Виды и назначение токарных резцов. Управление токарно-винторезным станком (7 класс)



Тема программы: «Технология обработки металлов. Элементы машиноведения».
Тема урока: «Виды и назначение токарных резцов. Управление токарно-винторезным станком».
Цели урока:
Образовательная - сформировать у учащихся представление об устройстве, управлении и назначении токарно-винторезного станка; видах и назначение токарных резцов.
Воспитательная - воспитывать ответственное отношение к труду; прививать качество аккуратности.
Развивающая - продолжить развитие навыков самоконтроля при выполнении технологических операций.
Методы проведения занятия: беседа, объяснение, демонстрация, рассказ, самостоятельная работа под контролем учителя, показ.
Объекты труда: Декоративная ложка.
Межпредметные связи: русский язык - написание и произношение слов; математика -геометрические тела и фигуры.
Материально техническое оснащение:
- оборудование учебных мастерских;
- инструменты и приспособления.
Ход урока.
1. Организационное начало.
1.1. Взаимное приветствие.
1.2. Назначение дежурных и отметка отсутствующих.
2. Повторение пройденного материала.
На прошлом уроке вы изучали тему: «Виды и назначение токарных резцов» давайте вспомним, что же это.
2.1. Фронтальный опрос.
Вопрос 1. Назовите основные виды механических передач применяемых в станке?
Ответ 1. В передаточном механизме станка применяются механические передачи: ремённая, зубчатая, реечная.
Вопрос 2. Что такое передаточное отношение u?
Ответ 2. Оно показывает отношение частоты вращения ведущей детали к частоте вращения ведомой u = D1 / D2.
Вопрос 3. Перечислите основные части токарно-винторезного станка?
Ответ 3. В токарно-винторезном станке есть электродвигатель, передаточный механизм, рабочий орган и система управления.
Вопрос 4. Для чего предназначены токарно-винторезные станки?
Ответ 4. Токарно-винторезные станки предназначены для обработки тел вращения, нарезания резьбы и сверления осевых отверстий.
Вопрос 5. За счёт чего осуществляется точение деталей?
Ответ 5. Точение деталей осуществляется за счёт срезания резцом стружки с вращающейся заготовки.
Еще 1-2 человека рассказывают параграф, все, что они запомнили.
2.2. Анализ усвоения.
Вы неплохо знаете, изученный материал, затруднялись ответить на некоторые вопросы. Полученные отметки узнаете в конце урока.
3. Изложение нового материала.
3.1. Сообщение темы и целей урока.
Сегодня мы продолжим знакомство с токарно-винторезным станком, а также познакомимся с токарными резцами.
Тема сегодняшнего урока: «Виды и назначение токарных резцов. Управление токарно-винторезным станком». Запишите тему в тетрадь. Практически продолжим выполнять декоративную ложку.
3.2. Виды и назначение токарных резцов.
Для токарной обработки металлов применяют специальные инструменты-токарные резцы. Их изготавливают из сталей, имеющих твердость, значительно превы­шающую твердость обраба­тываемого материала. Их ра­бочая часть, как и у многих других режущих инструмен­тов, имеет форму клина
Токарные резцы отличаются один от другого по кон­струкции, но все они имеют тело и головку в книге это показано на рис.65. Телорезца служит для закрепления в резцедержателе, головка непосредственно участвует в процессе резания. На головке имеются перед­няя и две задние поверхности, главная и вспомогательная режущие кромки и вершина резца. Главная режущая кромка выполняет основную работу резания.
Важными характеристиками токарного резца являются углы его заточки
Главный задний угол а (альфа) - угол между главной задней поверхностью резца и плоскостью резания. Увеличение данного угла уменьшает трение задней грани резца о поверхность заготовки.
Передний угол у (гамма) - оказывает влияние на процесс резания, на легкость схода стружки, качество Угол заострения (бета) - угол между передней и глав­ной задней поверхностями. Чем меньше угол заострения, тем легче резец входит в металл и отделяет стружку с меньшим усилием. Однако при уменьшении угла заостре­ния снижается прочность резца, и он быстрей затупляется и ломается.
Угол резания (дельта) - угол между передней поверх­ностью резца и плоскостью резания. Токарные резцы подразделяют по направлению подачи (правые и левые), конструкции головки(прямые и отогну­тые), способу изготовления (цельные и составные), сече­нию стержня (прямоугольные, круглые и квадратные), виду обработки (проходные, подрезные, отрезные, прорезные, рас­точные, фасонные, резьбонарезные). На рис. 66 показаны схематично некоторые из них (вид сверху).
Проходные резцы предназначены для обтачивания внешних цилиндрических и конических поверхностей заготовок, проходной упорный для об­работки уступов. Торцы заготовок обрабатывают подрезными резцами , а отрезают заготовки - отрезными Резьбовыми резцами )нарезают внешнюю и внутреннюю резьбу, а расточными - растачивают отверстия.
Следует помнить, что токарные резцы являются дорогостоящим инструментом. Их нельзя использовать не по назначению, бросать, хранить "навалом". Необходимо не допускать значительного затупления инструмента.
3.3. Управление токарно-винторезным станком.
Управление станком - это выполнение действий, кото­рые обеспечивают процесс резания, т. е. вращение заготов­ки и перемещение резца. Однако прежде чем приступить к управлению станком, его на­до наладить и настроить.
Наладка станка заключа­ется в закреплении заготов­ки и инструмента. Для за­крепления заготовок приме­няют трехкулачковый патрон (рис. 67) или поводковую план­шайбу с центрами (рис.68). Записываем в тетрадь, диктую.
В патрон заготовку 1 (рис.67) помещают на глу­бину не менее 20...25 мм и сжимают кулачками 6 при помощи ключа 4. Заготовка не должна выступать из па­трона на величину более пя­ти ее диаметров.
Перед закреплением за­готовки в центрах в ее тор­цах выполняют отверстия. Передний центр 2 (рис. 68) устанавливают в коническое отверстие шпинделя, а задний 6-в пиноль задней бабки. Вместо патрона на шпинделе закрепляют поводковую планшайбу 1. Резец 1 (рис. 69) закрепляют в резцедержателе ключом 4 с помощью винтов 5. Резец не должен выступать от края поверхности резцедержа­теля на расстояние, рав­ное 1...1,5 высоты резца. С помощью подкладок 6 под резец 1 добиваются того, чтобы вершина рез­ца совпадала с вершиной заднего центра
3.3. Настройка станка.
Настройка станкаэто установление необходимой частоты вращения шпинделя и скорости перемещения суп­порта. Для каждого конкретного способа обра­ботки устанавливают наиболее выгодные режи­мы резания: скорость ре­зания, глубину резания и подачу. Скорость резания (v, м/мин) - это путь, который проходят наиболее удаленные от центра точки обрабатываемой заготовки за единицу времени при ее вращении. Глубина резания (t, мм) - это толщина слоя металла, которая срезается за один рабочий ход резца: t = (D - d)/2, где D - диаметр заготовки, d - потребный диаметр детали. Подача (S, мм/об) - это величина перемещения режущей кромки резца в направлении движения подачи за один оборот заготовки. На доске пишу буквенное обозначения скорости резания, глубины резания и подачи.
Настраивают станок ТВ-6 при помощи нескольких ручек по таблицам, которые прикреплены к станку, а также прикреплены к стене. Органы управления станком показаны на рис. 62, рассмотрите их.
3.4. Правила безопасности.
1. Не включать станок без разрешения учителя.
2. Работать на станке только в спецодежде и в защитных очках.
3. Работать только при опущенных защитных кожу­хах, закрывающих патрон и суппорт.
4. Не передавать и не брать предметы через движу­щиеся части станка.
5. Во время работы не наклонять голову близко к вращающемуся патрону.
6. Не опираться на станок, не класть на него инст­рументы и заготовки.
7. Не отходить от включенного станка.
4. Закрепление пройденного материала.
Я объяснил вам всю тему, а как она звучит (дети произносят): «Виды и назначение токарных резцов. Управление токарно-винторезным станком» (правильно), посмотрим, сколько вы его запомнили из всего того, что я рассказал вам.
4.1. Фронтальный опрос.
Вопрос 1. Каким инструментом обрабатывают детали на токар­ных станках?
Ответ 1. Для токарной обработки металлов применяют специ­альные инструменты-токарные резцы.
Вопрос 2. Что такое управление станком?
Ответ 2. Управление станком - это выполнение действий, кото­рые обеспечивают процесс резания.
Вопрос 3. Из каких основных частей состоит токарный резец?
Ответ 3. Токарные резцы отличаются один от другого по конструкции, но все они имеют тело и головку.
Вопрос 4. Как осуществляется наладка станка?
Ответ 4. Наладка станка заключа­ется в закреплении заготов­ки и инструмента. Для за­крепления заготовок приме­няют трехкулачковый патрон.
Вопрос 5. Какие поверхности и кромки имеются на головке резца?
Ответ 5. На головке имеются перед­няя и две задние поверхности, главная и вспомогательная режущие кромки и вершина резца. Главная режущая кромка выполняет основную работу резания.
Вопрос 5. Как осуществляется настройка станка?
Ответ 5. Настройка станка это установление необходимой частоты враще­ния шпинделя и скорости перемещения суп­порта. Для каждого кон­кретного способа обра­ботки устанавливают наиболее выгодные режи­мы резания: скорость ре­зания, глубину резания и подачу.
4.2. Анализ усвоения.
Вы неплохо усвоили пройденный материал, но на некоторые вопросы ответить затрудняетесь.
5. Вводный инструктаж.
5.1. Демонстрация эталонного изделия и разбор технологических операций.
5.2. Показ трудовых операций по изготовлению.
5.3. Техника безопасности при изготовлении изделия.
6. Практическая часть. Текущий инструктаж. Целевые обходы.
6.1. Первый обход - проверить организацию рабочих мест и соблюдение безопасных приёмов труда. У всех должны быть халаты, нужный инструмент и свои изделия труд
6.2. Второй обход - проверить правильность выполнения трудовых приёмов и технологической последовательности.
6.3. Третий обход – проверить правильность размеров и ведение учащимися контроля. Провести приёмку и оценку работы. Выдать (указать) дополнительную работу наиболее успевающим ученикам.
7. Заключительный инструктаж.
7.1. Анализ характерных ошибок и их причин.
7.2. Сообщение отметок учащимися полученных за урок.
7.4. Уборка рабочих мест.Дежурные убирают мастерские, а остальные свои рабочие места