Технологическая карта урока русского языка Правописание глаголов в прошедшем времени


Технологическая карта урока
Ф.И.О. учителя Булыгина Вера Арсеньевна
Класс/группа: 4 класс
Дата: 21.04.2016
Предмет: Русский язык
Тема урока: «Правописание глаголов в прошедшем времени».
Место и роль урока в изучаемой теме:
Урок русского языка по теме «Правописание глаголов в прошедшем времени» разработан по программе УМК «Школа России» В.П. Канакина для проведения в 4 классе. Данный урок относится к разделу «Глагол». Проводимый урок – девятнадцатый из 32 часов в изучении всего раздела. Тип урока – урок освоения нового знания. Для реализации поставленных целей использовались приёмы и методы технологии АМО.
Цель урока: Актуализация знаний об особенностях глаголов в прошедшем времени, развитие умения распознавать глагольные формы прошедшего времени и писать родовые окончания глаголов в прошедшем времени.
Задачи урока:
образовательные:
создать условия для ознакомления с правилом написания родовых окончаний глаголов в прошедшем времени;
совершенствовать умения правильно писать и выделять родовые окончания глаголов прошедшего времени;
способствовать развитию умения определять грамматические признаки глагола;
анализировать, проводить обобщения, делать выводы

развивающие:
формировать новые способы действий, обучать работе по плану;
развивать эмоциональную сферу, творческое мышление, познавательную активность, память и связную речь обучающихся
воспитательные:
воспитывать у детей самоконтроль за монологической речью;
воспитывать внимательное отношение к окружающим;
воспитывать умение слушать друг друга.
установить связь с жизненным опытом ребенка
воспитывать интерес к русскому языку
Планируемые результаты:
Предметные (ученик научится/ ученик получит возможность научиться)
Обучающиеся научатся:
выделять родовые окончания глаголов прошедшего времени, совершенствуя навыки устной и письменной речи;
правильно писать родовые окончания глаголов прошедшего времени, подбирать синонимы к данным глаголам;
определять грамматические признаки глагола, выполнять морфологический разбор слова;
научатся  ориентироваться в своих знаниях;
находить ответы на поставленные вопросы в изучаемой теме;
научатся использовать жизненный опыт;
извлекать информацию из дополнительных источников.
Личностные
Обучающиеся смогут осознавать:
мотивационную основу учебной деятельности;
эстетическую ценность русского языка;
уважительное отношение к родному языку, гордость за него;
потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры;
социальную, практическую и личностную значимости учебного материала;
потребность норм поведения и правил при выполнении игрового задания
способность принять решение в социальном выборе
Метапредметные
способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным дисциплинам;
применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках окружающего мира, литературного чтения, ОРКСЭ и др..)

Формируемые УУД: регулятивные, познавательные, коммуникативные
Познавательные:
самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
осознанное и произвольное построение высказывания в устной и письменной форме;
анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам;
синтез, подведение под понятие
Регулятивные:
постановка учебной задачи;
определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата;
предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;
оценивание качества и уровня усвоения материала;
планирование своей деятельности в соответствии с целью урока;
внесение корректив в план действий
Коммуникативные:
умение с достаточной полностью и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации
умение понимать речь других, договариваться о правилах работы в группе.
Межпредметные связи: окружающий мир, литературное чтение, ОДНКНР, ИЗО, технология, музыка
Характеристика этапов урока/ занятия
Этап урока/ занятие Цель Содержание учебного
материала Методы и приёмы работы ФОУД Деятельность учителя/ педагога Деятельность обучающихся/ воспитанников
Фаза 1. «Начало образовательного мероприятия» Инициация (приветствие)
Создание позитивной и комфортной
атмосферы, настрой на рабочий лад.


Метод индукции
Время проведения: 2 мин.
Задачи:
создать обучающимся условия для формирования положительной мотивации;
создать благоприятную атмосферу.
Необходимые материалы:
Воздушный шарик
Технология проведения
(Слайд 1)
Дети получают воздушный шарик из рук учителя и вместе с учителем произносят слова: Здравствуйте! Доброе утро! Привет! Салют! Передают шарик другой паре, задевают друг друга, обязательно улыбаясь.
(Улыбки и проявляемые чувства участников при встрече очень важны, ведь по ним модератор может судить о настроении, с которым каждый отдельный участник и группа в целом начинают ОМ)
Варианты проведения метода Можно поздороваться ладонями, плечами, кулачками, коленями, глазами и т.д.
Происхождение метода
Авторский АМО «Воздушный шарик»
Парная
К Л – Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть вас. Предлагаю начать урок с любимой игры.
– Сегодня на наше приветствие мы возьмём вот этот воздушный шарик.
- Скажите, с чем ассоциируется у вас шарик?
- Мяч! Солнце! Глобус!
- Мы будем бережно передавать его от пары к паре, как будто бы это наша планета Земля и громко, улыбаясь, говорить слова приветствия:
– Привет! Салют! Здравствуйте! Доброе утро!
– Отлично! Давайте передадим шарик и поздороваемся с нашими гостями!
- А теперь посмотрите в глаза друг другу, мысленно пожелайте здоровья, повторяя при этом следующие действия и слова:
«Вот мы и встретились! Если нужна будет помощь, скажи. Я буду рад тебе помочь!»
Активное участие детей в игровой деятельности

Коммуникативная:
владение вербальными и невербальными средствами общения, т.е.
владение способами внутригруппового и межгруппового взаимодействия
Личностная:
способность осуществлять сознательный выбор
Фаза 1. «Начало образовательного мероприятия»
Вхождение или погружение в тему.
(целеполагание) Обеспечение мотивации обучения и осмысленности процесса обучения.

Метод постановки учебной задачи
Время проведения: 7 минут
Задачи:
нацелить учащихся на осознание предстоящей темы урока;
мотивировать учащихся на изучение данной темы
Необходимые материалы:
Компьютер, проектор и экран, ММ презентация.
Для формирования команд педагогом используются карточки 5 цветов с разными словами-действиями (глаголами)
-сбережём;
- помогаем;
- любим;
- храним;
- заботимся,
картинки-фигурки предметов природы.
Предварительная подготовка
Требуется приготовить ММ презентацию, цветные карточки и картинки-фигурки.
Технология проведения
(Слайд 2 - 4)
Учитель (модератор) с помощью стихотворения помогает обучающимся выяснить о предстоящем международном «Дне Земли», выясняет многозначность слова «земля» и предлагает выполнить минутку чистописания, дать характеристику предложений и выделить слово-глагол, для выяснения изучаемого раздела «Русского языка». Сообщает детям о своей проблеме, – в какой помощи нуждается наша планета, и какие добрые дела мы сможем сделать, чтобы ей помочь. Призывает их стать помощниками, чтобы всем успешно поработать для организации «Дня Земли»
С помощью картинок - рисунков (по содержанию) участники делятся на группы и готовятся выполнять, определив цель ОМ соответствующие действия:
- бережём;
- помогаем;
- любим;
- храним;
- заботимся
Примечание (Слайды 5-8)
Варианты проведения метода Создать проблемную ситуацию поможет любая тема праздника, любой персонаж гармонично вписывающийся в тему ОМ; для формирования команд могут быть использованы различные предметы (смайлики, фантики, геометрические фигуры, флажки и др.)
Происхождение метода – Авторский. АМО «День Земли». Фронтальная
ПКЛР
Индивидуальная
– Дорогие ребята и гости! Завтра
22 апреля международный «День Земли».
Мы речь свою ведём о том,
Что вся Земля – наш общий дом.
Наш добрый дом,
Просторный дом –
Мы все с рожденья в нём живём.
Ещё о том ведём мы речь,
Что мы должны наш дом сберечь.
Давайте докажем, что не зря
На нас надеется Земля!
- О чём это стихотворение!
- О дне Земли! О нашем общем доме – планете Земля!
- Вы правы! День Земли — это праздник, который отмечают люди всех национальностей и вероисповеданий. 22 апреля именины нашей планеты Земля! Сегодня наш урок мы посвятим ей
- Сколько лексических значений имеет слово «Земля»?
- Земля – это планета. Земля – это почва и суша. Земля – это родной край. Мы сбережём нашу планету!
- Запишите эти прекрасные слова на листах для чистописания
- Что общего между этими предложениями и в чём отличие?
- Предложения связаны между собой одной темой.
- Они отличаются по интонации и по цели высказывания.
- Верно.
- Какое предложение содержит призыв или утверждение?
- Мы сбережём нашу планету!
– Как вы понимаете значение слова «сбережём»?
- Будем охранять, заботиться, любить, помогать…
- Правильно! Молодцы! Вот в этом и нуждается наша планета Земля!
- К какой части речи относятся все эти слова?
- Это глаголы! Это части речи, которые обозначает действие предметов. Они отвечает на вопросы: что сделать, что сделать и т.п. Эта часть речи в предложении всегда выступает в роли главного члена – сказуемого.
- Можете ли вы сделать вывод о том, какую часть речи мы продолжим изучать?
- Глагол!
- Молодцы!
- Ребята, какую помощь мы сможем организовать для нашего дома, для планеты Земля?
1-й ребёнок:
Давайте будем беречь планету,Другой такой на свете нету!Развеем над нею и тучи, и дым,В обиду её никому не дадим!
2-й ребёнок:
Беречь будем птиц, насекомых и зверей.От этого станем мы только добрей.
3-й ребёнок:
Украсим всю Землю садами, цветами,Такая планета нужна нам всем с вами.
– Ребята, у нас много дел. Планета ждёт наших добрых дел, как же нам все успеть? Что нужно сделать?
– Нам нужно разделиться на 5 команд по действиям!
1. Бережём
2. Заботимся
3. Помогаем
4. Любим
5. Храним
- Выбирайте картинку-фигурку (по содержанию) и объединяйтесь в команды. Рассаживаетесь за столы по группам, на которых стоит карточка со словом – глаголом, соответствующим вашей картинке-фигурке.
– Отлично! А сейчас нужно определиться с темой урока русского языка
– Прочитайте скороговорку. Обратите внимание на ударение :
Перепёлка пе́ла, пе́ла,
Пе́репела перепе́ла. Пе́репел не утерпе́л –
Перепёлку перепе́л .И пою́т перепела́:
«Спать пора́, спать пора́!»
- Прочитайте в разных темпах.
- О ком эта скороговорка?
- О птицах, о перепелах.
- О живой природе, которая является неотъемлемой частью планеты Земля!
– Чем интересны слова в скороговорке?
- Здесь есть слова омонимы (одинаковые по звучанию, но разные по значению).
- Разные части речи!
- Верно! Определите время глаголов.
– Что мы сможем определять у глаголов прошедшего времени?
- Род
- Как это можно сделать?
- По окончаниям!
- Догадались ли вы, какая тема урока?
- Глаголы прошедшего времени.
- Какую цель мы поставим на уроке? К чему будем стремиться?
- Сможем находить глаголы прошедшего времени, правильно писать родовые окончания глаголов п.вр.!

Итак, мы разбились на команды для выполнения определённых действий. Дети включаются в обсуждение и решение проблемы, предлагают свои варианты решений проблемы
Информационная:
-высказывать мнения в результате обсуждения темы
Регулятивная: организация анализа и самооценки своих потребностей,
умение ставить задачу и пояснять ее.
Коммуникативная: владеть способами совместной деятельности в группе, выслушивать и принимать взгляды других людей.
Личностая:
осознание собственных потребностей и целей
Учебно-познавательная:
умение формулировать предположения
.
Фаза 1. «Начало ОМ»
Формирование ожиданий обучающихся, планирование эффектов урока Концентрация внимания, обеспечение ответственности за результат обучения, создание психологически-комфортной обстановки. Метод формирования ожиданий Время проведения: 3 минуты
Задачи:
1. формировать ответственность за результат обучения;
2.создать психологически-комфортную обстановку
Необходимые материалы: Заготовленные заранее из картона шаблоны деревьев, вазоны для них
Предварительная подготовка: вырезать шаблоны деревьев, приготовить «вазоны», фломастеры 3-х цветов
Технология проведения: Модератор заранее готовит 5 ёмкостей для шаблонов (для пяти команд). Учащимся раздаются шаблоны деревьев, и предлагается раскрасить листы дерева в жёлтый цвет, если предполагают успешной свою работу на протяжении всего урока. Если есть маленькие сомнения в успешности, то пользуются зелёным фломастером. Если дети опасаются того, что может помешать им на уроке, то раскрашивают листики красным цветом.
Дети озвучивают свои ожидания и опасения, обсуждают все вместе, делают выводы. Деревья собираются в «вазоны», и педагог сообщает детям о том, что за каждый ответ ученик будет получать деревце. В конце деятельности команда соберет их все в одну ёмкость. На протяжении всей деятельности каждый ребенок вносит свой вклад в общее дело, при этом видит свой результат участия.
Примечание: этот метод наглядно позволяет всем участникам образовательного процесса осуществлять мониторинг на протяжении всего ОМ
Варианты проведения метода: деревья и «вазоны» можно заменить чем-то другим, подходящим к теме ОМ.
Происхождение метода: Адаптированный «Дерево ожиданий» С. В. Корнилов, Л. Э. Корнилова «Методический ларец», Петрозаводск, «ПетроПресс», 2002, с. 12 АМО «Садим деревца»
Индивидуальная
ЛР – Ребята, у вас на столах есть «саженцы» - маленькие деревца. Для чего они?
– Не знаем! Может для украшения класса? Может это подарки на праздник планеты!
- Вы знаете, мы порадуем нашу планету, сделаем первое доброе дело, если «посадим» эти деревца и будем за ними «ухаживать». Ведь каждое дерево очищает воздух, это лёгкие нашей планеты.
– Вам нужно оживить, раскрасить листочки этих деревьев. Если вы уверены в себе и ожидаете отличных результатов от урока, то раскрасьте листья в жёлтый цвет, если есть маленькое сомнение в успехе – в зелёный. Если чувствуете полную неуверенность в своих силах, то в красный цвет.
На протяжении урока эти деревца вы будете получать за свою работу, за свои ответы и активное участие. Согласны?
– Да!
– Отлично! Тогда раскрашиваем листья, а потом складываем их в «вазоны» и озвучиваем свои ожидания и сомнения.
- Замечательно! Давайте, так и поступим!
За счёт активности детей, вовлечение их в игровую деятельность сформированы компетентности:
Информационная:
использовать символические средства (деревца) для представления информации
Личностная:
управлять проявлениями своих эмоций
Регулятивная:
Определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата
Фаза 2
«Работа над темой»
«Закрепление изученного (домашнее задание)
Контроль и коррекция ЗУН Метод закрепление изученного
Время проведения: 2 минуты
Задачи: активизировать деятельность обучающихся для дальнейшего изучения темы; формировать навык групповой работы над информацией, развивать умения сжато формулировать информацию
Необходимые материалы
Полоски – пословицы
Магниты
Предварительная подготовка. Приготовить по 1 пословице от команды на полоске бумаги
Технология проведения
(Слайд 9)
Учитель предлагает представить по одной пословице или поговорке от команды, подготовленный дома материал на тему «Земля» с глаголами. Один ученик читает пословицу, а член другой команды объясняют смысл пословицы, называет глагол и его известные морфологические признаки и так по кругу.
Варианты проведения метода: пословицы можно заменить чем-то другим, подходящим к теме ОМ.
Происхождение метода
Метод «Комплименты»
К. Фопель «Психологические группы: материалы для ведущего» М.: Генезис. 2004, с.221 АМО «Комплиментыимениннице» Групповая - Ребята, у каждой группы на столах есть пословицы о Земле, в которых должны быть обязательно глаголы. Пусть прозвучат эти пословицы, как комплименты для нашей именинницы по цепочке от каждой команды с объяснением значения пословицы и с представлением морфологических признаков глаголов. Проверка по слайду.
- Берегите землю родимую, как мать любимую.(2 л, мн. ч., I спр.)
- Земля — тарелка: что положишь, то и возьмешь.(2 л, ед. ч., II спр. И I спр.) - Кто землю лелеет, того и земля жалеет. ( 3 л, ед. ч., I спр.)
- Земля заботу любит.( 3 л, ед. ч., II спр.)
- Землю красит солнце, а человека труд.( 3 л, ед. ч., II спр.)
- Проверьте работу по слайду
- В каком значении в этих предложениях выступает слова - земля?
- Как родиной край, как почва!
- Молодцы! Это были замечательные комплименты нашей имениннице! Активное участие детей в учебной деятельности
- Познавательные:
выполняют учебно-познавательные действия;
осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения и классификации, устанавливают причинно-следственные связи.
- Коммуникативные: отвечают на вопросы других;формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.
- Личностные:
имеют желание осознать свои трудности, стремятся к их преодолению;
проявляют способность к самооценке своих слов и действий
Фаза 2 «Работа над темой».
ИнпутАнализировать изучаемые факты языка с выделением их отличительных признаков, осуществлять синтез как составление целого из частей (под руководством учителя); развивать самоконтроль за правильным выполнением заданий
Метод сообщения нового материала
Время проведения: 15 минут
Задачи:
1. обеспечить передачу информации по теме урока обучающимся.
2. обеспечить первичное усвоение основных понятий обучающимися3. организовать работу в парах
4. организовать работу в группах
Необходимые материалы учебник «Русский язык» 4 класс,
карточки для команд.
Листы А4 для оформления творческих работ, ватман
Фломастеры, маркеры
Предварительная подготовка. Приготовить 5-6 карточек с заданиями для команд.
ММ Презентация
Технология проведения
Учитель определяет количество обсуждаемых вопросов новой темы (оптимально 4-5). Участники уже разбиты на группы по числу вопросов (4-5 человек в каждой).
Группы распределяются по материкам. На каждом материке (на стене или на столе) расположен лист большого формата с записанным на нем вопросом по теме. Учитель ставит задачу группам – записать на листе основные моменты новой темы, относящиеся к вопросу. В течение 2 минут в группах обсуждаются поставленные вопросы и записываются ключевые моменты. Затем по команде учителя группы переходят по часовой стрелке к следующему материку. Знакомятся с имеющимися записями и, при необходимости, дополняют их в течение 2 минут. Исправлять существующие записи, сделанные предыдущей группой нельзя. Затем следующий переход к новой остановке и еще 2 минуты на знакомство, обсуждение и добавление своих записей. Когда группа возвращается к своей первой остановке, она в течение 2 минут знакомится со всеми записями и определяет участника группы, который будет представлять материал. После этого каждая группа презентует результаты работы по своему вопросу. В завершении учитель резюмирует сказанное всеми группами, при необходимости вносит коррективы и подводит итоги работы.
Примечание: Желательно организовать материковые остановки (прикрепить листы с вопросами) в разных углах учебной комнаты, чтобы в процессе обсуждения группы не мешали друг другу. Вопросы изучаемой темы можно стилизовать под названия остановок.
Примечание (Слайды 10-12)
Варианты проведения
Данный метод можно применять в разных вариантах, в разных игровых ситуациях и с разными заданиями. Также можно предлагать различное количество вопросов, текстов или предложений в зависимости от уровня сформированности коммуникативной компетентности школьников и изучаемой темы.
Происхождение метода -
Адаптированный метод «Автобусная остановка» АМО «Кругосветное путешествие»
Групповая
ЛРКП - Ребята, мы сейчас мы отправимся в «кругосветное путешествие» по материкам нашей красивой планеты Земля.
- Кто помнит, сколько материков на нашей планете?
- Шесть: Евразия, Северная и Южная Америки, Африка, Австралия, Антарктида
- Молодцы! На каждом материке – листе вопрос по теме урока. Используя информацию учебника, запишите схематично ответ (кластер, ментальная карта или таблица). По моей команде (хлопок) вы по часовой стрелке переходите к другому материку, знакомитесь с вопросом и ответами предыдущей группы. Если у вас есть дополнение к ответу, записываете. Как только вы вернётесь к своему столу. Перечитываете все записи и участника группы, который будет представлять материал.
1 гр. Евразия: Как изменяются глаголы прошедшего времени в единственном числе? На какие вопросы отвечают глаголы прошедшего времени? (учебник с. 110, таблица упр. 231) Приведите примеры.
2 гр. Северная Америка и Южная Америка: Какие родовые окончания имеют глаголы прошедшего времени в единственном числе? (учебник с. 110, таблица упр. 231) Приведите примеры.
3гр. Африка: Какие родовые окончания имеют глаголы прошедшего времени во множественном числе? (учебник с. 110, таблица упр. 231) Приведите примеры.

4 гр. Австралия: Какой суффикс образует форму прошедшего времени глагола? (учебник с. 110, Обратите внимание!) Приведите примеры.
5 гр. Антарктида: В чём заключается особенность морфемного состава глагола прошедшего времени? (учебник 110, Обрати внимание!) Приведите примеры.
Презентация результатов работы детьми.
Вывод по слайдам презентации:
– Глаголы прошедшего времени в ед. числе изменяются по родам.
- Они отвечают на вопросы: что делал ? что сделал? что делала? что сделала? что делало? что сделало?
- В м.р. окончание нулевое, в ж.р. –а, в среднем роде - о
- Глаголы во мн. числе по родам не изменяются, имеют окончание -и!
- Суффикс –л- образует форму прошедшего времени и в основу не входит.

- Молодцы, вы отлично справились со всеми заданиями! Кругосветное путешествие закончилось! Деловая игра, активная деятельность детей, что и предполагает АМО на данном этапе урока, который способствует формированию у детей следующих компетентностей:
- Познавательная:
- понимать инструкцию и выполнять действия по инструкции, поиск и выделение информации;
логические УД:
анализ с целью выделения существенных признаков, синтез – составление целого из частей
- Коммуникативная
-владеть способами межличностного взаимодействия
- Социальная
руководствоваться выработанными в классе правилами межличностного взаимодействия
-управлять проявлениями своих эмоций
-Регулятивная:
волевая саморегуляция: способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и к преодолению препятствий
Фаза 2 «Работа над темой».
Проработка содержания темы. Обобщение и систематизация ЗУН учащихся. Метод проработки учебного материала, обобщение и систематизация ЗУН
Время проведения: 10 мин.
Задачи:
1.обеспечить выполнение обучающимися действий по карточке.
2. отработать у обучающихся навыки по нахождению и определению рода глаголов прошедшего времени.
3. отработать у обучающихся навыки грамотного письма и выразительного чтения
4. организовать работу в парах
5. организовать работу в группах
Необходимые материалы Карточки со стихами для выполнения заданий
Предварительная подготовка Изготовить для трёх команд карточки со стихами
Технология проведения
Ученики объединяются в три команды по количеству рядов парт, знакомятся с текстами стихов, выполняют на карточках задания, совещаются и выбирают выступающих, которые презентуют выполненные задания. Также при анализе текста каждый ученик осуществляет контроль (зрительный – по слайду, слуховой, вербальный – действие во время проверки зелёной пастой)
Примечание (Слайды 13-16)
Варианты проведения метода
Можно подобрать любой другой текстовый материал с учётом темы и времени урока.
Происхождение метода Авторский
АМО
«Поэзия природы»
Групповая
ПКРЛ - Наша Земля – это горы, реки, леса, моря, люди, животные. Это всё природа. Человек изучает природу, наблюдает, любуется, восхищается и передаёт свои знания другим поколениям. Любить природу – значит любить Родину, любить нашу планету!
- Давайте восхищаться природой и выполнять задания по группам.
1 гр. Карточка с отрывком из басни И. Крылова «Осёл и Соловей». (Прочитайте. Спишите, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы, определите глаголы пр. вр. по определённым признакам, выделите в глаголах приставки. Подготовьте работу для проверки)2 гр. Карточка со стихотворением Я. Козловского
(Прочитайте. Спишите, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы, укажите над глаголами пр.вр. род и окончание. Подготовьте работу для проверки)3 гр. Карточка со стихотворением В. Набокова.
(Прочитайте. Спишите, укажите, какой частью речи являются слова, в которых выделена буква о, какой значимой частью слова является выделенная часть? Подготовьте работу для проверки)
Всем (Цени минута) с. 115, учебника, упр. 243, выполнить задания к упражнению.
- Подготовьте ответы по алгоритму:
1. Тема стихотворения. Автор.
2. Кратко сообщаем о выполненных заданиях
3. Проверяем в работу по слайду, зелёной пастой ставьте «+», если ваш ответ совпадает с образцом.
В заключении дети вместе читают стихотворение Л. Яхнина:
Будьте добры ко всем, кто слабей.
Пусть не боится вас воробей.
Согрейте котёнка, погладьте щенка
И мотылька не сгоните с цветка.
Не обижайте и мошкары.
Не забывайте, будьте добры!
– О чём это стихотворение? Сформулируйте выводы.
- О животных, которых мы не должны любить!
Активная деятельность детей, способствующая формированию компетентностей:

Учебно-познавательная :способность критично и содержательно оценивать ход своей предметной работы и полученный результат, сознательно контролировать свои учебные действия;
обнаруживать свои трудности в выполнении действия тем или иным способом
Коммуникативная:
владение способами межличностного взаимодействия
Социальная:
владеть развитыми в классе формами учебной деятельности;
сопоставлять полученные результаты с заданными образцами;
при необходимости осуществлять коррекцию по алгоритму.
Фаза 3 «Завершение образовательного мероприятия»
Эмоциональная разрядка (разминка). Снятие напряжения и усталости, расслабление или восстановление энергии. Метод эмоциональной разрядки
Время проведения: 3 минуты
Цель:
Создать условия для физической, эмоциональной и психологической разгрузки.
Задачи
1.создать у обучающихся позитивный настрой и свободное неформальное общение,
2.обеспечить двигательную активность обучающихся
3.закрепить изученный материал
Необходимые материалы Музыкальное сопровождение (Звуки природы), знаки-плакаты, стикеры в виде «сердечек» и «крестиков».
Предварительная подготовка Подобрать музыкальное сопровождение, оформить плакаты с правилами поведения в лесу, раздать для каждой команды стикеры.
Технология проведения
Звучит музыка «Звуки леса». Все ученики становятся группами в круги, взявшись за руки.
Модератор обращает внимание на знаки – плакаты, говорит слова, а все делают определенные движения и приклеивают к плакату определённый стикер-значок. Эта комбинация действий повторяется несколько раз. Дети повторяют в игре правила поведения в лесу.
Примечание
В зависимости от общего состояния, работоспособности и возможности концентрировать внимание обучающихся, динамическую паузу можно провести на любом этапе ОМ
Варианты проведения метода В случае недостатка времени на уроке может быть проведена физминутка по теме ОМ
Происхождение метода АвторскийАМО «Если я приду в лесок»

Групповая
ЛКР  - Окружающая нас природа прекрасна, мы можем гулять в лесу, купаться в речке, собирать грибы и ягоды. А как нужно вести себя в лесу? Сейчас проверю, знаете ли вы правила поведения в лесу. Для этого мы поиграем в игру “Если я приду в лесок”. На доске вы видите знаки-плакаты, я буду называть действия, если буду поступок хороший, вы хлопаете в ладоши “да”, после этого вы подходите к плакату и закрепляете на нём «сердечко», если плохой – топаете ногами “нет” и крепите «крестик».
– Если я приду в лесок и сорву ромашку? (Нет.)– Если съем я пирожок и выброшу бумажку? (Нет.)– Если хлебушка кусок на пеньке оставлю? (Да.)– Если ветку подвяжу, колышек поставлю? (Да.)– Если разведу костер, а тушить не буду? (Нет.)– Если сильно насорю и убрать забуду? (Нет.)– Если мусор уберу, банку закопаю? (Да.)– Я люблю свою природу, я ей помогаю? (Да.)
- Посмотрите на доску, какое единодушие мы проявили, мы все согласились с тем, что природу нужно любить и беречь, защищать нашу голубую планету! Активная деятельность детей, так как на данном этапе задействован АМО, способствующий формированию компетентностей:
- Коммуникативная
владение способами внутригруппового и межгруппового взаимодействия.
Социальная:
оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальной и личностных ценностей
Регулятивные
Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
Оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения
Фаза 3 «Завершение образовательного мероприятия»
Рефлексия. Получение эмоциональной и содержательной оценки процесса и результата обучения. Метод рефлексии
Этап урока: Подведение итогов урока
Время проведения: 3 мин.
Задачи:
определить количество полученных шаблонов «деревца».
визуализировать результат согласно алгоритму, предложенному учителем.
предложить правило перевода полученного результата в оценку за урок.
Необходимые материалы
Большой плакат - аппликация планеты Земля, стикеры трёх цветов.
Технология проведения
Модератор вывешивает на доске аппликацию с макетом Земли. Педагог предлагает детям посчитать, сколько у каждого из них шаблонов, заработанных на протяжении ОМ, затем выбрать стикер по цвету (жёлтый, зелёный, красный), который, по мнению самого ученика, он сегодня заслуживает. Стикер следует подписать своим именем и разместить на плакате. Каждый обучающийся выбирает, оценивает свой вклад в работу группы: красный – не доволен, сделал не все, что мог; зелёный – мог бы лучше; жёлтый – сделал все, что в моих силах для успеха группы. Затем идет обсуждение и намечается дальнейшая стратегия для завершения этапа урока.
Далее учитель комментирует полученный результат и предлагает учащимся определить правило, по которому полученный результат будет переведен в оценку. При необходимости учитель корректирует предложения ребят.
Примечание (Слайды 17-18)
Варианты проведения метода Стикеры могут быть заменены любыми другими значками (смайликами; наклейками, звездочками, медалями и т. д)
Происхождение метода Адаптированный «Светофор» Метод представлен В. Тарасовым, О. Охлопковой, А. Ненаховой, «Копилочка активных методов обучения», http://www.moi-universitet.ru/ebooks/kamo/kamo/АМО
«Фейерверк» Индивидуальная
КЛ – Ребята, мы очень хорошо потрудились! Вы все молодцы!
- Что мы узнали о глаголах прошедшего времени?
Теперь настала пора подвести итоги работы. Вам нужно каждому подсчитать деревца, которые вы получили за ответы на уроке и выполнить самооценку.
- Оправдались ли ваши ожидания по теме урока? Развеялись ли опасения?
- Хорошо!
- Как вы поступите с шаблонами деревьев?
- Кто больше деревьев «посадил», тот выбирает стикер жёлтого цвета, как весеннее солнышко!
– Всё правильно! Выбирайте каждый свой стикер.
Расскажите, почему вы выбрали стикер зелёного цвета, а есть ли у кого-нибудь красный?
- Подпишите свои стикеры и прикрепите на макет нашей планеты! Пусть это будет «фейерверк» для именинницы!
Далее учитель комментирует полученный результат.

Домашнее задание:
- Сегодня на уроке мы работали по теме глаголы прошедшего времени и чествовали нашу планету! Сколько добрых слов было о нашем общем доме – планете Земля! Предлагаю продолжить тему урока дома и подготовить подарок нашей имениннице.
По выбору:
Сочинить и записать стихотворение о планете Земля, оформив его творчески.
Выполнить упр. 250, с. 117
Написать синквейн по теме: «Земля»
- Думаю, что самой высокой оценкой нашей работы на уроке будут ваши дела по оказанию посильной помощи, заботы, любви, бережному обращению к природным богатствам нашей планеты Земля:
«Любите родную природу Озера, леса и поля,Ведь это же наша с тобоюНавеки родная Земля!На ней мы с тобой родились,Живем мы с тобою на ней.Так будем же люди все вместеМы к ней относиться добрей!»
Спасибо за урок! Опять же активная деятельность детей, как и на всех других этапах урока, т.к. все они построены с использованием АМО.
Информационная: использовать знаково-символические средства (приглашение для мам, бабушек на праздник) для представления информации
Коммуникативная: умение осуществлять продуктивное взаимодействие
Личностная:
развитие навыков сотрудничества;
умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
управлять проявлениями своих эмоций.
Дополнительная информация
Каким образом данный урок/ занятие будет содействовать реализации новых ФГОС Образовательное мероприятие было направлено на решение следующих задач ФГОС:
- формирования общей культуры личности обучающихся, развития их социальных, интеллектуальных, нравственных, эстетических, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности за охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
- формирования УУД.
Данный урок построен по технологии АМО, так как активные методы обучения содействуют раскрытию темы и освоению содержания урока: обеспечивают полную активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности обучающихся. Деловой и творческий характер игровой деятельности обучающихся позволяют полностью усвоить учебный материал. Освоению содержания урока помогают знания и опыт детей. Технология АМО в своём деятельностном подходе полностью поддерживает требования ФГОС-урока. Каждый этап урока подчинён какому-то активному методу, что позволяет эффективно решать конкретные задачи этапа.
Таким образом, весь урок проходит на высоком мотивационном настрое, в творчестве и взаимопомощи. Активные методы побуждают к активному, старательному учению именно всех обучающихся классного коллектива, не только сильных и любознательных, но и слабых, безвольных и ленивых. Технология АМО как раз на эту активность и рассчитана.
Ресурсы, оборудование и материалы Мультимедийная установка, ММ презентация
Раздаточный материал: воздушный шарик, карточки 5 цветов с разными словами-действиями (глаголами), картинки-фигурки предметов природы, шаблоны деревьев, «вазоны», карточки- полоски (пословицы), магниты, карточки для команд, листы А4 для оформления творческих работ, ватман фломастеры, маркеры, карточки со стихами для выполнения заданий, музыкальное сопровождение (звуки природы), знаки-плакаты, стикеры в виде «сердечек» и «крестиков», большой плакат - аппликация планеты Земля, стикеры трёх цветов.
Список учебной и дополнительной литературы 1. В.П. Канакина Учебник для 4 класса «Русский язык», М., «Просвещение», 2014.
2. Т.Н. Ситникова, И.Ф. Яценко Поурочные разработки по курсу «Русский язык», М., «ВАКО», 2015.
3. Электронные курсы. Технология АМО и технология модерации. Образовательный портал «Мой университет» - http://moi-amour.ru4. Арефьева Т.В., Лазарев Т.В Копилочка активных методов обучения, Международный Институт Развития «ЭкоПро» 2005-2008, Электронная книга Образовательный портал «Мой университет» - http://moi-universitet.ru5. Сборник статей АНО ДПО «Инновационный образовательный центр повыше-ния квалификации и переподготовки «Мой университет» Образовательный портал «Мой университет» http://moi-universitet.ru Факультет интерактивного обучения http://moi-amour.ru6. Т.В. Лазарев Образовательные технологии новых стандартов. Часть 1 . Технология АМО. «Международный Институт Развития «Эко Про», 2012 Образовательный портал «Мой университет» http://moi-universitet.ru Факультет интерактивного обучения http://moi-amour.ruСсылки на использованные интернет-ресурсыЭлектронный курс «Активные методы обучения - Образовательный портал «Мой университет» - www.moi-universitet.ru Факультет «Реформа образования» - www.edu-reforma.ru
Планета Земля:
http://local.com.ua/forum/uploads/profile/photo-36443.jpg?_r=1433787905
http://sharik26.ru/wp-content/uploads/2015/07/28160Q.jpghttp://uaweb.info/uploads/posts/2014-06/1403796221_earth_world129_uaweb.info.jpghttp://ecounion.at.ua/_ph/15/251245680.jpghttp://www.law-education.ru/wp-content/uploads/2015/05/uchastok-2.jpghttp://i.globalgroupmsk.ru/u/pic/0c/be779a358e11e5bb13b8b98b6c01f5/-/1085067.jpghttp://www.playing-field.ru/img/2015/052009/4541811http://www.playing-field.ru/img/2015/052101/1203212http://kotikit.ru/wp-content/uploads/2012/01/raskraska-solnce-3.jpghttp://skachat-kartinki.ru/img/picture/Oct/19/c906cf2f508c9ee6e1bbdcaf094df494/mini_5.jpghttp://gorets-media.ru/uploads/images/konkurs.jpghttp://cdn-nus-1.pinme.ru/pin-upload-static/photos/505d6459f567d6a43b0be3a63b6e1f8e_b.jpghttp://tbeh.sfedu.ru/wp-content/uploads/2015/03/86322177_earthday.jpghttp://www.teleport2001.ru/files/teleport/images/2013/05/14/ptica-solovey.jpghttp://www.proza.ru/pics/2012/11/16/1380.jpghttp://www.1zoom.ru/Природа/обои/232791/z127.6/http://www.stihi.ru/pics/2009/12/01/6334.jpgДидактическое обеспечение урока/ занятия ССЫЛКИ -учебные тексты, карточки с заданиями.
Используемые педагогические технологии, методы и приемы В процессе урока реализованы принципы современного образования и использованы
технологии:
АМО
ИКТ
КСО
ТДМ
Здоровьесберегающая технология
Личностно-ориентированное обучения
Ограничения на использование ресурса (да, нет), описание ограничений нет
Дополнительная необходимая информация С помощью использования технологии АМО обучающиеся смогли достичь хороших и отличных результатов, активно поучаствовали в общей работе на протяжении всего образовательного процесса без принуждения, а с большим желанием.
Цель и задачи урока реализованы, запланированные результаты достигнуты.
Домашнее задание, заданное на уроке, выполнено с большим творческим энтузиазмом, и стало украшением праздничного мероприятия, проведённого в День Земли.