Графические организаторы при работе с текстом.


Графические организаторы при работе с текстом.
Любой фотограф знает, что рамка фотоаппарата помогает зафиксировать и упорядочить образ, без неё картинка была бы беспорядочная. И любой строитель знает, что каркас здания фиксирует его цельность. Обе метафоры помогают осознать главную особенность  фреймов (для) мышления: они организуют мысль, но они не отвечают за процесс мышления. Они (лишь) путеводители, а не (готовые) инструкции.
Графические фреймы могут очень эффективно использоваться и при работе с текстом (чтение и написание), и при восприятии речи, и в дискуссиях. Они делают когнитивные процессы более интенсивными и целенаправленными.
С точки зрения когнитивной теории, графики придают форму мимическим (подражательным, имитирующим) аспектам семантических структур памяти, или схемам, что, как утверждают теоретики обучения, упорядочивает и организует мышление. Люди используют семантические структуры, чтобы привязать абстрактные идеи к конкретным понятиям; они используют оперативную память, чтобы уловить связующие цепочки отдельных событий, явлений и понятий.
Почему визуально-картографические методы? Главным образом потому, что визуальные организаторы, такие как линии времени, диаграммы Венна, концепт-карты, интеллект-карты, аргумент-карты, причинные цепи, силовые поля и схемы процессов помогают лучше понимать и управлять интеллектуальными процессами. Визуальные организаторы отражают смысловые схемы; они позволяют овладеть навыками мышлению более высокого порядка без ущерба для понимания содержания той или иной области знаний.
Что такое визуальный организатор? Визуальные организаторы — это графическое представление различных мыслительных процессов.
Все графические организаторы создают на бумаге, доске или экране компьютера объективную форму ментальных (когнитивных) процессов, позволяя создавать альтернативные структуры, прорабатывать известное, исправлять ошибки.
Доказано, что графические организаторы активизируют понимание и способствуют более  умелому (критическому) мышлению у любого человека, независимо от уровня и характера образования.
Графические организаторы нашли успешное применение при работе с текстами на уроках в начальной школе.
Диаграммы Венна уместно использовать при сравнительной характеристике двух или более произведений.

Диаграммы Венна можно использовать начиная с уроков обучения грамоте при проведении сравнительной характеристики сказок. Учащиеся ,не умея ещё писать, могут при помощи рисунков обозначать в кругах – диаграммах сходства и различия между произведениями. В дальнейшем вместо рисунков – символов появятся слова, фразы.
Текст в схеме.
Этот вид графических организаторов предполагает , что определённым геометрическим фигурам присваиваются понятия, например, треугольник – герои произведения, квадрат – проблемы, события , круг – решение проблемы, поднятой в тексте.


Карта рассказа помогает наглядно представить порядок событий, выделить наиболее важные проблемы лично для читателя, делать анализ произведения по определённой схеме, а не хаотично.
заголовок автор
герои проблема или цель
место действия события или эпизоды
заключение или вывод
важность для тебя лично
глобальная важностьПорядок следования событий.
Данный приём удобно использовать в групповой работе на этапе закрепления изучения произведения. Учащимся предлагается разбиться на группы, выдаются разноцветные листочки прямоугольной формы, узкая ленточка, скрепки. Каждый прямоугольник ( по предварительной договорённости) символизирует одну из частей текста ( заголовок, начало, середина, конец). Далее детям надо выбрать и записать на листочках по 3 слова (или существительные, или глаголы, или прилагательные), соответствующие каждой из частей текста, и нанизать на ленточку при помощи скрепок в нужной последовательности. Затем учащиеся обмениваются ленточками, отгадывая по ключевым словам изученные произведения.


Управляемое чтение.
При чтении текста учащиеся заполняют таблицу:
Цель для прочтения
перед чтением после чтения
согласен не согласен согласен не согласен
1. 2. 3. 4. Кодированный текст.
При чтении произведений, научно – познавательных текстов учащимся предлагается аккуратно, простым карандашом расставлять значки – символы. Например,
символы кодирования
И – интересно
? – вопрос
*- важно
П – хочу узнать
У – удивительная информация
Л – интересная лексика
! – новая идея
Визуальные фреймы удобны тем, что они дополняют другие стратегии и техники критического мышления. В дискуссия и в процессах принятия решений графические фреймы фокусируют содержание и проясняют задачи. Визуальные организаторы помогают конспектировать тексты и выступления (лекции, презентации и т. п.), организовывать дискуссии и обучение в группах или индивидуально, решать проблемы или разрабатывать перспективы. Визуальные фреймы позволяют обдумывать со всех сторон возможные ответы и ориентироваться в ситуации при ответе на сложные вопросы.