Конспект открытого занятия на тему Моя семья с использованием технологии обучения План-дело-анализ. Подготовительная группа. МБДОУ №74 Земляничка, г. Норильск

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 74 «Детский сад комбинированного вида «Земляничка»






Технология индивидуализации
обучения и развития
«План-дело-анализ»
Конспект познавательной деятельности «Сюрприз для мамы » в подготовительной группе «Радуга»
Тема недели «Моя семья»











Составила: воспитатель
Подготовительной группы «Радуга»
МБДОУ детского сада № 74
Разаренова Ирина Владимировна








г. Норильск – 2015 г.
Содержание и формы работы в структуре группового сбора:

Начало группового сбора.(1 мин.)
Привлечение внимания детей «Мелодия Поля Мориа»
Сбор детей в центре групповой комнаты на ковре (сидя). Рядом поставлен мольберт, на который прикреплен информационный лист – модель дневного цикла жизнедеятельности группы на текущий день «План-дело-анализ».
Что мы знаем?
Что мы хотим узнать?
Что нужно сделать, чтобы узнать?






Реализуемая детьми компетенция:
Право самостоятельно принять решение об участии (неучастии) в общей деятельности;
Право выбора места среди других детей (с кем рядом, от кого подальше).

Приветствие.(1-2 мин.)
Вопросы к детям:
Все ли нашли для себя местечко?
Все ли удобно устроились?
Какое у вас сегодня настроение?
Посмотрите друг на друга. У всех ли приветливые лица?
Здравствуйте! Я очень рада вас видеть!
Реализуемая детьми компетенция:
Право на выражение эмоционального состояния социально приемлемыми способами.

Пальчиковая Игра «Это кто у нас?» (1-2 мин.)
Реализуемая детьми компетенция:
Право на участие (неучастие) в общем деле;
Право предложить и организовать свою игру.

Обмен новостями.(3мин.)
Вопросы к детям:
Мы с вами не виделись целый вечер и ночь. Кто хотел бы поделиться своими новостями?
Ребятки, а кто помнит наше правило при обмене новостями? (Дети отвечают: «Говорим по одному и внимательно слушаем друг друга». В случае затруднения, воспитатель обращает внимание на информационную доску, на которой данное правило зарисовано.)
(Воспитатель внимательно выслушивает всех желающих поделиться новостями детей. Не делает различий между хорошими и плохими новостями. Новость-это свершившийся факт, который изменить нельзя.
Реализуемая детьми компетенция:
Право быть услышанным;
Право вести диалог (монолог), выразить свою точку зрения.

Планирование. Выбор темы.(2-3 мин.)
Речь воспитателя:
Мотивация: «А у меня сегодня тоже есть новость. В нашей семье скоро праздник. У моей мамы скоро день рождения. А я не знаю -чем ее порадовать Думаю, без вашей помощи мне сегодня не обойтись..
Выявление знаний и опыта детей по теме дня «Моя семья»:
Давайте ВСПОМНИМ, что мы знаем о семье? Что это такое?
Кто стоит на страже семьи? Охраняет ее интересы? Является добытчиком? (папа)
Кто дарит нам любовь и тепло? Кто пожалеет и накормит вкусно? Кого называют «хранительницей очага»? (мама)
Что нужно делать всем членам семьи, чтобы мама всегда была здорова и счастлива? ( ответы детей: дарить любовь, помогать, не огорчать)
(Все высказывания детей были записаны печатными буквами младшим воспитателем в первую графу таблицы «Что мы знаем?». В скобочках записывается имя ребенка, высказавшего свое мнение)
Что мы знаем?

«Семья-это родители и Я» (Сережа)
«Семья- это 7-Я» (Максим)
« В семье нам тепло и комфортно». (Алиса)
И т.д.

Что ещё вам хотелось бы узнать по этой теме?
(Вопросы детей также записываются ассистентом (мл.воспитателем)).
Что мы хотим узнать?


«Бабушка и дедушка –это тоже семья?» (Феган)
«Все ли люди на земле имеют семью?» (Кирилл)
«А животные тоже живут в семье?» (Матвей О.)


Воспитатель уточняет у детей, на какие интересующие их вопросы, по их мнению, они могут найти ответ уже сегодня.
Как ты думаешь, можно ли узнать ответ на твой вопрос уже сегодня или надо кого-то спросить из взрослых?
Как вы думаете, где ещё вы можете найти ответы на свои вопросы?
То есть педагог не оставляет без внимания ни один заданный детьми вопрос. После чего, сообщает о том, что ответ на некоторые вопросы дети узнают сегодня, в течение дня, посмотрев фильм; поиграв в с/р игру «Семья» (например, ответ на последний вопрос).
(Ответы воспитанников аналогично записываются).
Что нужно сделать, чтобы узнать?

«Спросить у родителей» ()
«Попросить рассказать воспитателя» ()
«Посмотреть в энциклопедии» ()
«Посмотреть в телевизоре какую-то программу, где про автобусы» ()
«Найти в интернете, у меня мама всегда там смотрит». ()

Реализуемая детьми компетенция:
Право и возможность участвовать в выборе темы дня;
Право свободно формулировать и предлагать тему, участвовать в совместном планировании, определяющем деятельность для всей группы;
Право и возможность проявлять избирательность в интересах.
(Заполненный бланк «Модель трёх вопросов» вывешивается в приёмной с целью непосредственного включения родителей в образовательную работу группы по теме «Моя семья»).

Планирование действий на текущий день.(4-5 мин.)
Вспоминаем рассказ З. Воскресенской «Секрет»
Ситуация( фантазируем и представляем, что мы одна семья, и у нашей мамы день рождения)
«Мозговой штурм» ( эксперты(2-3 человека, выбранные экспертами за активное участие в беседе. Отмечаются значками) и дети , выдвигающие свои предложения)
Выбор экспертами наиболее приемлемых видов поздравлений, которые мы можем изготовить в группе)
Физминутка.
1, 2, 3, 4, 5
Все умеем мы считать,
Отдыхать умеем тоже.
Руки за спину положим.
Голову подымем выше
И легко-легко подышим
Раз, два! выше голова,
Три, четыре руки шире.
Пять, шесть тихо сесть.
Раз подняться, подтянуться,
согнуться, разогнуться
Три в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре руки шире,
Пять руками помахать,
Шесть за стол тихонько сядь.
Презентация центров активности.
- Кто оказался самым внимательным и заметил, что у нас в группе появилось что-то новое? Посмотрите, что я приготовила для вас в разных центрах. В центре творчества (искусства) я приготовила для вас картинки для вырезывания на тему «Моя семья», шаблоны для рисования, цветные карандаши, а главное алгоритм работы для создания коллажа в подарок маме.
В этом же центре можно слепить и украсить праздничный торт для мамы.( соленное тесто , изготовленное заранее, либо пластилин на усмотрение педагога).
В центре книги вас ждут энциклопедии для мальчиков и девочек, новые книги с рассказами, картинки с изображением мам, и их профессий. Мы можем посмотреть , прочитать и рассказать своим родителям и друзьям.
Также вас ждут центры игры, конструирования ( замок для мамы).
В центре экспериментирования (шары, мешок, доска, лента)-для изготовления матраса.
В Центре логопедическом- буквенные конструкторы, буквы в различных исполнениях( бумажные, игрушечные)- для составления предложения для мамочки.
В этом центре наборы творческие с бусинами ( для изготовления бус для мамы).
В Театральном центе- ребята могут проиграть маленькую сценку пародию про маму.
Подумайте и решите, кто в какой Центр пойдёт работать, и какой план у вас будет сегодня.(Дети определяются с выбором центра и на планшет, на котором изображены центры, вешают брелочки с выбором центров).
(Всё это позволит каждому откликнувшемуся воспитаннику самостоятельно спланировать свои действия на день, выбрать партнёров деятельности).

Реализуемые детьми компетенции:
Право принятия самостоятельного решения относительно собственной занятости, направленности деятельности, месте её реализации, партнёрстве или его отсутствии.

Проговаривание плана.(1-2 мин.)
Уточнение последовательности действий («С чего ты хочешь начать свою работу? Что будешь делать потом?»);
Уточнение партнёров по деятельности («Кого бы ты хотел (а) пригласить поработать с собой?»);
Предложение воспитателем своей помощи (в случае необходимости).
Реализуемые детьми компетенции:
Право самостоятельно распределять обязанности (роли) в общем деле;
Право принять (или не принять) помощь взрослого
Право обращения к различным источникам знаний или опыта.

Реализация плана.
Речь воспитателя:
- Ребята, кто уже сделал свой выбор? Пожалуйста, можете идти работать. Тем, кто ещё не решил, я напомню: у нас работает Центр книги, Центр искусства. В Центре конструирования вас ждут разные виды конструкторов.
Реализуемая детьми компетенция:
Право самостоятельно выбрать и по-своему использовать материалы, способы и последовательность действий;
Право самостоятельно договориться о распределении обязанностей внутри подгруппы и организовать деятельность;
Право обратиться за помощью к любому члену группы (воспитателю, другому взрослому, сверстнику);
Право самостоятельно определить объём (результат) своей работы;
Право прекратить работу раньше, чем будет получен результат;
Право переключиться на другой вид деятельности;
Право выбора и осуществления деятельности, не связанной с темой общего проекта.


Анализ деятельности.

За 10-15минут до окончания работы раздается сигнал ( наш девиз «Радуга»), дети наводят порядок в центрах и собираются на месте группового сбора. Если у каждой группы уже работа закончена- то работа презентуется всем детям и гостям, если работа не закончена- предлагаем закончить позже, в течение дня.
С помощью атрибута ( сердечко)- каждая рабочая группа подводит итог своей деятельности. При подведении итогов- говорит только тот ребенок- у которого в руках атрибут-сердечко.

Вопросы детям:
Кто хочет рассказать о своей работе?
Какие трудности ты встретил(а)?
Что тебе удалось сделать сегодня?
Получилось ли у тебя то, что ты задумал(а)?
Как ты предполагаешь завершить работу?
Какие материалы можно ещё использовать?
Планируешь ли ты продолжить начатую работу?
Какой совет ты бы дал тому, кто решит завтра повторить твой план?
Реализуемая детьми компетенция:
Право выбора продукта для предъявления в качестве результата деятельности;
Право самостоятельно оценить достигнутый результат;
Право оценить успешность сотрудничества;
Право определения применения полученного результата.


Принципы работы:
Принцип открытости:
Ребёнок имеет право:
Участвовать или не участвовать в общем деле;
Представить или не представлять результаты своего дела;
Принять решение о продолжении (завершении) начатой работы.
Принцип диалогичности:
Все участники группового сбора имеют право обсуждать план, виды деятельности;
Все участники имеют возможность вхождения в беседу по поводу выполненной работы, полученного результата, перспектив её продолжения.

Принцип рефлексивности:
Развитие детской инициативы и творческих способностей;
Осознание ребёнком своих действий;
Самооценка результата;
Саморегуляция поведения.

Используемая литература:

Утро радостных встреч: [метод.пособие]/ Лидия Свирская.- М.: Издательство «Линка-Пресс», 2010.- 240 с.
Индивидуализация образования: правильный старт: учебно-методическое пособие для работников дошкольных образовательных учреждений/ Л.В.Свирская.- М.: Обруч, 2011.- 240 с.
Шаблон конспекта в интернет-ресурсах.