Урок русского языка в 9 классе Сложное предложение (обобщение)


Тема: Сложное предложение (повторение)
Цель: образовательная – систематизировать знания о сложном предложении, его видах и строении;
развивающая – совершенствовать навыки анализа текста; развивать речь;
воспитательная – прививать любовь к книге, чтению.
Методы: словесный, практический, частично-поисковый
Тип урока: закрепление знаний
этап Ход урока слайды
1.
2.
3.
4.
5. ОргмоментЭтап постановки цели
- Ребята, сегодня у нас урок повторения по теме «Сложное предложение». Что нам необходимо вспомнить и закрепить?
( виды СП, средства связи в СП, знаки препинания в СП, схемы СП)
Этап закрепления
А) И всё это повторить и закрепить нам поможет текст.
А работу мы начнём со словарного диктанта
Прочитать рассказ, интересное произведение, начитанный человек, просвещение народа, обогащать словарный запас, впечатление от пьесы, талантливый писатель, знаменитый поэт, удивительный сюжет, афоризм мыслителя.Б) Взаимопроверка с оцениванием
1 ош.–«5», 2 -3 ош.- «4», 4-5 ош.–«3», больше 5-«2»
- Можно ли считать нашу запись текстом? Почему?
- А можно ли сказать, что эти словосочетания что-то объединяет?
( Да, это книга)
В) Словарная работа
- Как вы думаете, почему я предложила вам именно эти слова?
( Книга учит, развивает, расширяет кругозор)

Кругозор, -а, м. 1. Пространство, окидываемое взором,
горизонт. Необозримый к. океана.
2. перен. Объём интересов, знаний.
Широкий к. у кого-н. Человек с
ограниченным кругозором.
Эрудиция, -и, ж. (книжн.). Глубокие познания в какой-н.
области. Большая э.
Г) - Книга – удивительное изобретение человеческого разума. Какое место занимает она в вашей жизни? (ответы учащихся)
Прислушаемся к совету М.Горького и сделаем синтаксический разбор предложения, расставим знаки препинания.
Любите книгу она поможет вам выбрать правильную дорогу в жизни
Д) - Перед вами текст об этом предмете - книге.
Сначала прочитаем текст.
«Чудо это радует и удивляет людей. Ему не надо много места. Его можно носить в портфеле, можно положить на стол или поставить в шкаф. Чудо это небольшое, но в нём – весь мир. Если научиться дружить с ним, чудо расскажет тебе, о чём думали люди тысячи лет назад, как они жили, как искали дорогу к счастью. Чудо это не город, но в нём может жить много разных людей. Ты на всю жизнь полюбишь самых лучших из них. Если ты станешь часто открывать это чудо, то много узнаешь и будешь человеком интересным. Чудо это – не корабль и не самолёт. Сидя дома, ты можешь с его помощью узнать, как живут люди в других странах. Это чудо – не радио и не телевизор. Если ты научишься понимать его, то услышишь и музыку, и голоса птиц, и людей. Чудо это может стать лучшим другом и помощником. Ты уже знаешь, о чём мы говорим? Нет на земле чуда большего, чем хорошая, умная книга.»(По Л.Кассилю)
Докажем, что это текст:
1. определите тему
2. определите основную мысль (книга поможет тебе много узнать, станет твоим другом и помощником)
озаглавьте текст
4. – Не кажется ли вам, что что-то в тексте не так?
Да, нужно у него выделить абзацы, а значит, микротемы.
Ваши предложения. Почему так?
Чудо
Чудо это радует и удивляет людей. Ему не надо много места. Его можно носить в портфеле, можно положить на стол или поставить в шкаф. Чудо это небольшое, но в нём – весь мир.
Если научиться дружить с ним, чудо расскажет тебе, о чём думали люди тысячи лет назад, как они жили, как искали дорогу к счастью.
Чудо это не город, но в нём может жить много разных людей. Ты на всю жизнь полюбишь самых лучших из них. Если ты станешь часто открывать это чудо, то много узнаешь и будешь человеком интересным.
Чудо это – не корабль и не самолёт. Сидя дома, ты можешь с его помощью узнать, как живут люди в других странах.
Это чудо – не радио и не телевизор. Если ты научишься понимать его, то услышишь и музыку, и голоса птиц, и людей.
Чудо это может стать лучшим другом и помощником.
Ты уже знаешь, о чём мы говорим? Нет на земле чуда большего, чем хорошая, умная книга.
(По Л.Кассилю)
5.Составим план:
а) Маленькое чудо, вмещающее весь мир.
б) Книга расскажет о прошлом.
в) Она поможет стать интересным человеком.
г) Книга может перенести тебя в другие страны.
д) Твой друг и помощник.
6. средства связи между частями
7. тип речи, стиль.
Е) Найдите в этом тексте
1 гр. – ССП; 2 гр. – СПП; 3 гр. – БСП (Примечание: здесь нет БСП)
Ж) Дифференциация:
1. написать сжатое изложение
2. эссе о книге, которая стала другом и помощником или пятистишие;
3. карточки.
З) - Да, книга действительно наш друг и помощник.
Многие известные люди оставили нам мудрые мысли о ней. Познакомимся с ними.
1. Люди перестают мыслить, когда перестают читать.(Д. Дидро)
2. Среди книг, как и среди людей, можно попасть в хорошее и дурное общество. (К.Гельвеций)
3. Есть очень много людей, которые читают только для того, чтобы не думать. ( Г.Лихтенберг)
4. Произведение, которое читают, имеет настоящее; произведение, которое перечитывают, имеет будущее.(А.Дюма-сын)
5. Автор создаёт книгу, общество принимает или отвергает её. Творец книги – автор, творец её судьбы – общество. (В.Гюго)
- Какое изречение вас заинтересовало? а может, вызвало протест? Почему?
Проблема: одно предложение здесь не подходит к теме. Какое и почему?
И) Мини-тест
1. В 1 абзаце есть безличное предложение.
2. Во 2 абзаце сложное предложение с разными видами связи.
3. В 3 абзаце есть слово, к которому можно подобрать антоним редко.
4. В 4 абзаце есть сложное существительное.
5. В предпоследнем абзаце все шипящие звуки мягкие.
(1.нет 2. нет 3. да 4. да 5. нет)
К) Рефлексия:
- Что дал вам этот урок?
- Как работал класс в целом?
- Что было сложно?
- Ваша самооценка.
Домашнее задание: читать, читать и ещё раз читать!

Дата, тема
Слов. диктант
Синт. разбор
Текст о книге
Текст «Чудо»
Изречения о книге
Тест
Ответы к тесту