Выступление на областном методическом объединениисоциальных педагогов и психологов «Методы снятия неблагоприятного состояния у детей и подростков в работе социального педагога


Областное специализированное государственное бюджетное учреждение социального обслуживания системы социальной защиты населения
«Областной социально-реабилитационный центр
для несовершеннолетних»
«Методы снятия неблагоприятного
состояния у детей и подростков в работе социального педагога»

Подготовила и провела:
социальный педагог
отделения социальной реабилитации
Златова Валентина Евгеньевна
Белгород, 2016 г.
Педагог должен ощущать настроение ребенка, уместность и своевременность своего воздействия.
Мера здесь отыскивается чувством внутреннего ритма, «оком души».
Е.Б. Старовойтенко

Будучи частью социума, человек приобретает определенный субъективный опыт, который становится частью его личности. Данный опыт зависит от социальной ситуации развития ребенка. Слайд1-2
В социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних, поступают дети и подростки, оставшиеся без попечения родителей (законных представителей), из социально неблагополучных и социально опасных семей. Эмоциональный климат семьи, пример родителей, отсутствие внимания и систематического воспитательного воздействия приводит к тому, что у большинства воспитанников центра диагностируются:
- неустойчивость эмоционально-волевой сферы;
- низкий уровень развития коммуникативных навыков;
- неустойчивая и недифференцированная самооценка;
- недостаточный уровень развития мыслительных навыков и познавательных процессов;
- недостаточное развитие мотивации к учебной деятельности;
- деформированная система ценностей;
- низкий уровень форсированности социально-бытовых навыков.
Вышеперечисленные проблемы, в совокупности со стрессовым состоянием, обусловленным ситуацией, способствующей помещению ребенка в учреждение, проявляются в доминировании негативных эмоциональных состояний и поведенческих реакций, вплоть до агрессии. (Слайды 3-4)
Задача социального педагога: терпеливо относиться к детям, принимать их такими, какие они есть. Особое значение имеет содействие педагога наилучшему благоприятному состоянию воспитанника для его личностного развития посредством педагогического воздействия. Это создание психологически благоприятных условий для физических и духовных усилий, которые необходимы для развития личности ребенка, а также фиксация и снятие неблагоприятного состояния (озлобленности, агрессии, страха, подавленности, неуверенности, апатии и др.). (Слайд 5)
Если неблагоприятное состояние представить в виде «айсберга», то «верхние» негативные проявление не важны для педагога, главное – это истоки состояния. Ни в коем случае нельзя заострять внимание ребенка на его отрицательных действиях и оценивать личность, а не поступок. От этого он еще больше погружается в предшествующее неблагоприятное состояние. В работе с гневом, агрессивностью, злостью и т.д. внимание педагога должно быть направлено на причины возникновение данного состояния.
Социальному педагогу приходится снимать у ребенка возникшие негативные состояния. Для этого можно использовать различные методы, интуитивно выбирая наиболее подходящие для конкретной ситуации.
Рассмотрим основные методы снятия неблагоприятного состояния у подростков в условиях реабилитационного процесса: (Слайд 6)
Подавление – жесткое пресечение действий и поступков ребенка. Педагог пытается силой своего авторитета положить конец проявлениям агрессии, заглушить ее и, заняв господствующее положение, подчинить себе. Но это приводит ребенка в еще более угнетенное состояние. Хотя цель педагога – заглушить неблагоприятное состояние – достигается, тем не менее, нельзя говорить об изменении ситуации развития ребенка и его включении в деятельность.
При подавлении он реагирует так: «Сейчас же прекрати! Я накажу тебя!» Таким образом, воздействие оказывается непосредственно на нарушителя и не учитывается объект, против которого направлена агрессия. В результате такого влияния удается изменить действия ребенка, внутреннее же агрессивное состояние остается. Ограничиваясь строгим предупреждением «Прекрати сейчас же!», взрослый предполагает, что ребенок все понимает: и то, за что он осуждается, и возможные последствия повторного осуждаемого действия. Применение подавления оправдано и целесообразно, когда негативные проявления ребенка грозят нанести вред его здоровью, или возникает угроза для его жизни, или возможен ущерб здоровью и жизни другого. Например: острый предмет в руках человека. Успех данного способа находится в прямой зависимости от авторитета и социального влияния взрослого. (Слайд 7)
Вытеснение – метод вызвать другое, более благоприятное состояние и тем самым заменить агрессивное переживание. Он используется с целью устранения отрицательных проявлений через включение ребенка в деятельность.
Выстраивается цепочка действий, направленных на снятие неблагоприятного состояния: вытеснить-заменить-отвлечь. Педагог говорит: «Помоги мне лучше подготовить стол к обеду!» Таким образом, достигается внешнее благополучие (объект, вызвавший агрессию, оставлен в покое), но проблема ребенка остается. Педагог выходит на уровень отношений, он манипулирует состоянием ребенка, не учитывая переживаний субъекта. Внутриличностный, а нередко межличностный конфликт остаётся, поскольку вытесненное переживание формирует неосознанный комплекс, который продолжает оказывать влияние на развитие, находя выражение в невротических симптомах, ошибочных действиях и т.д. Нет гарантий, что ребенок сможет включиться в работу, а не продолжит свои агрессивные действия через некоторое время. Вытеснение используется, когда неблагоприятное состояние уже не является ситуативным, а приближается к асоциальному поведению, но приостановить данные негативные проявления нет возможности в силу сложившихся обстоятельств, индивидуальных особенностей субъектов, динамики состояния и т.д. Например: ребенок кричит очень громко и раздраженно. (Слайд 8)
Игнорирование - специально инструктированное для субъекта (ребёнка) неблагоприятное состояние. Метод применяется с целью постепенного угасания накала. Например, дети пришли с прогулки на занятие радостные и возбуждённые. Иллюстрацией игнорирования могут быть следующие действия педагога: спокойно входит в группу и, понимая состояние воспитанников, делая вывод, что следует подождать начинать занятие, открывает шкаф и как будто что - то ищет в нём или листает книгу. Это оказывает положительное действие (дети постепенно успокаиваются), изменяются их отношение и поведение (они готовы к началу занятия). От педагога требуется такт, этическая выдержанность, знание индивидуальных и возрастных особенностей воспитанников. (Слайд 9) Санкционирование (ограничение временем) – метод предполагающий право на проявление данного состояния (апатии, грусти, скуки), несмотря на то, что оно отклоняется от социальных норм и ценностей. Метод используется в целях постепенного исхода сильного переживания и его угасания. Санкционирование оправданно, если проявление неблагоприятного состояния не наносит ущерба и причинит зла самому ребенку и окружающим, а обращение к резкому пресечению было бы вредным для его развития. Данный метод исключается, если ребенок находится в состоянии злости, гнева, ненависти. (Слайд 10) Концентрация на положительное – универсальный метод, состоящий в переориентации внимания на позитивном в самом субъекте (ребенке) и объекте (другом человеке, животном, предмете и т.д.), против которого была направлена злость, агрессия, раздраженность или гнев. Цель этого метода – научить ребенка саморегуляции, самоконтролю, установлению равновесия между внешними влияниями, внутренним состоянием и формами поведения. Его основные характеристики:
принятие негативного поведения как данности (хотя оно проявляется в действиях и поступках, противоречащих требованиям и ожиданиям окружающих), признание права ребенка на любое проявление;
содействие психическому равновесию – спокойный голос, мягкий тон, этическая выдержанность, понимающий взгляд, поддержка в атмосфере доверия;
субъективность – актуализация самосознания, учет индивидуальных к возрастным особенностям, инициация социально-ценностного отношения к объекту взаимодействия.
Например, «Это не сложное задание, обычно ты с такими всегда справлялся». Этим педагог способствует раскрытию внутреннего потенциала. (Слайд 11)
Сознательно повлиять на мотивы человека можно путем сообщения ему информации о способах удовлетворения его актуальных потребностей. Концентрация на положительном возможна через сужения поля зрения до одного объекта и объективацию состояния. Для этого необходимы следующие операции:
Определение и поиск объекта, способствующего возникновению негативных переживаний. Цель - обозначить состояние ребёнка в данной ситуации. Это самый трудный и важный метод. Например, педагог вызывает ученика к доске, а тот ухватился за парту и не идёт. Стараясь определить причину, которая повлияла на возникновение страха и боязни отвечать, педагог задаёт уточняющие вопросы: «Ты не выучил урок?» или «Тебе не хочется отвечать у доски?». Ни в коем случае нельзя травмировать ребёнка и манипулировать его состоянием. (Слайд 12)
Расширение поля объектов через предложение ряда обстоятельств, которые могли бы привести к неблагоприятному состоянию. Цель - рассеять его. В данной ситуации педагог задаёт вопросы: «Не хочешь отвечать?», «Боишься получить плохую отметку?», «Хорошо, отвечай без отметки!» Возможно, уже после этого будет улучшено или снято это состояние и ребёнок включится в работу. Предлагая ряд обстоятельств, мы выявляем истинные отношения к объекту. Выяснив причину, постепенно приводим ребенка в норму, уменьшаем значимость внутренних переживаний. (Слайд 13)
Присоединение предполагает принятие неблагоприятного состояния как собственного. Цель – частично соглашаясь, разделить переживание ребенка. Например: «Не волнуйся, я тебе помогу!» или «Мне тоже не нравится…», «Я тоже иногда..», «Каждый (любой) бы…», «Я бы тоже…». Присоединяясь к проблемам ребенка, мы не отталкиваем его, а завоёвываем доверие и получаем возможность постепенно подвести его к изменениям в поведении. Это способствует установлению благоприятных межличностных отношений, ликвидации эмоциональной отстранённости, ощущения дискомфорта и неблагополучия. (Слайд 14)
Переориентация на положительное, как в самом ребенке, так и в объекте. Цель – уменьшение неблагоприятного состояния, стимулирование позитивного отношения и поведения. Духовное общение обычно происходит во внутреннем, неслышном, но улавливаемом человеком обращении к нему: «Это я – для тебя», «Это должно быть хорошо для тебя» (Е.Б. Старовойтенко). Не нужно бояться «авансирования» и указания положительных сторон: «Ведь ты добрый мальчик…», «Ведь он (она) хороший человек…». Этим педагог способствует раскрытию внутреннего потенциала ребенка. (Слайд 15)
Вовлечение в деятельность, которая уменьшит или снимет неблагоприятное состояние. Цель – личностное развитие ребенка. Главное здесь, чтобы ребенок включился в работу и не боялся действовать. Страх перед объектом влечет за собой определенную реакцию – удаление объекта путем его разрушения или посредством бегства. (Слайд 16)
Ситуация успеха – инициирование физических и духовных сил личности, максимальное развитие ее способностей. Проживая ситуацию успеха ребенок, подросток обретает достоинство, так как в признании его человеческих и индивидуальных качеств он обнаруживает и то, что он стоит на определенном уровне, и то, что он чего-то стоит как человек. К тому же ситуация успеха порождает удовлетворенность жизнью на данный момент. (Слайд 17)
Снятие страха можно осуществить с использованием игры – драматизации «В очень страшной, страш-ш-ш-ной школе…», где социальный педагог предлагает ребенку, подростку, с которым работает, изобразить пугающие его ситуации школьной жизни в форме театрализованных этюдов, причем все пугающие ситуации с помощью социального педагога должны быть доведены до крайней степени (так, чтобы было «очень страшно»). В ходе такой работы всячески поощряются попытки юмористического, карикатурного изображения неприятных для подростка ситуаций. (Слайд 18)
Метод высокой мотивации предполагает активизацию у подростка стремления заявить о себе как о значимой, целеустремленной личности в среде одноклассников и взрослых (родителей, учителей) посредством опоры как на личный опыт подростка (часто негативный, то есть «от противного»),  так и на  жизненные  ценности (семья, любовь, душевный комфорт и средства его достижения, высокий профессионализм в будущей деятельности и пр.). (Слайд 19) Авансирование - обещание (и обязательное выполнение обещанного) социальным педагогом помощи и поддержки подростку в формировании его нового образа в глазах окружающих (беседы с родителями и учителями с целью поиска и опоры на лучшие качества личности ребенка в учебной деятельности и во взаимоотношениях в семье). (Слайд 20)
Скрытая инструкция ненавязчивое сосредоточение внимания подростка на тех моментах, которые могут помочь ему изменить мнение окружающих о себе. Например: сдержаться и не ответить грубостью на грубость; не считать, что неприязнь кого-либо направлена лично на него; найти в себе силы и возможности помочь, поддержать друзей, родителей и т. п.; не стесняться попросить помощи; постараться увидеть в родителях самых близких людей и опереться на них в сложной ситуации и пр. (Слайд 21)
Социально-педагогическое внушение неоднократное повторение в различных ситуациях (краткая встреча на перемене, на улице во внеурочное время, целевая консультация и пр.): что ребенок способен, сможет справиться с проблемой; что процесс это трудный и не быстрый и поэтому необходимо терпение и мужество, которые ребенок не занимать; что он, социальный педагог, всегда рядом и всегда протянет руку помощи и поддержки; что как уверенно и достойно будет чувствовать себя ребенок после победы над негативными проявлениями своей личности; что каждому человеку приходится делать выбор, который определяет его будущую судьбу и т. д. (Слайд 22)
Высокая оценка детали поведения предполагает мониторинг поведения подростка с обязательным подчеркиванием и высокой оценкой некоей детали поведения, подтверждающей его работу над собой и несомненный успех. Например:  проявленная в какой-то момент сдержанность или отсутствие реакции на обидный выпад сверстника; позитивное удивление учителя относительно глубины заданного на уроке вопроса; радость матери относительно отсутствия грубости в какое-то время общения; аккуратность внешнего вида и т. д. (Слайд 23)
Таким образом, мы рассмотрели методы воздействия, направленные на «снятие» неблагоприятного состояния, наиболее распространенных и доступных для освоения педагогом.
Каждый из перечисленных выше методов предполагает выход на определённую сферу воздействия. В результате приходится констатировать, что «подавление», предполагающий пресечение негативных действий ученика, сосредоточен на изменении только его поведения.
«Вытеснение» корректирует, прежде всего, отношения личности к окружающей действительности.
«Игнорирование» и «санкционирование» предусматривают учёт неблагоприятного состояния ребёнка, но не несут информации о том, как регулировать и контролировать состояние.
Способ «концентрации на положительном» в субъекте и объекте позволяет ребёнку учиться управлять ими, способствует актуализации самосознания, обучению субъекта самоконтролю, установлению равновесия между внешними влияниями, внутренним состоянием и формами поведения. Это позволяет считать способ «концентрации на положительном» наиболее приемлемым не только для регуляции неблагоприятного состояния, но и для поддержки благоприятного, хотя занимает больший временной промежуток. Именно проявление отношения детей к объектам окружающего мира, к людям, к себе, деятельности и составляет суть воспитательного результата; готовность в взаимопомогающему поведению, наличие у них установки на собеседника.
Таким образом, педагогическая поддержка – это система действий, направленных на помощь субъекту в раскрытии его внутренних резервов, достижении успеха в любом деле благодаря изменению состояния. Это система, вооружающая человека знаниями и умениями, необходимыми для укрепления веры в собственные силы, которые нужны для успешного преодоления внутри и внеличностных трудностей. (Слайды 24-25)
Литература:
1.  Щуркова Н.Е. Практикум по педагогической технологии. – М., 1998.
2. Воспитание детей в школе: Новые подходы и новые технологии / Под ред. Н.Е. Щурковой. - М., 1998.
Ъ