Конспект занятия объединения «Организаторы досуга» на тему: «Типология лидерства. Чем лидерство отличается от руководства?»

Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования Собинского района
Детский (подростковый) центр г. Лакинска












Конспект занятия
«Школы социального лидерства»
Тема: «Типология лидерства. Чем лидерство отличается от руководства?»

Цель: создание условий для объединения членов коллектива.
Задачи:
Обучающие:
Познакомить участников с типологией лидерства.
Определить совместно с участниками отличительные особенности лидерства от руководства .
Включить в игровое взаимодействие с целью достижения высоких общегрупповых баллов и интеграции членов коллектива.
Развивающие:
Выявление и развитие природных задатков и творческого потенциала детей, реализация их склонностей в разнообразных сферах деятельности и общения;
Обеспечение вхождения детей в систему социальных связей.
Воспитательные:
Воспитание уважения к закону, нормам коллективной жизни, развитие гражданской ответственности как важнейшей черты личности;
Формирование общечеловеческих норм гуманистической морали (доброты, взаимопонимания, милосердия, терпимости по отношениям к людям), культуры общения;
Воспитание социально-значимой целеустремленности, ответственности в деловых отношениях.
Предполагаемый результат:
информированность участников о типологии лидерства и ;
проработка участниками некоторых упражнений на умение работать в группе.
Ход занятия:
.Педагог: «Добрый день! Тема нашего сегодняшнего занятия «Типология лидерства. Отличие лидерства от руководства», но прежде чем начать мы с вами познакомимся с теорией.
Дискуссия «Команда лидера» (20 минут). Группе предлагается обсудить следующие темы: может ли лидер один планировать, организовывать, руководить и контролировать деятельность в группе? Кто может ему в этом помочь? Как найти помощников? Какие функции лидер должен выполнять сам, а какие – может делегировать другим? Какими качествами и полномочиями должны обладать представители «команды лидера»? Сколько должно быть помощников у лидера? Кто, в конечном итоге обеспечивает эффективность работы группы? Чем на ваш взгляд лидер отличатся от организатора, а лидерство от руководства.
Организатор – тот, кто управляет конкретной деятельностью, решает, как делать, объединяет людей для совместного дела.
Возможно, вы зададитесь вопросом, а чем же отличается лидерство от руководства?
Лидер
Организатор

Сконцентрирован на людях, коллективе (межличностных и деловых отношениях)
Сосредоточен на структурах управления, средствах, методах достижения цели

Являясь «ведущим», внушает доверие «ведомым»
Использует официальные механизмы управления, а не личностные, неформальные отношения

Главные вопросы, на которые отвечает: ЧТО? (цель), ПОЧЕМУ (мотив)
Главные вопросы, на которые отвечает: КАК? (средство), КОГДА? (время)

Бросает вызов существующему положению дел, стремиться изменить его
Принимает существующее положение дел и действует в установленных формальных рамках

Лидерство
Руководство

Регулятор межличностных отношений в группе
Регулятор отношений группы с социальным окружением

Феномен микросреды
Феномен макросреды

Устанавливается стихийно
Устанавливается упорядочено, административным способом

Принимает решения, принимая все точки зрения
Решения опосредованы рядом факторов административного характера

Действия носят неформальный характер
Производит санкционированные действия согласно должным инструкциям

Сфера деятельности – малая группа
Сфера деятельности – другие группы, представление интересов группы вне.


«Привет!» (10 минут)
Инструкция: Начтите, пожалуйста, ходить по комнате. Я предлагаю вам поздороваться с каждым из группы за руку и при этом сказать: «Привет! Как твои дела?» Говорите только эти простые слова и больше ничего. Но в этой игре есть одно важное правило: здороваясь с кем-либо из участников, вы можете освободить свою руку только после того, как другой рукой вы начнете здороваться еще с кем-то. Иными словами, вы должны непрерывно быть в контакте с кем-либо из группы. Представили себе, как это происходит?
Когда все поздоровались друг с другом и группа привыкла к этому ритуалу, Вы можете запустить второй круг – с другим приветствием, например, со словами: «Как хорошо, что Ты здесь!» Другой вариант: Вы можете использовать эту игру в конце занятий, и в этом случае заменить приветствие прощанием: «Спасибо!» или «Спасибо, с Тобой было так хорошо работать!»
«Из спичек – имена» (10- 20 минут)
Инструкция: "Вот лежит коробок спичек. Ваша задача в течении 10 минут из этих спичек выложить имена всех здесь присутствующих, использовав все спички, лежащие в коробке. Одна буква может принадлежать разным именам. Спички ломать нельзя".
Спички выдаются из расчета 10 спичек на одного члена группы.
Если они не успевают за 10 минут, задается вопрос: «Сколько вам нужно времени, чтобы закончить?». Если опять не успевают, то опять вопрос и т.д.
«Детектив» (15 минут)
Инструкция: Сейчас я вам раздам по несколько полосок бумаги. Это части одного детектива. Вы должны разгадать его, пользуясь следующими правилами: полоски бумаги с текстом нельзя показывать друг другу и складывать вместе. Детектив считается разгаданным, если определен убийца и объяснено, из чего это следует. Начинайте!
После 13:00 полиция не смогла отыскать садовника
В саду был найден молоток садовника со стертыми отпечатками пальцев и кровью Хадсона
Полиция заявила, что звонок был произведен со станции Луисвиль в 50км от Питсберга
По показаниям Миссис Хадсон в 11:15 в дом заходил садовник
Все свои коллекции Хадсон завещал Шеперсону
Садовника нашли у матери на следующий день после убийства
На подоконнике окна мистера Хадсона были обнаружены отпечатки пальцев садовника
В саду был найден платок миссис Хадсон
Экономка доктора Шеперсона показала, что, уехав после звонка, доктор забыл положить в сумку инструменты и лекарства
Доктор Шеперсон вернулся домой в 11:30
Окна в комнате Хадсона были закрыты изнутри
Доктор Шеперсон, осмотревший мистера Хадсона в 10:55 заявил, что он абсолютно здоров
Соседи уверяли, что доктор Шеперсон был влюблен в сестру садовника, живущую с матерью, и часто тайно ее навещал
Согласно завещанию, миссис Хадсон получила все деньги мужа
Женщина, позвонившая миссис Хадсон в 11:55, заявила, что мистер Хадсон мертв
По показаниям миссис Хадсон, за день до убийства Шеперсон приглашал Хадсона на дружескую вечеринку
Доктор Шеперсон долгое время был врачом Хадсона
Экономка уверяла, что когда доктор вернулся от Хадсонов, у него в сумке что-то было
Соседи уверяли, что мистер Хадсон собирался уволить садовника
После похорон миссис Хадсон уехала из города
Замок на двери мистера Хадсона защелкивался автоматически
По сообщению полиции, смерть наступила между 11 и 12 часами
В 12:30 Шеперсон прибежал к Хадсону и, выломав дверь, обнаружил, что Хадсон мертв
В 11:25 в дом заходила молочница и оставила в прихожей молоко
Уходя из дома, садовник заявил, что мистер Хадсон заперся в кабинете, не отвечает на стук и что-то напевает
Садовник видел, как в 11:05 доктор Шеперсон вышел из дома Хадсона
В свободное время Хадсон любил посещать Луисвильский клуб любителей пива
Прибывшая в 13:00 полиция заявила, что Хадсон скончался от удара по голове тупым предметом
Садовник приходил к мистеру Хадсону, чтобы отпроситься с работы для поездки в Луисвиль, где у него живет мать
Мистер Хадсон неплохо пел в школьном ансамбле
Молочница слышала голос мистера Хадсона и странный свист и поскрипывание
В 11:25 проходя мимо комнаты мистера Хадсона, миссис Хадсон слышала, как он что-то напевал
Хадсон и Шеперсон дружили со школы и оба коллекционировали древние рукописи, марки, магнитофонные записи и монеты
По показаниям матери, садовник приехал в Луисвиль около 14 часов
В 12:00 миссис Хадсон позвонила доктору Шеперсону потому, что была обеспокоена телефонным звонком
На шпингалетах были обнаружены отпечатки пальцев миссис Хадсон
Решение детектива: Убийца - доктор Шеперсон (из дома он ушел с пустым саквояжем, вернулся - не с пустым).
Башня
Группам выдается материал для строительства «башни»: бумага и скрепки или два набора соломки для коктейля и клейкая лента.
Ведущий: Группе необходимо построить башню из данного материала. «Башня» должна быть устойчивой.
Картина
Группа выстраивается в линию. Первый игрок приглашается к столу или к стене, на которой прикреплен большой лист бумаги. Рядом фломастеры. Ему предстоит начать рисовать «картину».
Приглашается второй игрок. Ведущий сообщает ему, какой предмет необходимо изобразить первому игроку (другие не слышат задания). Второй игрок объясняет первому мимикой, жестами, что ему нужно изобразить на листе бумаги. Первый рисует и встает в конце линии. Приглашается третий игрок. Второй подходит к нему, а третий объясняет ему мимикой, жестами, что рисовать дальше, и так далее, пока все не примут участие в рисовании картины.
Всем группам ведущие дают одинаковые задания, но группы об этом не знают. Каждая группа по истечении 10 минут представляет свою картину. Ведущий произносит вслух задание, и группы смотрят, что у них получилось. Это упражнение на умение передать информацию мимикой, жестами, на интуицию, на умение правильно, без искажений принять информацию.
Упражнение «Аплодисменты по кругу»
Инструкция: Кто из вас может представить, что чувствует артист после концерта или спектакля, стоя перед своей публикой и слушая гром аплодисментов? Возможно, он чувствует эти аплодисменты не только ушами. Быть может, он воспринимает овации всем своим телом, всеми фибрами своей души, как приятное всеобъемлющее волнение.
У нас очень хорошая группа, и каждый из вас заслужил аплодисменты. Я хочу предложить вам игру в ходе, которой аплодисменты сначала звучат тихонько, а затем становятся все сильнее и сильнее. Игра проходит следующим образом. Вы становитесь в общий круг. Один из вас начинает: он подходит к кому-нибудь из учеников, смотрит ему в глаза и дарит ему свои аплодисменты, изо всех сил хлопал в ладоши. Затем они оба выбирают следующего ученика, который также получает свою порцию аплодисментов они оба подходят к нему, встают перед ним и аплодируют ему. Затем уже вся тройка выбирает следующего претендента на овации. Каждый раз тот, кому аплодировали, имеет право выбирать следующего. Таким образом, игра продолжается, а овации становятся все громче и громче.
Педагог: Спасибо всем за сотрудничество, особое спасибо инициативной группе.




















Использованная литература:

Кристофер Э., Смит Л. Тренинг лидерства – СПб., 2002
Психогимнастика в тренинге / под ред. Н. Ю. Хрящевой – СПб., 2002
Касьянов С. А. Энциклопедия психологических тестов – М., 2000
Симонов Д. А. Социальная психология в вопросах и ответах – М., 2004



Заголовок 215