Урок по истории Отчества для 6 класса


6 класс ПЛАН – КОНСПЕКТ урок №17
ТЕМА: «Борьба Руси с западными завоевателями».
ЦЕЛЬ:
Познакомить учащихся с причинами, обстоятельствами и последствиями нашествия на Русь крестоносцев.
Продолжить формирование умения работать с документами и текстом учебника, умения обобщать и делать выводы.
На примере личности Александра Невского воспитывать чувство гордости за свою Родину.
Основные понятия: рыцарский орден, крестоносцы, «свинья».
Тип урока: комбинированный урок с применением ИКТ.
Средства обучения: мультимедиапроектор, учебник, карта «Борьба Руси с иноземными захватчиками в XIII в.», портрет А. Невского, иллюстрации в учебнике.
Персоналии: Александр Невский.
План изучения нового материала: 1. Начало рыцарских набегов.
2. Невская битва.
3. Ледовое побоище.
4. Вывод.
Ход урока:
I. Организационный этап. (1 мин.)
II. Актуализация имеющихся знаний. (Беседа по вопросам, индивидуальная работа по карточкам). (7 мин.)
1. Историческая разминка
1) Какое имя получил Тэмучэн после объединения монгольских племен?
2) В каком году состоялось первое сражение между русскими дружинами и монголами?
3) В каком году началось татаро-монгольское нашествие на Русь, и кто его возглавил?
4) Какой русский город монголы прозвали “злым городом”?
5) Как называлась ханская грамота, утверждавшая назначение русского князя?
2 Фронтальная беседа по вопросам.
Назовите причины успешных завоевательных походов монгольской армии.
Чем объяснить поражение русских дружин в битве на Калке?
В каком году началось первое нашествие монгол на Русь? Кто возглавил это вторжение?
Назовите причину решения хана Батыя не идти на Новгород, а повернуть на юг.
Как вы думаете, почему несмотря на массовый героизм русского народа, монголо – татарам удалось захватить Русь?
Что такое ордынский выход?
С какой целью была проведена перепись населения?
!!! Вывод: в XII в. Русь становится зависимой от Золотой Орды – государства, образованного монголами.
III. Изучение нового материала. (25 мин.)
Сегодня мы узнаем о событиях 1240 – 1242 гг., связанных с борьбой Руси против западных иноземных захватчиков. Поэтому и тема наша звучит сегодня как борьба Руси против экспансии с Запада.
Мозговой штурм. Определение исторической личности.
Постарайтесь определить о ком говориться в данной характеристике:
«Когда княжества русские почти исчезали под жестокими ударами татар, когда все князья их кланялись перед троном Батыя быть его верными подданными, была еще область, где раздавались песни победы, был еще князь, никогда не преклонявший колен в шатре хана татарского». О ком идет речь?
– Все согласны? Конечно, это – А. Невский. Кто-нибудь подготовил историческую справку об исторической личности?
– В годы княжения А. Невского Русь действительно получила передышку от набегов, и у него появилась возможность отстаивать независимость государства на Западных рубежах.
Давайте вспомним кто такие крестоносцы? (предполагаемые ответы учащихся).
Слайд 9. В первой половине XIII в. крестовые походы в Палестину потерпели поражение и крестоносцы стали искать новые направлении для захвата земель. Разоренная монголами Русь показалась им легкой добычей. В 1054 г. произошло разделение христианской церкви на католическую и православную. Католики и православные конфликтовали из-за того, какую веру считать правильной. Поэтому одной из задач крестовых походов было распространение католичества. Давайте посмотрим на слайд и сравним вооружение немецких рыцарей (вверху) и русских воинов. В чем его достоинства и недостатки?
Крестоносцы совершали походы на Русь с середины XII в. Ливонские и тевтонские рыцари, за спиной которых стоял Ватикан, готовили одновременный удар по русским землям. Первыми вторгаться начали шведы, которые в июле 1240 года высадились отрядом в устье Невы. Их план — овладеть землями по берегам Финского залива и закрыть русским выход на Балтику. В то время в Новгороде правил 20-летний князь Александр Ярославич, который с небольшим отрядом немедленно выступил к Ладоге. 15 июля 1240 года русские дружинники подошли к Неве, где состоялось ожесточенное сражение. Шведы были разбиты и бежали. Победа Александра предотвратила попытки шведов закрепиться на берегах Невы и Ладожского озера. К имени князя прибавилось почетное прозвище “Невский”. Слайды 12 – 13.
Как гласит летопись в полку Александра оказалось 6 мужей храбрых, которые вместе с ним мужественно сражались. Один из них Гаврило Алексеич, наехал на корабль и увидел королевича и поехал по сходням до самого корабля, и все бежали перед ним, а, возвратившись обратно, бросили его вместе с конем со сходен в море. Многие шведы были ранены и побежали той же ночью. Новгородцев же пало: Константин Луготинич, Юрата Пинящин, Намест, ...а всего пало 20 мужей вместе с ладожанами. Великий же князь Александр Ярославич возвратился с великою победою в Новгород...
- Александр Ярославич вернулся в Новгород. В том же 1240 году ливонские рыцари захватили Псковскую землю. Между тем вскоре после Невской битвы Александр рассорился с новгородцами и ушел к отцу в Переяславль. Видя усиление немецкой угрозы, вече вновь пригласило его на престол. В 1241 году Александр Невский отбил у немцев Псковскую землю, после чего вторгся во владения дерптского епископа. Передовой отряд новгородцев был разбит рыцарями. Узнав об этом, князь стянул свои силы к Чудскому озеру и занял позицию на льду.
«И была здесь злая и великая сеча для немцев и чуди, и слышен был треск ломающихся копей и звук от ударов мечей, так что лед на замершем озере подломился, и не видно было льда, потому что он покрылся кровью. И сам я слышал об этом от очевидца, бывшего там», - писал летописец.. «И обратились немцы в бегство, и гнали их русские с боем как по воздуху, и некуда им было убежать, били их 7 верст по льду до Суболицкого берега, и пало немцев 500, а чуди бесчисленное множество, а в плен взяли 50 лучших немецких воевод и привели их в Новгород, а другие немцы утонули в озере, потому что была весна. А другие убежали тяжело раненными. Был же этот бой 5 апреля (1242 г.)» ...
А теперь давайте обратим внимание на иллюстрации на странице 112 нашего учебника. – Вот как героически русские люди защищали границы своего государства. Обратите внимание, как на иллюстрации показаны человеческие чувства. Как вы думаете, какое значение имели победы А. Невского для русского народа? Русская земля славилась своими богатырями защитниками Руси. Даже Хан Батый говорил: "Правду говорили мне о нем: нет князя ему равного", "это враг опасный, сильный, умный". А. Невский выступил как защитник православия. Это и сделало его одним из главных героев русской национальной истории.
Несмотря на то, что крестоносцам был нанесен сокрушительный удар, А. Невский понимал, что за ними стоит вся Западная Европа и сил у крестоносцев еще много для новых вторжений. А раздробленная и разоренная монголами Русь не сможет долго в одиночку противостоять нашествию с Запада. Руси нужен был союзник. Им стала Золотая Орда. Русь Орде платила дань, взамен Орда стала помогать Новгороду отражать нападения крестоносцев. В Западной Европе монголов боялись. Ордынские ханы не вмешивались в религию других народов, опасаясь гнева чужого Бога, поэтому Александр предпочел пойти на союз с Ордой что использовать ее помощь в борьбе с католической опасностью.
!!!Вывод. Таким образом, мы узнали, что взаимоотношения между русскими князьями и ханами Золотой Орды не были построены только на зависимости, между ними сложился и военный союз.
О чем это свидетельствует?
Работа с историческим источником. Каждая группа получает свой фрагмент документа, с заданием, которое надо выполнить. Необходимо вставить пропущенные в тексте слова, подходящие по смыслу и содержанию, и устно ответить на поставленные в конце источника вопросы.
1. ИСТОРИЧЕСКИЙ ИСТОЧНИК. Вставьте пропущенные слова в тексте, и ответьте на вопросы.
… Князь Александр быстро вывел свою рать к восточному берегу…………….. , чтобы здесь дать битву рыцарям. В тылу находился заснеженный лесистый берег с севера - широкий участок рыхлого …………….., знал что …….. рыцари будут атаковать клином (………..), острие которого составляют одетые с головы до ног в стальные доспехи конные рыцари. На рассвете началась знаменитая битва, которая вошла в историю как …………… .1. О какой битве идет речь? 2. В каком году она произошла?3. Изобрази на доске схему построения немецкой армии – клином.
2. ИСТОРИЧЕСКИЙ ИСТОЧНИК. Вставьте пропущенные слова в тексте, и ответьте на вопросы.
…Битва еще длилась, но затухая: ……. стремились лишь к отступлению. План ………. Ярославовича осуществился полностью: ударом……. В центр лагеря и обходом пешцев вдоль Невы он загнал противника в угол между двух рек ……и……., и спасения врагу не было. Ополчение из семисот бойцов разбило более чем трехтысячное войско…
Л.Обухова. Набатное утро.
1. О какой битве идет речь. 2. В каком году она произошла.3. Как в народе стали называть А. Ярославовича, после окончания битвы.
Проверка задания. Один ученик читает предложения с вставленными словами, остальные проверяют его.
V. Рефлексия. Повторение рассмотренных понятий, дат. (3 мин)
!!! Вывод: Во второй четверти XIII в. на Русь пришло две беды, с востока она подверглась нашествию монголов, с запада – крестоносцев. Страна оказалась между двух огней. Нужно было выбирать, чью сторону принять. А. Невский – победитель крестоносцев пошел на союз с Ордой, т. к. веротерпимые ордынцы были предпочтительнее враждебных к православию крестоносцев. Русский народ проявил огромный героизм и мужество в борьбе с иноземными захватчиками.
VI. Выставление оценок за урок и их комментарий. (2 мин.)
Домашнее задание. (2 мин) Читать параграф 13, выучить даты.
Подготовить сообщения о Невской битве, Ледовом побоище или борьбе русского народа с иноземными захватчиками с использованием дополнительной литературы.