Презентация на тему Формирование положительной учебной мотивации на уроках русского языка и литературы


Доклад на школьное МО учителей русского языка и литературы.Тема: Формирование положительной учебной мотивации на уроках русского языка и литературы.Все наши замыслы, все поиски и построения превращаются в прах, если у ученика нет желания учиться. В.А. Сухомлинский. Сегодня государство требует от школы выпускника, соответствующего критериям творческой личности, которая имеет способности к самопознанию, самооценке, непрерывному личностному и профессиональному совершенствованию. А для этого необходимо решать следующие задачи:Формирование положительной мотивации к учебно-познавательной деятельности при изучении предметов гуманитарного цикла.Формирование толерантности в учебных взаимодействиях.Развитие коммуникативной компетенции у обучающихся.Создание благоприятного психологического климата в учебном коллективе. Чтобы реализовать поставленные задачи, необходимо создать условия для развития мотивации школьников на каждом уроке, в том числе и на уроках русского языка и литературы. Этому способствует использование:Разнообразных форм и методов работы на уроках;Возможности каждому ученику выступить активным участником образовательного процесса;Дифференцированного и индивидуального подходов в обучении детей;Приемов развития коммуникабельных навыков, умения работать в сотрудничестве со сверстниками и самостоятельно. Мотивация – это самая сложная проблема, с которой приходится работать всем педагогам. Высшей учебной мотивацией ученика является интерес к предмету. Снижение положительной мотивации школьников - проблема, которая остается актуальной до сих пор. Важнейшая задача учителя состоит в том, чтобы обучить детей способам овладения разными видами деятельности, не дать угаснуть интересу к ним. Система повышения учебной мотивации Приемы педагогической техники на уроках русского языка и литературыИспользование кроссвордов, иллюстраций, рисунков, различных занимательных заданий, тестов, воспитывают интерес к уроку; делают урок более интересным. Уроки литературы – должны быть яркими, эмоциональными, с привлечением большого иллюстрированного материала, с использованием аудио- и видео- сопровождений. «Лови ошибку»обсуждая с учащимися уже изученный материал, учитель намеренно допускает ошибки, ученики должны исправить их. «Светофор» это полоска бумаги, с одной стороны красная, с другой – зеленая. При опросе ученики сигнализируют о своей готовности к ответу, поднимая «светофор»  красной или зеленой стороной. Опрос по цепочкерассказ одного ученика прерывается в любом месте и передается другому жестом учителя. И так несколько раз до завершения ответа. Лови ошибку.Мозговой штурм.Театрализация. Резюме.Создание ситуации успеха.Освобождение от домашнего задания, зачёта и других форм контроля. Создание ситуации успеха.Оценка – не отметка.Кредит доверия.Использование жизненного опыта ребенка. 1. Этап мотивации (самоопределения) к коррекционной деятельности (1-2 мин.)Цель этапа- включение обучающихся в учебную деятельность на личностно значимом уровне. Для реализации этой цели требуется: создать условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу») актуализировать требования к ученику со стороны коррекционной деятельности («надо») исходя из решенных ранее задач, установить тематические рамки и создать ориентировочную основу коррекционных действий («могу») Высказывания философов, учёных Человек может допустить ошибку. Признание её облагораживает его, но дважды облагораживает, если человек исправит ошибку. А.Навои2. Единственная настоящая ошибка – не исправлять своих прошлых ошибок. Конфуций 3. Совершить ошибку и осознать её – в этом заключается мудрость. Осознать ошибку и не скрыть её – это и есть честность. Цзи Юнь4.Умение мужественно преодолевать самого себя – вот что всегда является одним из величайших достижений, которыми может гордиться человек. П.Бомарше5. Зеркало отражает верно; оно не ошибается, ибо не думает. Думать – почти всегда значит ошибаться. Пауло Коэльо Притча, пословицаЧеловек может стать умным тремя путями: путём подражания, путём опыта, путём размышления. Китайская пословицаЧеловек может стать умным тремя путями:путём подражания – это самый лёгкий путь,путём опыта – это самый трудный путь,и путём размышления – это самый благородный путь. Китайская пословица

Приём «Удивляй!»(сообщение интересных фактов по теме урока)Есть науки древние, возраст которых определяется даже не веками, а тысячелетиями. Например, медицина, астрономия, геометрия. У них есть богатый опыт, традиции, которые берут свое начало с древности, развиваются и действуют в наше время. Так, обычай выпускников медицинских институтов давать клятву Гиппократа родился три тысячи лет назад и носит имя великого греческого врача, жившего в 460-356 гг. до н. э. на острове Коса.Есть науки совсем молодые, которые родились только в прошлом веке. Например, экология.Но есть и такие науки, чей возраст определить очень трудно. К таким наукам относится стилистика. С одной стороны наука как предмет сформировалась в начале нашего века. Но в то же время человек очень давно стал задумываться, что мы говорим и как говорим. А этим и занимается стилистика – наука о стилях. Кроме того, на “древность” указывает и сам термин, – так древние называли заостренную палочку, которой писали на восковых дощечках.Обратите внимание на эпиграф к уроку. «Знать в совершенстве язык – значит владеть его стилями». (Г.Солганик) Пример слепого кластераФОНЕТИКА( )ГЛАСНЫЕ(6)??????? Правописание корней «раст-ращ-рос» и «лаг-лож» ГЛАСНЫЕ В КОРНЕ 1) ударные 2) …………………..… 1)проверяемые 2)………………..…….. 3) чередующиеся ударением 1) ……-…… 2) Е - И 1) ....... -……-…… 2) …….- лож- Вставь пропущенные слова, корни, буквы.Озвучь данную схему.- Как ты думаешь, схема полная или неполная?– Подумай, что пропущено в данной схеме? Приём “Нестандартный вход в урок”Учитель начинает урок с противоречивого факта, который трудно объяснить на основе имеющихся знаний. Интеллектуальная разминкаВсегда нужен настрой на определенный вид деятельности. Разминку можно проводить по-разному: Что лишнее? Обобщить – приставка, корень, суффикс, окончание – что это? Какое слово скрывается? (акофенит - фонетика). Распредели слова на группы и так далееТаблички с понятиями и терминами вывешиваются на доске и задаются вопросы. Цель: осознание места и причины собственных затруднений в выполнении изученных способов действий.Для реализации этой цели необходимо, чтобы учащиеся:- проанализировали шаг за шагом с опорой на знаковую запись (алгоритм) и проговорили вслух, что и как они делали;- зафиксировали место затруднения;- соотнесли свои действия на этом шаге с изученными способами и зафиксировали, какого знания или умения не хватает для решения исходной задачи и задач такого типа вообще (причина затруднения).3. Этап локализации индивидуальных затруднений Кратко содержание этапа можно представить так:1. Перестаю действовать – начинаю думать.2. Что я делал, какие знания применял?3. Где возникло затруднение? (место)4. Почему оно возникло? (причина) 4. Этап целеполагания и построения проекта коррекции выявленных затрудненийЦель: построение детьми проекта выхода из затруднения и формирование способности к его выполнению.На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель (целью всегда является устранение возникшего затруднения), согласовывают тему урока, строят план достижения цели и определяют средства - алгоритмы, учебник и т.д. №Действия, которые нужно предпринять1Прочитать теоретический материал в учебнике2Составить план прочитанного текста 6Рассказать изученный материал соседу по парте 4Заполнить слепую таблицу5Обсудить с товарищами3Выписать ключевые слова7Рассказать изученный материал классу8Выполнить практические задания по теме Упражнение «Комплимент» (Комплимент-похвала, Комплимент деловым качествам, Комплимент в чувствах) Учащиеся оценивают вклад друг друга в урок и благодарят друг друга и учителя за проведенный урок. Такой вариант окончания урока дает возможность удовлетворения потребности в признании личностной значимости каждого. Вывод: учение только тогда станет для детей радостным и привлекательным, когда они сами будут учиться проектировать, конструировать, исследовать, открывать, т.е. познавать мир в подлинном смысле этого слова. «Весь смысл жизни заключается в бесконечном завоевании неизвестного, в вечном усилии познать больше» Э.ЗоляСотрудничать, любить и развивать,Детей сужденья мудро принимать,Ориентировать на личность обучение – Сегодня в этом педагога назначение.Всем Вам желаю творческих побед!Спасибо за внимание, друзья,До новых встреч прощаюсь с Вами я!