Методика диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению


Методика диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению (модификация а.д.Андреева)
Цель: диагностика познавательной активности, мотивации достижения, тревожности, гнева.
Возраст: 9- 14 лет
Оцениваемое УУД: личностное УУД, смыслообразование, школьная мотивация.
Ф.И.______________________________________________________________
Класс____________________Дата_____________________________________
Инструкция: Прочтите внимательно каждое предложение и обведите одну из цифр, расположенных справа, в зависимости от того, какого ваши обычное состояние на уроках в школе, как вы обычно чувствуете себя там. Нет правильных или неправильных ответов. Не тратьте много времени на одно предложение, но старайтесь как можно точнее ответить, как вы обычно себя чувствуете.
Почти никогда Иногда Часто Почти всегда
1. Я спокоен. 1 2 3 4
2. Мне хочется понять, узнать, докопаться до сути. 1 2 3 4
3. Я разъерен. 1 2 3 4
4. Я падаю духом, сталкиваясь с трудностями в учебе. 1 2 3 4
5. Я напряжен. 1 2 3 4
6. Я испытываю любопытство. 1 2 3 4
7. Мне хочется стукнуть кулаком по столу. 1 2 3 4
8. Я стараюсь получать только хорошие и отличные отметки. 1 2 3 4
9. Я раскован. 1 2 3 4
10. Мне интересно. 1 2 3 4
11. Я рассержен. 1 2 3 4
12. Я прилагаю все силы, чтобы добиться успехов в учебе. 1 2 3 4
13. Меня волнуют возможные неудачи. 1 2 3 4
14. Мне кажется, что урок никогда не кончится. 1 2 3 4
15. Мне хочется на кого-нибудь накричать. 1 2 3 4
16. Я стараюсь все делать правильно. 1 2 3 4
17. Я чувствую себя неудачником. 1 2 3 4
18. Я чувствую себя исследователем. 1 2 3 4
19. Мне хочется что-нибудь сломать. 1 2 3 4
20. Я чувствую, что не справлюсь с заданием. 1 2 3 4
21. Я взвинчен. 1 2 3 4
22. Я энергичен. 1 2 3 4
23. Я взбешен. 1 2 3 4
24. Я горжусь своими школьными успехами. 1 2 3 4
25. Я чувствую себя совершенно свободно. 1 2 3 4
26. Я чувствую, что у меня хорошо работает голова. 1 2 3 4
27. Я раздражен. 1 2 3 4
28. Я решаю самые трудные задачи. 1 2 3 4
29. Мне не хватает уверенности в себе. 1 2 3 4
30. Мне скучно. 1 2 3 4
31. Мне хочется что-нибудь сломать. 1 2 3 4
32. Я стараюсь не получить двойку. 1 2 3 4
33. Я уравновешен. 1 2 3 4
34. Мне нравится думать, решать. 1 2 3 4
35. Я чувствую себя обманутым. 1 2 3 4
36. Я стремлюсь показать свои способности и ум. 1 2 3 4
37. Я боюсь. 1 2 3 4
38. Я чувствую уныние и тоску. 1 2 3 4
39. Меня многое приводит в ярость. 1 2 3 4
40. Я хочу быть среди лучших. 1 2 3 4

Обработка результатов.
Для пунктов шкал, в которых высокая оценка отражает отсутствие эмоции, веса считается в обратном порядке:
На бланке 1 2 3 4
Вес для подсчета 4 3 2 1
Такими «обратными» пунктами являются:
По шкале познавательной активности: 14,30,38
По шкале тревожности: 1, 9, 25, 33
По шкале достижения мотивации: 4, 20, 32.
Ключ

Шкала Пункты, номер

Познавательная активность 2, 6, 10, 14, 18, 22, 26, 30, 34, 38
Мотивация достижения 4, 8, 12, 16, 20, 24, 28, 32, 36, 40
Тревожность 1, 5, 9, 13, 17, 21, 25, 29, 33, 37
Гнев 3, 7, 11, 15, 19, 23, 27, 31, 35, 39

Для получения балла по шкале подсчитывается сумма весов по всем 10 пунктам этой шкалы. Минимальная оценка по каждой шкале- 10 баллов, максимальная – 40 баллов.
Если пропущен 1 пункт из 10, можно сделать следующее: подсчитать среднюю оценку по тем 9 пунктам, на которые испытуемый ответил, затем умножить это число на 10; общий балл по шкале будет выражаться следующим за этим результатом целым числом.
Например, средний балл по шкале 2,73 умножить на 10=27,3, общий балл – 28.
При пропуске двух и более баллов данные испытуемого не учитываются.
Оценка и интерпретация результатов.
Подсчитывается суммарный балл опросника по формуле:
ПА + МД + (-Т) + (-Г), где
ПА- балл по шкале познавательной активности;
МД- балл по шкале мотивации достижения;
Т- балл по шкале тревожности;
Г- балл по шкале гнева.
Суммарный балл может находиться в интервале от –60 до +60.
Выделяются следующие уровни мотивации учения:
I уровень – продуктивная мотивация с выраженным преобладанием познавательной мотивации учения и положительным эмоциональным отношением к нему;
II уровень – продуктивная мотивация, позитивное отношение к учению, соответствие социальному нормативу;
III уровень – средний уровень с несколько сниженной познавательной мотивацией;
IV уровень – сниженная мотивация, переживание “школьной скуки”, отрицательное эмоциональное отношение к учению;
V уровень – резко отрицательное отношение к учению.
Распределение баллов по уровням:
Нормативные показатели

Шкала уровень Половозрастные группы, интервал значений
10-11 лет 12- 14 лет 15-16 лет
Дев. Мал. Дев. Мал. Дев. Мал.
Познавательная активность Высокий
31-40 28-40 28-40 27-40 29-40 31-40

Средний
21-26 22-27 21-27 19-26 18-28 21-29
Низкий
10-25 10-21 10-20 10-18 10-17 10-20
Тревожность Высокий
27-40 24-40 25-40 26-40 25-40 23-40
Средний
20-26 17-23 19-24 19-25 17-24 16-22
Низкий
10-19 10-16 10-18 10-18 10-16 10-15
Гнев Высокий
21-40 20-40 19-40 23-40 21-40 18-40
Средний
14-20 13-19 14-19 15-22 14-20 12-18
Низкий
10-13 10-12 10-13 10-14 10-13 10-11
В этом случае данные испытуемого по каждой шкале сравниваются с нормативными значениями. Представленное нормирование методики осуществлено на соответствующих половозрастных выборках московских школ.
Интерпретация данных
Шкала Интерпретация
Познавательная активность тревожность гнев Высокий Низкий, средний Низкий Продуктивная мотивация и позитивное эмоциональное отношение к учению
Средний Низкий, средний Низкий Позитивное отношение к учению
Низкий Низкий, средний Низкий,
средний Переживание «школьной скуки»
Средний Низкий, средний Низкий,
Средний Диффузное эмоциональное отношение
Средний Низкий,
средний Высокий Диффузное эмоциональное отношение при фрустрированности значимых потребностей
Низкий Низкий,
средний Высокий Негативное эмоциональное отношение
Низкий Низкий Высокий Резко отрицательное отношение к школе и учению
Высокий Высокий Высокий Чрезмерно повышенная эмоциональность на уроке, обусловленная неудовлетворением ведущих социогенных потребностей
Высокий Высокий Средний Повышенная эмоциональность на уроке
Средний,
низкий Высокий Средний,
Низкий Школьная тревожность
Высокий Средний, низкий Высокий Позитивное отношение при фрустрированности потребностей
Высокий,
средний Высокий Низкий,
средний Позитивное отношение при повышенной чувствительности к оценочному аспекту.