Формирование мотивации к учению учащихся младшего школьного возраста


Формирование мотивации к учению учащихся младшего школьного возраста
Проблема формирования мотивации учения лежит на стыке обучения и воспитания, является важнейшим аспектом современного обучения. У многих учащихся школ возникают проблемы с успеваемостью. Зачастую это связано не с работоспособностью ребёнка или его интеллектуальными возможностями, а с резким падением интереса к учению, снижению учебной мотивации.
Современная школа выдвигает новые требования к педагогической теории и практике в области подготовки подрастающего поколения к жизни и труду в условиях введения ФГОС второго поколения. А результатом образовательной деятельности должна выступать успешность обучающихся.  Отличительной особенностью новых стандартов является то, что целью является не предметный, а личностный результат. Важна, прежде всего, личность самого школьника и происходящие с ней в процессе обучения изменения, а не сумма знаний, накопленная за время обучения в школе. Учителя же, согласно федеральному государственному образовательному стандарту, обязаны создать условия для успешного освоения детьми не только базовой части программы, но и ее вариативной части. А значит, необходима эффективная мотивация младших школьников.
Но прежде необходимо разобраться, что же такое мотивация, и чем она характеризируется. По словам известных людей, мотивация – это процессы, определяющие движение к поставленной цели, факторы (внешние и внутренние), влияющие на активность или пассивность поведения. В свою очередь мотив – это побуждение к совершению поведенческого акта, порожденное системой потребностей человека и с разной степенью осознаваемое или неосознаваемое им вообще.
В начале своей школьной жизни, имея внутреннюю позицию школьника, он хочет учиться, причем учиться хорошо, отлично. Получение высокой отметки становится для ребенка целью, за которой могут стоять различные мотивы. Один из них — социальный мотив учения, связанный с подтверждением своего нового статуса школьника. Когда ребенок успешно учится, его хвалят и учитель и родители, его ставят в пример другим детям. В классе, где мнение учителя — не просто решающее, но единственное авторитетное мнение, с которым все считаются, высокие отметки обеспечивают особый статус в коллективе. Кроме того, высокие отметки для маленького ученика — залог его эмоционального благополучия, предмет гордости, источник других поощрений. Социальные мотивы учения важны для личностного развития школьника, и у детей, хорошо успевающих с первого класса, они достаточно полно представлены в их мотивационных системах.
Если в 1 классе учение привлекает детей как серьезная социально значимая деятельность,  то к 3-4 классу одним из основных мотивов учения становится стремление занять определенное место в коллективе сверстников. К концу младшего школьного возраста у учащихся совершенно необходимо сформировать   учебно-познавательный мотив - интерес не только к новым знаниям и даже не только к общим закономерностям, а именно к способам добывания новых знаний. Воспитание этого мотива необходимо для подготовки перехода ученика в среднюю школу.
Развитию мотивации младших школьников способствует   сочетание различных методов, средств и организационных форм,  которые может использовать  учитель  при планировании  обучения.
Учитель для формирования мотивации учения школьников может использовать различные методические приемы. Я выделила основные приёмы формирования мотивации младших школьников:    
совместная учебная деятельность, сотрудничество ученика и учителя;
создание творческой атмосферы;
включение учеников в коллективные формы деятельности;
поощрение познавательной активности учащихся;
новизна материала, необычность его подачи (занимательные примеры, познавательные игры, ИКТ);
привлечение учеников к оценочной деятельности и формирование адекватной самооценки.
С введением ФГОС второго поколения очень остро встал вопрос о систематизации применения ИКТ. Одним из инновационных направлений являются компьютерные и мультимедийные технологии. Внедрение инновационных технологий призвано, прежде всего, улучшить качество обучения, повысить мотивацию детей к получению новых знаний, ускорить процесс усвоения знаний.
Таким образом, можно сделать вывод: мотивация является особо важным и специфическим компонентом учебной деятельности, через реализацию и посредством которого возможно формирование учебной деятельности младших школьников в целом. Следовательно, необходимо строить контрольно-оценочную деятельность педагога так, чтобы учащиеся ориентировались не только на отметку, а на получение знаний, способов добывания новых знаний. Контроль и оценка должны выступать в роли развития учебно-познавательного мотива.
В связи с этим, мною было проведено исследование с целью выявления динамики формирования мотивации к учению учащихся младшего школьного возраста посредством использования различных методических приёмов.
Исследование проводилось на базе МКОУ СОШ № 15 в 1б, 2б, 3б, 4б классах с 2011 по 2014 учебный год.
Исследование носило комплексный характер. Оно включало в себя: метод наблюдения за детьми во время уроков и в свободное время, беседу с учениками, анкету для оценки уровня учебной мотивации младшего школьника Н.Г. Лускановой.
Анкета для оценки уровня учебной мотивации младшего школьника
Н.Г. ЛускановойЦель: изучение уровня учебной мотивации младшего школьника.
Ход исследования
Данная анкета предъявлялась индивидуально каждому ребёнку. Но так как учащиеся первого класса плохо читают, вопросы анкеты зачитывались вслух, предлагались варианты ответов, и ребёнок выбирал необходимый для него ответ. В последующие годы учащиеся заполняли анкету самостоятельно.
ТЕСТ
Инструкция: Выбери один из трёх предъявляемых ответов (наиболее тебе подходящий) на поставленный вопрос, отметь его галочкой.
Тебе нравится в школе?

а) не оченьб) нравитсяв) не нравится
Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идёшь в школу или тебе часто хочется остаться дома?
а) чаще хочетсяб) бывает по-разному в) иду с радостью
остаться дома
Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, что желающие могут остаться дома, ты пошёл бы в школу или остался дома?
а) не знаю б) остался бы домав) пошёл бы в школу
Тебе нравится, когда у вас отменяют какие-нибудь уроки?
а) не нравится б) бывает по-разномув) нравится
Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий?
а) хотел быб) не хотел бы в) не знаю
Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены?
а) не знаю б) не хотел быв) хотел бы

Ты часто рассказываешь о школе родителям?
а) частоб) редков) не рассказываю
Ты хотел бы, чтобы у тебя был менее строгий учитель?
а) точно не знаюб) хотел быв) не хотел бы
У тебя в классе много друзей?
а) малоб) многов) нет друзей
Тебе нравятся твои одноклассники?
а) нравятсяб) не оченьв) не нравятся
67056070358000Для обработки результатов исследования была использована форма, приведенная ниже:
Ключи к ответам
— ответ ребёнка, свидетельствующий о его положительном отношении к школе и предпочтении им учебных ситуаций, оценивается в три балла;— нейтральный ответ («не знаю», «бывает по-разному» и т.п.) оценивается
в один балл;
— ответ, позволяющий судить об отрицательном отношении ребёнка к той или иной школьной ситуации, оценивается в ноль баллов.
Оценки в два балла отсутствовали, так как математический анализ показал, что при оценках в ноль, один, три балла возможно более надёжное разделение детей на группы с высокой, средней и низкой мотивацией.
Интерпретация результатов:
Первый уровень. 25—30 баллов — высокий уровень школьной мотивации, учебной активности.
У таких детей есть познавательный мотив, стремление наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Ученики чётко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные оценки. В рисунках на школьную тему они изображают учителя у доски, процесс урока, учебный материал и т.п.
Второй уровень. 20—24 балла — хорошая школьная мотивация.
Подобные показатели имеют большинство учащихся начальных классов, успешно справляющихся с учебной деятельностью. В рисунках на школьную тему они также изображают учебные ситуации, а при ответах на вопросы проявляют меньшую зависимость от жёстких требований и норм. Подобный уровень мотивации является средней нормой.
Третий уровень. 15–19 баллов — положительное отношение к школе, но школа привлекает таких детей внеучебной деятельностью.
Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителем. Им нравится ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени, и учебный процесс их мало привлекает. В рисунках на школьную тему такие ученики изображают, как правило, школьные, но не учебные ситуации.
Четвертый уровень. 10–14 баллов — низкая школьная мотивация.
Эти дети посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьёзные затруднения в учебной деятельности. Находятся в состоянии неустойчивой адаптации к школе. В рисунках на школьную тему такие дети изображают игровые сюжеты, хотя косвенно они связаны со школой.
Пятый уровень. Ниже 10 баллов — негативное отношение к школе, школьная дезадаптация.
Такие дети испытывают серьёзные трудности в обучении: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в которой для них невыносимо. Маленькие дети (5—6 лет) часто плачут, просятся домой. В других случаях ученики могут проявлять агрессию, отказываться выполнять задания, следовать тем или иным нормам и правилам. Часто у подобных школьников отмечаются нервно-психические нарушения. Рисунки таких детей, как правило, не соответствуют предложенной школьной теме, а отражают индивидуальные пристрастия ребёнка.

Обработка результатов
изучения мотивации обучения для учащихся 1б класса.
В анкетировании участвовало – 30 учащихся.
Дата проведения – 30.11.2011г.
Анкетирование проводила - Старостина М.П. – учитель начальных классов.
Сумма баллов итогового уровня мотивации Количество учащихся Уровень мотивации Проценты Показатель мотивации
25-30 баллов 7 I 23,4% высокий уровень мотивации к изучению предмета
20-24 балла 14 II 46,6% хороший уровень мотивации к изучению предмета
15-19 баллов 6 III 20% положительный уровень мотивации к изучению предмета
10-14 баллов 3 IV 10% низкая мотивация к изучению предмета
Ниже 10 баллов 0 V 0% негативное отношение к школе
Диаграмма 1. Процентное соотношение выявления мотивации к учению в 1 классе

Вывод: по результатам анкетирования учащихся 1 класса мы видим, что высокий уровень мотивации наблюдается у 7 учащихся (23,4%). Процент детей имеющих хороший уровень мотивации составляет 46,6% (14 учащихся). 6 учащихся данного класса, что составляет 20%, имеют положительную внешнюю мотивацию, что говорит о слабо сформированных познавательных мотивах. Учащихся с отрицательным отношением к школе не выявлено. Из таблицы и на диаграмме видно, что 3 человека в первом классе имеют низкую мотивацию, это составляет  10% обучающихся.
Такие наблюдения явились основанием для сосредоточения моего внимания к проблеме и поиску способов её решения.  Я стала активно проводить различные методические приёмы для повышения мотивации к учению младших школьников: ИКТ, ребусы, головоломки, кроссворды, шарады и т.дОбработка результатов
изучения мотивации обучения для учащихся 2 класса.
В анкетировании участвовало – 29 учащихся.
Дата проведения – 18.10.2012г.
Анкетирование проводила - Старостина М.П. – учитель начальных классов.
Сумма баллов итогового уровня мотивации Количество учащихся Уровень мотивации Проценты Показатель мотивации
25-30 баллов 9 I 31,2% высокий уровень мотивации к изучению предмета
20-24 балла 12 II 41,5% хороший уровень мотивации к изучению предмета
15-19 баллов 5 III 17,3% положительный уровень мотивации к изучению предмета
10-14 баллов 3 IV 10% низкая мотивация к изучению предмета
Ниже 10 баллов 0 V 0% негативное отношение к школе
Диаграмма 2. Процентное соотношение выявления мотивации к учению во 2 классе

Вывод: по результатам анкетирования учащихся 2 класса мы видим, что высокий уровень мотивации наблюдается у 9 учащихся (31,2%). Процент детей имеющих хороший уровень мотивации составляет 41,5% (9 учащихся). 5 учащихся данного класса, что составляет 17,3%, имеют положительную внешнюю мотивацию. Низкий уровень мотивации во втором классе продолжает оставаться на прежнем уровне 10% (3 учащихся). Учащихся с отрицательным отношением к школе не выявлено.
По данным таблицы и диаграммы видно, что количество учащихся с высоким уровнем мотивации увеличилось до 31,2%. Для создания ситуации успеха продолжаю проводить постоянное повышение мотивации к учению. На данном этапе активно использую групповые формы работы, как в урочной, так и во внеурочной деятельности. Ребята с восторгом принимают такую форму общения. Устойчивый интерес к учебной деятельности у младших школьников формируется через проведение уроков-путешествий, уроков-игр, уроков-викторин, уроков-исследований, уроков защиты творческих заданий, игровую деятельность, и использование различных приёмов. Своевременное чередование и применение на разных этапах урока разнообразных форм и приёмов формирования мотивации укрепляет желание детей овладевать знаниями.
Обработка результатов
изучения мотивации обучения для учащихся 3 класса.
В анкетировании участвовало – 29 учащихся.
Дата проведения – 16.10.2013г.
Анкетирование проводила - Старостина М.П. – учитель начальных классов.
Сумма баллов итогового уровня мотивации Количество учащихся Уровень мотивации Проценты Показатель мотивации
25-30 баллов 10 I 34,5% высокий уровень мотивации к изучению предмета
20-24 балла 13 II 44,8% хороший уровень мотивации к изучению предмета
15-19 баллов 4 III 13,7% положительный уровень мотивации к изучению предмета
10-14 баллов 2 IV 7% низкая мотивация к изучению предмета
Ниже 10 баллов 0 V 0% негативное отношение к школе
Диаграмма 3. Процентное соотношение выявления мотивации к учению в 3 классе

Вывод: по результатам анкетирования учащихся 3 класса мы видим, что высокий уровень мотивации наблюдается у 10 учащихся (34,5%). Процент детей имеющих хороший уровень мотивации составляет 44,8% (13 учащихся). 4 учащихся данного класса, что составляет 13,7%, имеют положительную внешнюю мотивацию. Низкий уровень мотивации в третьем классе снизился до 7% (2 учащихся). Учащихся с отрицательным отношением к школе не выявлено.
На данном этапе для создания ситуации успеха мне помогают информационные технологии. На уроках мы используем презентации. Сама их составляю, привлекаю в помощь учащихся. Детям такая работа нравится, вызывает живой интерес. В течение года веду кружок «Информатика – мой друг», на котором учу учащихся правильно выполнять презентации.
Обработка результатов
изучения мотивации обучения для учащихся 4 класса.
В анкетировании участвовало – 28 учащихся.
Дата проведения – 20.10.2014г.
Анкетирование проводила - Старостина М.П. – учитель начальных классов.
Сумма баллов итогового уровня мотивации Количество учащихся Уровень мотивации Проценты Показатель мотивации
25-30 баллов 13 I 46% высокий уровень мотивации к изучению предмета
20-24 балла 12 II 42,8% хороший уровень мотивации к изучению предмета
15-19 баллов 2 III 7,2% положительный уровень мотивации к изучению предмета
10-14 баллов 1 IV 4% низкая мотивация к изучению предмета
Ниже 10 баллов 0 V 0% негативное отношение к школе
Диаграмма 4. Процентное соотношение выявления мотивации к учению в 4 классе

Вывод: по результатам анкетирования учащихся 4 класса мы видим, что высокий уровень мотивации наблюдается у 13 учащихся (46%). Процент детей имеющих хороший уровень мотивации составляет 42,8% (12 учащихся). 2 учащихся данного класса, что составляет 7,2%, имеют положительную внешнюю мотивацию. Низкий уровень мотивации в третьем классе составляет 4% (1учащийся). Учащихся с отрицательным отношением к школе не выявлено.
Сводная таблица результатов диагностики
Итоговые уровни мотивации Основные этапы диагностики
По окончании 1 -го класса (%)По окончании 2 -го класса (%)По окончании 3 -го класса (%)По окончании 4 -го класса (%)Очень высокий 23,4% 31,2% 34,5% 46%
Высокий
46,6% 41,5% 44,8% 42,8%
Нормальный
20% 17,3% 13,7% 7,2%
Сниженный
10% 10% 7% 4%
Низкий 0% 0% 0% 0%
Диаграмма 5. Сводная диаграмма результатов диагностики

Формирование мотивации – это непрерывный процесс. Полученные результаты видно на диаграмме. Из сравнительного анализа выявления мотивации к учению видно, что высокий уровень повысился на 22,6%, а низкий уровень снизился на 6%. Несомненно, что работа ведётся в правильном направлении.
Таким образом, целенаправленное и систематическое применение разнообразных форм и приёмов развития учебной мотивации у младших школьников укрепляет желание детей овладевать знаниями и формирует устойчивый интерес к учению в целом.        Основными приёмами, стимулирующими у учащихся познавательной активности, можно назвать все проблемные, частично-поисковые и эвристические ситуации, которые создаются на уроках.
Сегодня я глубоко убеждена, что формирование учебной мотивации – одна из составляющих успехов в учебно-воспитательном процессе, и потому заслуживает пристального внимания.