формирование познавательных интересов Учатся работать с источником информации Определяют систематическое положение выбранного растения Морфология растений 4ч 6 7-11.10 1 Морфологические особенности изучаемого растенияЭкскурсия Познавательная деятельность, художественное творчество
Формирование познавательных интересов Учатся работать с живыми объектами Зарисовывают растение, проводят измерения размеров 7 14-18.10 1 Морфологические особенности изучаемого растения Познавательная деятельность
Формирование познавательных интересов Учатся работать с живыми объектами Изучают особенности строения корня, побега, листорасположение, структуру листа, жилкование , строение цветка, плодов 8 21-25.10 1 Морфологические особенности изучаемого растения Познавательная деятельность
Формирование познавательных интересов Учатся работать с живыми объектами Изучают особенности строения корня, побега, листорасположение, структуру листа, жилкование , строение цветка, плодов 9 28-2.11 1 Морфологические особенности изучаемого растения Познавательная деятельность
Формирование познавательных интересов Учатся работать с живыми объектами Изучают особенности строения корня, побега, листорасположение, структуру листа, жилкование , строение цветка, плодов Анатомия растений 6ч
10 11-15.11 1 Анатомия изучаемого растения Познавательная деятельность
Формирование познавательных интересов Учатся работать с живыми объектами Изучают внутреннее строение 11 18-22.11 1 Анатомия изучаемого растения Познавательная деятельность
Формирование познавательных интересов Учатся работать с живыми объектами Изучают внутреннее строение 12 25-30.11 1 Клеточное строение изучаемого растения Познавательная деятельность
Формирование познавательных интересов Учатся работать с живыми объектами Готовят микропрепарат растения. Рассматривают его под микроскопом 13 2-6.12 1 Работа в лаборатории Познавательная деятельность
Формирование познавательных интересов Учатся работать с инструкциями, оборудованием Учатся работать с инструкциями, оборудованием 14 9-14.12 1 Работа в лаборатории Познавательная деятельность
Формирование познавательных интересов Учатся работать с инструкциями, оборудованием Учатся работать с инструкциями, оборудованием 15 14-20.12 1 Работа в лаборатории Познавательная деятельность
Формирование познавательных интересов
Учатся работать с инструкциями, оборудованием Учатся работать с инструкциями, оборудованием Физиология растений 4ч
16 23-27.12 1 Особенности жизнедеятельности растения Познавательная деятельность
Формирование познавательных интересов Учатся работать с источником информации Знакомятся с особенностями жизнедеятельности растений 17 13-17.01 1 Особенности жизнедеятельности растения Познавательная деятельность
Формирование познавательных интересов Учатся работать с источником информации Знакомятся с особенностями жизнедеятельности растений 18 20-24.01 1 Сезонные изменения в жизни растения
Экскурсия Познавательная деятельность.
Краеведческая деятельность. Формирование познавательных интересов Учатся работать с источником информации Ведут фенологические наблюдения за растением. 19 27-31.01 1 Сезонные изменения в жизни растения Познавательная деятельность
Формирование познавательных интересов Учатся работать с источником информации Знакомятся с особенностями жизнедеятельности растений Экология растений 3ч 20 3-7.02 1 Экологические особенности произрастания Познавательная деятельность
Формирование познавательных интересов Учатся работать с источником информации Изучают экологические факторы, оказывающие преимущественное влияние на произрастание данного растения. Определяют его отношение к различным экологическим группам 21 10-14.02 1 Экологические особенности произрастания Познавательная деятельность
Формирование познавательных интересов Учатся работать с источником информации Знакомятся с особенностями жизнедеятельности растений 22 17-21.02 1 Географический ареал распространения Познавательная деятельность
Формирование познавательных интересов Умение работать с картой Наносят на контурную карту ареал распространения данного растения Роль растения в природе и жизни человека 6 ч
23 24-28.02 1 Роль растения в природе Познавательная деятельность
Проблемно-ценностное общение Формирование познавательных интересов Умение собирать и анализировать информацию Рассматривают биоценозы, биогеоценозы с участием растений. Составляют пищевые цепи с данным растением, зарисовывают сообщества 24 3-7.03 1 Роль растения в жизни человека Познавательная деятельность
Проблемно-ценностное общение Формирование познавательных интересов Умение собирать и анализировать информацию Собирают рецепты и информацию об использовании растения человеком 25 10-14.03 1 Пословицы, сказки, загадки и поговорки о растении Познавательная деятельность
Формирование познавательных интересов Умение работать с различными источниками информации Из различных источников собирают информацию 26 17-21.03 1 Пословицы, сказки, загадки и поговорки о растении Познавательная деятельность
Формирование познавательных интересов Умение собирать и анализировать информацию Из различных источников собирают информацию 27 31-4.04 1 Растение в литературных и музыкальных произведениях Познавательная деятельность
Формирование познавательных интересов Умение собирать и анализировать информацию Из различных источников собирают информацию 28 7-11.04 1 Творческая работа - подготовка сказки о выбранном растении Художественное творчество Формирование познавательных интересов Умение собирать и анализировать информацию Учатся творчески преподносить информацию о растениях Правила оформления работы 4ч
29 14-18.04 1 Подготовка презентации по материалам проекта Познавательная деятельность
Формирование познавательных интересов Умение работать в программе презентаций Учатся логично и сжато излагать биологическую информацию 310 21-25.04 1 Оформление исследовательской работы (титульный лист и т.д.) Художественное творчество Формирование познавательных интересов Умение работать в программе печати Учатся логично и сжато излагать биологическую информацию 31 28-2.05 1 Защита исследовательской работы (подготовка тезисов, выступления) Проблемно-ценностное общение Умение проводить защиту работы, анализировать работу других и свою 32 5-9.05 1 Защита исследовательской работы (подготовка тезисов, выступления) Познавательная деятельность
Проблемно-ценностное общение Умение проводить защиту работы, анализировать работу других и свою Итого:32
Резерв:3
Всего: 35
7. ОПИСАНИЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Учебно-методическое обеспечение
Класс Методическое, дидактическое обеспечение
6-7 1)Пасечник В. В. Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 5 класс. Методическое пособие / М.: Дрофа, 2012 г.
2). И.Н.Пономарева, О.А. Корнилова, В.С.Кучменко. Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. 6 класс. Методическое пособие для учителя.- М.: Вентана-Граф, 2005;
3). Т.А.Сухова, В.И.Строганов, И.Н.Пономарева. Биология в основной школе: Программы. - М.: Вентана-Граф, 2005. - 72с;
4) Дмитриева ТА., Суматохин С. В. Биология. Растения, бактерии, грибы, лишайники, животные. 6-7кл.: Вопросы. Задания. Задачи. - М.: Дрофа, 2008.- 128с: 6 ил. - (Дидактические материалы);
5)Фросин В. Н., Сивоглазов В. И. Готовимся к единому государственному экзамену: Биология. Растения. Грибы. Лишайники. - М.: Дрофа, 2005. - 112с;
6)Энциклопедии.справочники, электронные пособия
7) Н. Ф. Бодрова «Изучение курса «Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники». Книга для учителя. Поурочное планирование. Воронеж, 2009 г.
8)Журналы «Биология в школе»
Материально-техническое обеспечение
Микроскопы, микропрепараты, лаборатория «Архимед», оборудование для проведения лабораторных работ, оборудование для проведения лабораторных работ «Прорастание семян», цифровой микроскоп, таблицы по биологии, природные объекты, гербарии, муляжи, компьютер, проектор, экран