Технологическая карта урока по русскому языку по теме Написание частицы НЕ со словами, называющими действия.


№ Этап урока.
Содержание урока.
Деятельность учителя. Деятельность учащихся УУД
1. Орг. Момент
Эмоциональный настрой на урок. Каждый день - всегда, везде,На занятиях, в игреСмело, чётко говорим,И тихонечко сидим.Тихо сели девочки,Тихо сели мальчики.Проверь, дружок, Ты готов начать урок?Всё ль на месте,Всё ль в порядке:Ручка, книжка и тетрадка?Все ли правильно сидят?Все ль внимательно глядят?Долгожданный дан звонок,Начинаем наш урок.
-Открываем тетради. Записываем дату, вид работы. Приветствуют учителя. Проверяют готовность к уроку. 2. Мотивационный
Актуализация опорных знаний.
К нам в школу пришло электронное письмо от Миши и Маши. Прочитайте, что они пишут.
Слайд
Дорогие, ребята. Пишут Вам Миша и Маша. Мы с семьей в выходные выезжали в лес. Много необыкновенного и чудесного мы увидели там! Особенно интересно было наблюдать за животными. Наши впечатления вы можете найти у себя на партах.
Прочитайте впечатления Маши и Миши.
Слайд
Налетел сильный ветер. Зашумели деревья. Вниз посыпались хлопья снега. Выглянула из дупла белочка. Посмотрела по сторонам и ловко прыгнула с ветки на ветку. Мы хотели ее покормить, но не успели.
Работа в парах
Найдите слова с приставкой и слова с предлогом.
ПРИСТАВКИ ПРЕДЛОГИ
налетелзашумелипосыпалисьвыглянулапосмотрелапокормить из дуплапо сторонамс веткина ветку
Для чего служит приставка? ( для образования новых слов)
Какую роль выполняет предлог в предложении? ( служит для связи слов в предложении)
Как пишутся приставки? А как предлоги?
Как различить, где приставка, а где предлог? Отвечают на вопросы.   
Слушают учителя.
Читают послание.
Отличают приставки от предлогов
Объясняют роль приставок и предлогов в словах
Вспоминают правописание приставок и предлогов К: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы и выводы; обмениваются мнениями; строят речевые высказывания.
3.
Постановка учебной задачи и ее решение
ЦелеполаганиеПрочитайте последнее предложение.
Слайд
Почему не успели, вы не включили ни в одну из 2 групп?
Вывод: если не это не приставка и не предлог. Какой вопрос мы можем поставить?
Чем является не? 
Предлагаю продолжить урок под девизом: «торопись, ленись, скучай» (на доске).
Он вам нравится?
Может я ошиблась?
Как должен звучать девиз?
Давайте его запишем. (У доски два ученика – два мнения)
-Почему написали по- разному?
В чём трудность? ( не знаем как написать)
Как пишем не ?Где мы можем найти ответ на вопрос – Чем является не?
Какой источник нам поможет ответить? ( учебник)
Работа по учебнику
Откройте учебник на стр.63
Прочитайте тему урока? (Написание частицы «не» со словами, называющими действие)
Определите цели урока.
Кто может ответить чем является не? ( частица)
Отвечаем на второй вопрос нашего урока.
Летучая мышь спешит к вам на помощь.
Как напишем частицу не со словами, называющими действия в нашем девизе? ( раздельно)
Почему не пишется отдельно? ( правило) ( Между частицей не с словом- названием действия можно вставить слово)
-Бывают ли предлоги у слов, называющих действия?
Подтверди правило своими примерами.
Откройте Обратный словарь на букву -ь. Найди слова на -ть (с. 59). Упр. 64, с. 59 ( если затруднятся сами привести свои примеры)
Найдите группу слов-названий действий, родственных глаголу писать, использовать с этими словами частицу НЕ и любое слово из трех, которые можно вставить между частицей и словом, называющим действие. ОЧЕНЬ, ПРОСТО, ТОЛЬКО Участвуют в обсуждении проблемных вопросов, формулируют собственное мнение и аргументируют его.
Решают проблемную ситуацию используя смысловую догадку.
Выдвигают предположения
Определяют тему, ставят цель
Воспроизводят правило вслух.
Уясняют способ проверки раздельного написания частицы НЕ со словами-названиями действий. К: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы и выводы; обмениваются мнениями; строят речевые высказывания.
Р: принимают и сохраняют учебную задачу, соответствующую этапу обучения;
П.: осуществляют по учебнику поиск необходимой информации; дополняют и расширяют знания.
К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью
4. Закрепление изученногоРабота в рабочей тетради
Работа по учебнику.
Стр. 64, упр. № 67
Прочитайте стихотворение.
Какое новое правило нужно знать, чтобы записать текст правильно? (Написание «не» со словами-названиями действий.)
Устно попробуйте вставить между частицей «не» и каждым словом, называющим действие, одно из данных слов. (Не очень ловит, не только моет, не просто выроет и т. д.)
Какие уже изученные правила надо знать, чтобы записать текст правильно? (Один случай-жи-ши под ударением; два случая на безударный гласный в корне и 6 слов на парный согласный в середине слова, на -шка.)
Подберите проверочные слова. (Ленивая - лень; ко[ш]ка - кошечка; мальчи[ш]ка - мальчишечка; мы[ил]ка - мыши; му[ш]ка - мушечка; летать - полет.)
Запишите текст.
-Как вы написали частицу не со словами?
Работа в печатной тетради:
Задание 46.
Слова с частицей не; обращения. Применяют правило к словам действиям.
Устно находят опасные места и объясняют правописание орфограмм. Познавательные: общеучебные - извлекают необходимую информацию из рассказа учителя, учебника;
К: строят понятные речевые высказывания; формулируют выводы; аргументируют собственное мнение.
5. Физминутка. 6 Контроль полученных знаний
Проверка со слайда
Проверяем себя ( самостоятельная работа)
Задание. Сформулируйте правила поведения в школе. Слайд
За партой___ лежи.На уроках___ кричи. Малышей___ обижай.Взрослых___ перебивай.
Прочитайте, что у вас получилось. Как написали частицу не? Работают в парах
Р: действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; сравнивают с образцом, оценивают правильность выполнения действия
7. Итог урока. Рефлексия.
Самооценка.
Какую цель мы поставили перед собой в начале урока?
Вы выяснили, чем является не?
А, что еще вы узнали?
Дополни предложения:
Сегодня я узнал…
Было интересно…
Было трудно…
Я понял, что…
Теперь я могу…
Я научился…
Урок дал мне для жизни…
Оцените свою работу светофором Анализируют полученные знания
Определяют уровень усвоения темы урока
Оценивают свою деятельность на уроке Р: осуществлять итоговый контроль по результату.
Л: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
8. Домашнее задание. П. т. с. 34-35, упр.47 Технологическая карта урока по русскому языку
Тема: Написание частицы НЕ со словами, называющими действия.
Цель: создание условий для достижения учащимися образовательных результатов:
предметных результатов:
писать частицу «не» со словами, называющими действия;
приводить примеры на изученное правило;
применять правила орфографии в письменной речи;
закрепить знания о правописании приставок и предлогов.
- личностных:
положительно относиться к школе, учению; проявлять познавательные потребности и учебные мотивы; соблюдать организованность, дисциплинированность на уроке, развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, содействовать воспитанию интереса к русскому языку, проявлять к собеседнику внимание и терпение, умение выполнять самооценку своей деятельности.
метапредметных:
Регулятивные УУД:
ставить учебную задачу на основе соотнесения известного и усвоенного материала;
умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.
Познавательные УУД:
активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
логические действия, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений.
Коммуникативные УУД:
готовность слушать собеседника и вести диалог;
излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
участвовать в групповом обсуждении.

Тип урока: открытие новых знаний
Оборудование: презентация.